Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи Возрождения




 

Постепенно освобождаясь от традиции средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греческого antropos- человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Познание в эпоху нового времени становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. Gnosis – знание, познание). Одно из таких направлений – рационализм (от лат. Ratio - разум) – выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт (1596-165О), Б. Спиноза (1632-1677), Г. Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.

Другое философское направление – эмпиризм (от empiria – опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

Уже в период ранних буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теологии и схоластики. В конце ХVI- начале ХVII вв. в Англии возникло сильное материалистическое направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХVII и отчасти ХVIII столетий. Английский материализм ХVII в. представлен философскими теориями Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Д. Локка. Блестящим представителем передовой научной мысли во Франции в ХVII в. был выдающийся естествоиспытатель, математик и философ Р. Декарт. Почетное место среди передовых мыслителей ХVII века принадлежит голландскому философу Б. Спинозе.

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потребностям развития производства, но в то же время накладывало свой отпечаток на философское осмысление мира. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

Французский материализм XVIII в. был передовым мировоззрением, идеологически подготовившим французскую буржуазную революцию. Наиболее яркими его представителями были Ж. Мелье (1664-1729), Ж.О. Ламетри (1709-1750), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771). Французские материалисты XVIII в. выступали с резкой критикой религии, опираясь на прочный фундамент материалистического понимания природы.

XVIII в. в истории человеческой цивилизации не случайно называют эпохой Просвещения. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Д. Локка, Д. Толанда (1670-1722). Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.М. Вольтером (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1612-1778), Д. Дидро, М.Д. Аламбером (1717-1783), П. Гольбахом, Ж. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали И.Гердер (1744-1803) молодой И. Кант (1724-1804).

 

Материализм эпохи Возрождения

 

Черты нового, математического и эмпирически-наблюдательного естествознания разрабатывал матема­тик и. астроном Г. Галилей. Творчество Г. Галилея (1564—1642), завершая Возрождение, знаменует пере­ход к Новому времени. Галилей начал, ставшие цен­тральными в XVII веке, исследования проблем метода и методологии научного познания. Продолжая линию ма­тематического, точного естествознания, он начинает широко привлекать наблюдения с использованием те­лескопа, обнаружив много ранее неизвестных звезд, го­ры и «моря» на Луне. Наблюдение периодически появ­ляющиеся пятен на Солнце привело к выводу о его вращении вокруг оси. Галилей сделал выдающийся шаг к опытному естествознанию, экспериментально опровергнув умозрительное суждение Аристотеля о различной скорости падения разных по весу тел. Тысячу девятьсот лет, от Аристотеля до Галилея, никто не сомневался в пра­вильности этого положения. Уже одно намерение экспериментально проверить утверждение Аристотеля ставило под сомнение прежде непререкаемый авторитет великого греческого мыслителя. По команде Галилея в присутствии ассистентов-наблюдателей с высоты площадки Пизанской башни, которая и тогда уже имела наклон, были одновременно брошены вниз тяжелое чу­гунное ядро и маленькая дробинка. Наблюдатели зафиксировали, что оба тела, столь разные по массе, при­землились одновременно. Тем самым экспериментально было доказано, что скорость падения тел не зависит от веса. Выдающиеся по значимости открытия Галилея и принятие им идей гелиоцентрического учения привлекли внимание инквизиции. Вызванный на суд инквизиции Галилей, в отличие от Бруно, публично произнес требуемые формулы покаяния. Возможно, он не испытывал при этом драматических переживаний, поско­льку полагал, что с помощью математики исследует через предметы-символы соотношения, явленные Богом в мире.

Идеалом Возрождения стал творческий человек разносторонних дарований. Воплощением идеала могли служить названные великие представители Возрождения, а также — персонажи и общественное устройство, описанные в появившемся новом жанре литературной утопии — в «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы.

 

Эпоха Просвещения

В этот период внимание мыслителей привлекают такие, начавшие ранее формироваться, основные ори­ентации или архетипы, как эмпиризм и рационализм.

В эмпиризме (греч. — опыт) чувственные восприятия опыта признаются единственными и доста­точно надежными результатами достоверного знания, которые рациональное (понятийно-логическое, теоре­тическое) мышление может упорядочивать, перераба­тывать, не добавляя ничего нового, В рационализме абсолютизируется понятийно-логическое (дискурсив­ное) мышление, способное открывать сущностные, за­кономерные связи предметов, для знания которых эм­пирические данные опыта не считаются сколько-нибудь значимыми.

Эмпиризм разрабатывался в трудах английскихмыслителей Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

Ф. Бэкон был деистом — непоследовательным материалистом, признававшим, что мир и его законы созданы Богом, который в дальнейшем в изменения мира не вмешивается. Ф. Бэкон критиковал схоластику. Он считал, что в познании надо исключить искажающие истину призраки (или идолы), как некоторые стереотипы восприятия и оценки явлений.

В работах Т. Гоббса ориентация на эмпирическое выражена с позиций последовательного материализма. Дж. Локк обращал внимание на роль чувств (на латинском — sensus) — ощущений, восприятий — в эмпирическом познании. Он считал, что нет ничего взнании (в разуме, в мышлении), чего прежде не было бы в чувствах. Такую позицию называют сенсуализмом. Представители эмпиризма интересовались также вопросами общественной (социальной) жизни.

Т. Гоббс учил о естественном состоянии первобытных людей как «войне всех против всех». Со временем многие люди пришли к выводу о необходимости часть своих суве­ренных прав передать некоему третьему лицу, которое будет следить за тем, чтобы люди взаимно не истребили друг друга: Таким третьим «лицом» стало государство, или, по Гоббсу, могущественный Левиафан (сказочное, упомянутое в Библии, чудовище), обеспечивающее мирную жизнь граждан.

Дж. Локк разделял взгляд на юридическое равенство как равенство возможностей разных личностей. Он считал, что личность от рожде­ния обладает тремя основными правами: на жизнь, сво­боду и на собственность. Эта тройственная правовая формула Локка вошла в конституции ряда буржуазных государств.

Яркими представителями рационализма Нового времени были: французский философ, математик и физик Р. Декарт, голландский мыслитель Б. Спиноза, немецкий философ, математик и инженер Г. Лейбниц.

Декарт признавал одновременное существование двух независимых друг от друга субстанций: 1) материальной с основным свойством (атрибутом) — протяжением 2) нематериальной субстанции, атрибут которой мышление. Такую позицию называют дуализмом. Как ученый-физик Декарт был материалистом, а как философ оказывался идеалистом.

Б. Спиноза как пантеист считал, что бог повсю­ду, он равен природе, а природа есть причина самой се­бя. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза провел лингвистический (языковый) анализ ряда тек­стов Ветхого Завета и впервые показал, что отдельные книги, главы, или разделы ветхозаветной Библии напи­саны не теми авторами, именем которых книги названы. За свои свободолюбивые настроения Спиноза был от­лучен от церкви и изгнан из иудейской общины Ам­стердама.

Г. Лейбниц в «Монадологии» развил учение о не­материальных единицах бытия — монадах, своего рода «духовных атомах». Монады являются основой вещей. Монады активны и автономны, не имеют «окон и две­рей» для получения и передачи сведений о своем со­стоянии. Тем не менее, они вступают в упорядоченные соотношения, определяемые божественной «предуста­новленной гармонией». Сложные предметы образуются благодаря взаимодействию простых монад. Между мо­надами и образуемыми ими предметами возникают от­ношения иерархии (подчиненности), которым соответ­ствует «лестница существ». На ее вершине находится высшая монада — Бог. В «Теодицее» (Богооправдании) Лейбниц доказывал, что мы живем в лучшем из миров. Положение это неоднократно подвергалось сомнению и ироничной критике (в частности Вольтером в его «Философских повестях»).

Идеи Просвещения нашли выражение в творче­стве французских мыслителей, деистов Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) и Ж.Ж. Руссо.

Великий вольно­думец и насмешник Вольтер выступал против сослов­ного неравенства, остро критиковал монархию, цер­ковь, клерикализм (от лат. clericalis — церковный) как ориентацию на усиление влияния церкви и духовенства.

Деист Ж.Ж. Руссо, как и Вольтер, был идеологическим предтечей Великой французской революции, Руссо выступал за равную частную собственность всех граждан (эгалитаризм), высказал диалектические идеи о переходе от одних фаз исторического развития к другим, противоречивости общественного развития.

 

Философия Беркли и Юма

В отличие от материалистического сенсуализма (Локка, Дидро, Ломоносова), ориентацию на эмпирическое познание проявляли и идеалисты, английские мыс­лители Д. Беркли и Д.Юм. Их философские воззрения относятся к линии субъективного идеализма. Взгляды Беркли и Юма на роль ощущений в познании можно обозначить как идеалистический сенсуализм. Позицию Д.Беркли передает высказывание «Существовать, значит быть воспринимаемым (воспринятым)». По Беркли ощущения (которые он называл идеями) явля­ются исходными элементами, из которых человек кон­струирует, «собирает» в своих представлениях предметы. Так, яблоко у Беркли — совокупность ощущений(идей) круглого, кисло-сладкого и т. д. Чтобы избежать обвинения в солипсизме, Беркли утверждал, что источником идей-ощущений является Бог. Желая опровергнуть материализм и атеизм, Д. Беркли использовал доводы крайнего номинализма. Он утверждал, что материя как таковая не существует, поскольку она не представлена в виде конкретного предмета, т.е. ее нельзя представить как некоторый отдельный предмет.

Д.Юм высказал сомнение в существовании предметов. Верно подметив, что не всякое «после этого» означает по «причине этого», Д. Юм пришел к отрицанию причинности. Это — позиция скептицизма (от греч. — рассмотрение; сомнение, критическое отношение к чему-либо; здесь, у Юма, — сомнение в достоверности, истинности знаний). Последовательный скептицизм перерастал в агностицизм, когда Юм утверждал, что человек не может выйти за пределы собственных ощущений и узнать, есть ли что-либо за ними. Любой агностицизм опровергается достижениями материально-производственной деятельности, социальным опытом, развитием науки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...