Основной вопрос философии и его две стороны
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Философия как особая форма мировоззрения Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество? Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям. Философия - это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества. Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием. Философия имеет свой предмет исследования - это область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру. Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и творит окружающий мир. на человека познающего и исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настройсистема мировоззренческих чувств.
Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира: в Китае, Индии и Греции.
Сам термин «философия» древнегреческого происхождения: «фило» - люблю, «софия» - мудрость. Однако термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру. Философия – это особая, рационализированная форма общественного сознания, рассматривающая наиболее общие проблемы природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем философия не только форма общественного сознания, но и особая наука со своим терминологическим аппаратом, способом постановки проблем со своими задачами. Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением. Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. Уровни мировоззрения: - жизненно-практический (обыденный); - теоретический (интеллектуальный) Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность. В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира. В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество? Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям. Философия - это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества. Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием. Философия имеет свой предмет исследования - это область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру. Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и творит окружающий мир. на человека познающего и исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настройсистема мировоззренческих чувств.
Основной вопрос философии и его две стороны Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, природе. Он имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир? В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы подразделяются на два больших лагеря – материалистов и идеалистов. Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи. Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление. Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. Объективный идеализм рассматривает в качестве такого исходного сознания некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля и др.). Субъективный идеализм в качестве исходного полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д. Функции философии
Структура философии
Основные отрасли философии (соответствуют структуре мировоззренческого отношения) следующие: - учение об общих законах бытия (онтология); включая учение об обществе (социология) и человеке (философская антропология); - учение об общих законах познания (гносеология); - учение о формах и законах мышления (логика); - учение об эстетическом отношении человека к миру (эстетика); - учение о нравственном отношении человека к миру (этика). Средствадеятельности - это то, чем реализуются цели деятельности. Основные средства философской деятельности следующие: 1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.; 2) фундаментальные философские идеи. Например, идея развития. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы; 3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единствамира; принцип детерминизма (причинности); 4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни. 5) философские теории. Например, теория отражения, теория классовой борьбы, теория развития и др.; философские теории представляют собой высшую форму теоретической деятельности человека. Философскиетеории являются также средством обоснования философских методов. 6-7. Социальная обусловленность и относительная самостоятельность философии в обществе. Философия и другие формы общественного сознания. Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии. Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество? Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется, осмысливает социокультуру на более высоком уровне. В центре философии стоят не вопросы бытия в целом, а проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение. Философия, давая ответ на наиболее значимое для человека, включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям. Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным оптимизмом. Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества. Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием. Области наук, которые относятся к философии: этика, эстетика, история, философия, социальная философия. Природа философского знания включает в себя соотношение философия с другими формами общественного сознания. Средние века: философия и религия. Эпоха просвещения: философия и гуманитарные науки. Сегодня: философская природа знания включает политику, науку как таковую, философию техники, философию. Философия занимает особое место в культуре, как познавательной, так и практической деятельности, она стимулирует мысль, обобщает социокультурный опыт. В связи с этим одни философы склонны к раннефилосовской позиции - философия включает в себя все (догматизм), другие отрицают ее роль как науки исчерпывающей себя окончательно, третьи ведут спор о природе философского знания, о предмете, о соотношении философии с политикой, другими науками и творческой деятельностью людей. Философия дает общий познавательный смысл и этот мыслительный акт окрашивает знание человека духовностью. Философия осмысливает фундаментальные открытия и не вмешивается в частные науки, поэтому она является мировоззрением. Вывод: Философия - это наука о максимально универсальном, всеобщем, всеохватывающем, основательном, фундаментальном и сущем, существенном. В рассуждениях на абстрактном уровне обосновываем мысли. Единого толкования, определения нет.
Возникновение философии Философия Древней Индии В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию, имеются общие предпосылки возникновения и развития философии. В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась более самостоятельно. Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию. Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий. Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:- ортодоксальные – брахманские, которые сформулированы на тексте вед Ниманса и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и шраманские – Санкъя, Йога и Вайшешика - неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм, Буддизм). Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную, которой много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах считался закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и последующего существования человека. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман – безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных отношений. Учения Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды, первый текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет – сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и является абсолютной. Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Главное содержание – разработка космического пути через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа от деятельности чувств, духа, ума, тела. Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай. Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Вайшешика (от санскр, вишеша - особенный, отличный). Вайшешика придерживается атомистической точки зрения. Ньяя – правило, рассуждение. В центре методыправильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка: материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя, дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Т.о. философия Древней Индии характеризуется умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически понимаемой проблеме значения. Древнекитайская философия Если в Индии философские школы формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его ортодоксией. Наиболее влиятельными и соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм. Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:1. Принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических, социальных, политических систем, и во всех философских учениях рассматривает проблемы управления государством и способы самоусовершенствования человека.3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на выражении содержания сущности мира, человека и др.4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства, особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь подчинена закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от природы добр, ему присущи 4 качества: сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о соответствии идеального Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля). Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье, богатство и нищета. Главный способ управления страной считается справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых. Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле, Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал – патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять. Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать. Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая. Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью. Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии. Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-бюрократической системы Китая. Античная философия - I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы, Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов Левкиппа и Демокрита;- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа, Платона, Аристотеля; - III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том, что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и стоицизму. - IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок, эпикуреизм. В древнегреческой философии очень четко просматривалась атериалистическая и идеалистическая философия, получившие название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период зарождается диалектика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|