Раздел II психология средневекового периода и эпохи возрождения
Ψ __ Общие итоги____________________________________________________________________ материалистами, но и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся. Хотя природа трактовалась древними учеными в целом нерасчлененно, как бы синкретично, однако первые попытки выделения одних явлений из совокупности других, стремление понять их место в общей картине мироздания уже тогда имели место. Явления душевной жизни человека не могли не привлечь внимания древних ученых вследствие их своеобразия и специфической природы. Именно поэтому еще на заре научного знания психические явления достаточно четко вычленялись из чисто материальных и, более того, осуществлялись попытки внутренней дифференциации отдельных сторон души. Обычно область психических явлений разделялась на две больших группы - познавательные и побудительные силы. Пытаясь понять их природу, древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие психологии и которые не потеряли своего значения до настоящего времени.
Ψ ___§ 1. Неоплатонизм: богословско-идеалистическая интерпретация…_______________ РАЗДЕЛ II ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ § 1. Неоплатонизм: бо- I-II вв. новой эры - начало разложения рабовладельческого гословско-идеалисти- общества. Острыеполитические столкновения, восстания рабов, ческая интерпретация гражданские войны, т. е. все то, чем сопровождался распад римской природы души в учени- империи, не могли не вызвать существенные сдвиги в сознании ях Плотина и Августина людей. Безысходность жизни, в которой оказывались люди, невозможность изменить тяжкие и невыносимые условия существования побуждали человека замыкаться в своем внутреннем мире и искать утешение в себе. Это упадническое настроение народных масс не замедлила использовать зарождающаяся церковь, которая была призвана на помощь правителям римской империи для укрепления своей власти. Оказывая императорам постоянную помощь и поддержку в подавлении возмущенных масс, церковь все более укрепляла свои позиции и усиливала свое влияние в Риме. Как известно, в I в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима.
Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покорности, уединению и погружению в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на его внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах одного из первых и наиболее крупных идеологов раннего христианства Плотина (205-270 гг. ). В значительной части учение Плотина опиралось на идеи Платона, однако в нем содержались новые акценты, появившиеся под влиянием тех политических и социальных условий, о которых было сказано выше. В учении Плотина за основу всего сущего принималось нечто сверхприродное и божественное. К этому первоначалу не приложимо никакое определение. О сверхприродном можно судить только по тому, что им порождается. Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начала. Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественного. В этом движении божественного выделяются четыре сменяющих одна другую ступени: божественное первоначало - божественный ум - божественная душа - природа. По мере нисхождения верховного начала, оно от первозданного своего единства переходит во множество умов и душ. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала.
Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна. Душа по своей деятельности едина. Разлагаться на элементы или слагаться из них душе не свойственно. Однако это единство может проявлять себя в трех сторонах, выступающих как относительно самостоятельные уровни или части души - умопостигаемая душа, чувственная душа, тело. Основная деятельность души заключается в трех функциях: 1) в обращении к мировому разуму; 2) в обращении к чувственному миру и телу; 3) в обращении к самой себе. Если у Платона, как известно, активность души проявлялась, главным образом, в приобщении к идеям мирового разума, а также в обращении ее к чувственному миру, то у Плотина, помимо этих двух функций, душе приписывается новая форма активности, состоящая в способности к анализу и отображению собственной деятельности. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями о всех своих прошлых и нестоящих действиях. Мимо внутреннего ока не Ψ __§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в…_________________ может пройти ни одно состояние души, будет ли оно из познавательной или побудительной сферы. Учение Плотина о существовании универсальной способности души к наблюдению за своими состояниями знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии. Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Во многих отношениях Августин идет за Плотином. Августин полагал, что мир создан богом; его постоянным участием и творением определяется развитие природы. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела. В вопросе о возникновении человеческих душ Августин колебался между двумя наметившимися в тот период точками зрения - традукционизмом и креацинизмом. Согласно первой точке зрения, души передаются через размножение от одного поколения к другому, а согласно второй - души создаются богом в момент рождения людей.
В учении о познании Августин близок к Плотину, но вносит и собственные коррективы. Новым в психологии Августина является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Волюнтаризм в учении Августина носил богословский характер. Основное назначение души, по его мнению, состоите познании необозримых по своему числу истин, источником которых является бог. Строй познания соотносился с тремя божественными ипостасями, где в качестве бога-отца выступал объект познания; бога-сына - сам акт познания; бога-святого духа - деятельность воли, которая направляет и регулирует познавательные акты. Каким же образом открываются истины? Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Как, например, человек может знать о том, что он существует? Прежде всего, считал Августин, через осознание того, что человек размышляет, переживает, помнит, желает, и т. п. Вот это сознавание своих внутренних душевных состояний и должно восприниматься человеком как истина того, что он действительно существует. Что же касается существования внешних вещей, то их реальность должна быть принята на веру. Итак, объектом познания, по Августину, является собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его - это внутреннее чувство и разум, управляемые волей. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б) направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря трем основным функциям воли душа оказывается способной воспринимать как собственную деятельность, так и недоступные внешнему взору продукты этой деятельности. Подобно всем другим проявлениям души, воля предопределяется богом. Одни люди предрасполагаются божеством к доброй воле, другие - к злой. Представление о божественной предопределенности поступков и поведения людей явилось идеологической опорой для церкви в ее борьбе против разума, света и науки. Ориентируясь на это положение Августина, богословы внушали людям, что всякое выступление против веры есть выступление против божественного предопределения, ведущее за собой вечные загробные муки. Чтобы частично освободить выступивших против бога людей от будущих мучений в загробном мире, Августин предлагал ввести на земле смертную казнь через сожжение как кару наиболее мягкую, «милосердную и без пролития крови». Так, в учении Августина засветились первые искры, из которых вырастут будущие костры инквизиции и непревзойденной жестокости средневековой церкви.
Взгляды Плотина и Августина на протяжении многих столетий станут путеводной звездой для средневековой схоластики. Следы их идей можно заметить и в Новое время. Достаточно сказать, что учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв. § 2. Возрождение идей С дальнейшим упадком рабовладельческого строя и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|