Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III развитие психологии в XVII-XIX веках




РАЗДЕЛ III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVII-XIX ВЕКАХ

ГЛАВА 5 ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ)

§ 1. Основные тенден-       Интенсивное развитие капиталистических отношений - в XVI-XVII ции в развитии филосо-     веках    повлекло за собой бурный расцвет многих наук и прежде     фии и психологии       всего естествоз­нания, особенно тех его областей, которые имели       Нового времени   прак­тическое значение для производства мануфактурного пе­риода. К их числу относились больше всего «механичес­кие искусства», связанные с созданием различных наземных механизмов, техники, машин, речных и морских судов, изготовлением астрономических, физических и навига­ционных приборов. Успехи и достижения механики име­ли не только практическое, но большое научное и идео­логическое значение. Открытия                           Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотра­зимые удары по религиозным мифам средневековья. Тра­диции средневековых алхимиков были подорваны блестя­щими опытами Р. Бойля. Непоправимые удары по бого­словским догматам нанесли географические открытия, связанные с мореплаванием, которые позволяли получить многочисленные сведения в области астрономии, геологии, биологии и др. С изобретением и использованием микро­скопа существенно изменились представления в области анатомии и физиологии растений и животных. Крупней­шими достижениями следует признать открытие клеточ­ного строения живых организмов и половой дифферен­циации у растений, обнаружение У. Гарвеем новой схемы кровообращения, описание Р. Декартом рефлекторного механизма поведения животных.

Успехи в развитии естествознания, подрывавшие шаг за шагом средневековую богословскую фантастику, способствовали формированию нового взгляда на при­роду в целом и месте человека в ней. На смену схоласти­ке, подчинявшей разум и науку религии, все более настой­чиво пробивало себе дорогу представление о природном происхождении человека, о его могуществе и неограни­ченных возможностях в познании и покорении природы. Общее выступление против церковной гегемонии, борь­ба за освобождение человека, его разума от религиозно­го гнета, борьба за светский характер науки - является одной из отличительных тенденций в развитии филосо­фии и психологии Нового времени.

Наметившийся коренной перелом в развитии есте­ствознания и сопровождавшие его многочисленные гран­диозные открытия выдвигали на передний план и делали особо острыми вопросы общих принципов и методов по­знания, разрешение которых было невозможно без обра­щения к основным психическим способностям и функци­ям человека. При разработке проблем, связанных с мето­дологией, и методов познания, ученые разделились на два течения - эмпирическое и рационалистическое. Разногла­сия между сторонниками эмпиризма и рационализма воз­никали в основном по трем кардинальным вопросам. К ним относились вопросы об источниках и происхожде­нии знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рациона­листического течения, пионерами которого выступили Р. Декарт и Г Лейбниц, считали, что источник знаний зак­лючен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априор­ное происхождение, т. е. выводились из самого ума и врож­денных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассмат­ривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рациона­лизма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из прин­

Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___

                  

ципов либо ранее установленных, либо врожденных (Р. Де­карт, Г. Лейбниц). Противоборство и столкновение ра­ционалистического и эмпирического направлений состав­ляло другую общую тенденцию в развитии философии и психологии Нового времени.

Противоречия, возникшие между учеными XVII сто­летия в области общей методологии познания обостря­лись и усложнялись разногласиями в решении другого, не менее принципиального вопроса о природе самих по­знавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к теле­сному организму, с другой. Споры, возникшие по этому поводу, породили так называемую психофизическую про­блему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря - мате­риализма и идеализма. Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Р. Декарт, Г. Лейбниц и                 Б. Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с разных позиций: Р. Декарт - с позиций дуализма; Г. Лейбниц - идеализма; Б. Спиноза - материа­лизма. Подобным образом и эмпиризм развивался как представителями материалистического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, французские и русские материалисты XVIII века), так и сторонниками идеалистических тече­ний (Дж. Беркли, Д. Юм и др. ).

Наряду с различиями в подходах к решению психо­физической проблемы сторонников рационалистическо­го и эмпирического направлений объединяли и некото­рые общие моменты, которые были связаны с состояни­ем и уровнем науки в целом.

Выше уже упоминалось, что наиболее развитым раз­делом знаний была механика твердых тел, доминирование которой породило тенденцию и все остальные явления не­живой и живой природы трактовать и объяснять в терми­нах механики. В качестве универсального методологичес­кого подхода и способа объяснения и познания окружаю­щего мира механицизм закрепляется и в философии. Из философии механистические принципы переносятся в пси­хологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться по образ­цу механических процессов.

Философско-психологические учения Нового вре­мени, будучи механистическими по форме, были вместе с тем и метафизическими по способу мышления. Пере­несение в область философии и психологии механисти­ческих взглядов, а вместе с ними зародившегося в естест­вознании принципа расчленения сложных явлений при­роды на отдельные классы и элементы с последующим рассмотрением их вне взаимной связи и развития, поро­дило односторонность и ограниченность механистичес­ких и метафизических моделей поведения и сознания человека, выдвинутых крупнейшими мыслителями XVII-XVIII веков.

Общим недостатком философско-психологических систем Нового времени явились также их непоследовательность и половинчатость, колебания и компромиссный характер, вызванные противоречивостью и неустойчиво­стью социально-экономических условий, которыми ха­рактеризовался переходный период от феодализма к ка­питализму. Вместе с тем, философско-психологические взгляды XVII-XVIII веков имели исключительное значе­ние для последующего развития психологии, поскольку именно в этот период были сформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе кото­рых будет происходить формирование экспериментальной психологии во второй половине XIX столетия. Л. С. Ру­бинштейн,               Б. Г. Ананьев, Э. Боринг, Р. Вудвортс и другие современные отечественные и зарубежные психологи еди­нодушно признают, что по своим философским основам экспериментальная психология в период ее становления была наукой XVII-XVIII веков. Данное обстоятельство делает целесообразным более подробное рассмотрение истории развития философско-психологических: идей, выдвинутых в Новое время и выступивших в качестве теоретических предпосылок возникновения эксперимен­тальной психологии.

 

§ 2. Ф. Бэкон как осно-     В XVII столетии наиболее передовые позиции как в,                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...