Раздел III развитие психологии в XVII-XIX веках
РАЗДЕЛ III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVII-XIX ВЕКАХ ГЛАВА 5 ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII СТОЛЕТИЕ) § 1. Основные тенден- Интенсивное развитие капиталистических отношений - в XVI-XVII ции в развитии филосо- веках повлекло за собой бурный расцвет многих наук и прежде фии и психологии всего естествознания, особенно тех его областей, которые имели Нового времени практическое значение для производства мануфактурного периода. К их числу относились больше всего «механические искусства», связанные с созданием различных наземных механизмов, техники, машин, речных и морских судов, изготовлением астрономических, физических и навигационных приборов. Успехи и достижения механики имели не только практическое, но большое научное и идеологическое значение. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона нанесли первые неотразимые удары по религиозным мифам средневековья. Традиции средневековых алхимиков были подорваны блестящими опытами Р. Бойля. Непоправимые удары по богословским догматам нанесли географические открытия, связанные с мореплаванием, которые позволяли получить многочисленные сведения в области астрономии, геологии, биологии и др. С изобретением и использованием микроскопа существенно изменились представления в области анатомии и физиологии растений и животных. Крупнейшими достижениями следует признать открытие клеточного строения живых организмов и половой дифференциации у растений, обнаружение У. Гарвеем новой схемы кровообращения, описание Р. Декартом рефлекторного механизма поведения животных.
Успехи в развитии естествознания, подрывавшие шаг за шагом средневековую богословскую фантастику, способствовали формированию нового взгляда на природу в целом и месте человека в ней. На смену схоластике, подчинявшей разум и науку религии, все более настойчиво пробивало себе дорогу представление о природном происхождении человека, о его могуществе и неограниченных возможностях в познании и покорении природы. Общее выступление против церковной гегемонии, борьба за освобождение человека, его разума от религиозного гнета, борьба за светский характер науки - является одной из отличительных тенденций в развитии философии и психологии Нового времени. Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия выдвигали на передний план и делали особо острыми вопросы общих принципов и методов познания, разрешение которых было невозможно без обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания, ученые разделились на два течения - эмпирическое и рационалистическое. Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма возникали в основном по трем кардинальным вопросам. К ним относились вопросы об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Р. Декарт и Г Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т. е. выводились из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей. В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из прин
Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___
ципов либо ранее установленных, либо врожденных (Р. Декарт, Г. Лейбниц). Противоборство и столкновение рационалистического и эмпирического направлений составляло другую общую тенденцию в развитии философии и психологии Нового времени. Противоречия, возникшие между учеными XVII столетия в области общей методологии познания обострялись и усложнялись разногласиями в решении другого, не менее принципиального вопроса о природе самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму, с другой. Споры, возникшие по этому поводу, породили так называемую психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря - материализма и идеализма. Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так, Р. Декарт, Г. Лейбниц и Б. Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с разных позиций: Р. Декарт - с позиций дуализма; Г. Лейбниц - идеализма; Б. Спиноза - материализма. Подобным образом и эмпиризм развивался как представителями материалистического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, французские и русские материалисты XVIII века), так и сторонниками идеалистических течений (Дж. Беркли, Д. Юм и др. ). Наряду с различиями в подходах к решению психофизической проблемы сторонников рационалистического и эмпирического направлений объединяли и некоторые общие моменты, которые были связаны с состоянием и уровнем науки в целом.
Выше уже упоминалось, что наиболее развитым разделом знаний была механика твердых тел, доминирование которой породило тенденцию и все остальные явления неживой и живой природы трактовать и объяснять в терминах механики. В качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания окружающего мира механицизм закрепляется и в философии. Из философии механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться по образцу механических процессов. Философско-психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были вместе с тем и метафизическими по способу мышления. Перенесение в область философии и психологии механистических взглядов, а вместе с ними зародившегося в естествознании принципа расчленения сложных явлений природы на отдельные классы и элементы с последующим рассмотрением их вне взаимной связи и развития, породило односторонность и ограниченность механистических и метафизических моделей поведения и сознания человека, выдвинутых крупнейшими мыслителями XVII-XVIII веков. Общим недостатком философско-психологических систем Нового времени явились также их непоследовательность и половинчатость, колебания и компромиссный характер, вызванные противоречивостью и неустойчивостью социально-экономических условий, которыми характеризовался переходный период от феодализма к капитализму. Вместе с тем, философско-психологические взгляды XVII-XVIII веков имели исключительное значение для последующего развития психологии, поскольку именно в этот период были сформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которых будет происходить формирование экспериментальной психологии во второй половине XIX столетия. Л. С. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Э. Боринг, Р. Вудвортс и другие современные отечественные и зарубежные психологи единодушно признают, что по своим философским основам экспериментальная психология в период ее становления была наукой XVII-XVIII веков. Данное обстоятельство делает целесообразным более подробное рассмотрение истории развития философско-психологических: идей, выдвинутых в Новое время и выступивших в качестве теоретических предпосылок возникновения экспериментальной психологии.
§ 2. Ф. Бэкон как осно- В XVII столетии наиболее передовые позиции как в,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|