Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые философы (Милетская школа, Гераклит, Пифагор)




Первые представления о мире связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал воду. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен тоже стремились выделить первооснову. Анаксимен продолжил идею Анаксимандра, который первоосновой считал айперон. Анаксимен полагал, что первоосновой является воздух. Воздух, разряжаясь, становится огнем, сгущаясь, становится ветром. Анаксимен пытается представить сущее на уровне частиц. Псевдоплутар, характеризуя Милетскую школу, обратил внимание на то, что сущность этих субстанций бесконечна, а по своим качествам определена. Пифагор и его последователи субстанционным началом считали числа, которые управляют материальной и духовной силой, включая нравственность. Они пытались числовую философию сделать философией гармонии мира. По свидетельству Аэция Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10 сфер и 10 планет. Философия Пифагора - это попытки постижения количественной стороны мира человека, призванного наблюдать природу неотделимо от развития философии и математики. Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Гераклит рассматривает мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей.

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый, который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами материальности мира, его метафизического познания, как формы существования объективной реальности.

 

Сократ, его жизнь и философствование

Основная проблема, которая волновала этого мыслителя, была проблема человеческой морали и путей достижения счастья. Сократ (469-399г.г.г. до н.э.) более сосредоточил свое внимание на достижении счастья и свободы отдельного человека. Очень важным для становления философии как самостоятельной области человеческого существования стало определение ее задач Сократом. Сократ ввел запрет на умозрительные заключения. Любое высказывание должно опираться только на жизненный опыт человека и его логику. Философ, по мнению Сократа, ничему не может научить, поскольку знание находится внутри человека. Но он может, вооружившись искусством, преодолевать противоречия (диалектикой), помочь рождению знания в душе человека. Свое учение Сократ называл майевтикой (акушерством). По его словам, его мать – повивальная бабка – помогала рождаться человеческим тела. А сам он помогает рождаться человеческим душам.

Сократ считал излишним изу­чение природы. Майевтика и ирония способствовали появлению первой формы диалектики как искусства в диалоге выявлять сущность (истину, определение) предмета. Сократ ставил вопросы, ответы на которые нередко вели к выявлению противо­речивых сторон предмета. Появлялась возможность по­стигать суть предмета или давать ему определение (на­пример, таким качествам, как красота, мужество и т. д.), сопоставляя противоположные о нем суждения. Сократ был привлечен к суду за «введение новых божеств и развращение юношества», обвинен в непочтении к бо­гам и за свое «инакомыслие» был осужден на смертную казнь (выпил по приговору суда яд цикуты).

 

Атомизм

Не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию теоретических и рациональных взглядов и представлений. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит (род. около 470 г. до н. э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма.

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе ихнаходятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодолениеопределенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.

Философия Платона

Она исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а умопостигаемый мир – это мир идей. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который неопределенен, изменчив. Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире. Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны, стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство. Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной

Аристотель

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону. Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых – 150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования учеников, но не для широкой публики. Хорошо сохранились произведения, которые использовались для мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учениковАристотеля:1) философские проблемы метафизики;2) этические вопросы - экомахова этика;3) психологические – «О душе»4) социально – политические. Аристотель сформулировал где существует частное и общее. Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее, то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2) знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный силлогизм. Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство. Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины, философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

Философия Древнего Рима

Представители школы элеатов (из г. Элея в Юж. Италии; V—IV вв. до н. э.) доказывали, что мир един и неподвижен, предмет мысли и мысль о предмете — одно и то же (признавалось тождество, или равенство бытия и мышления). Получалось, что движение присуще види­мому миру иллюзий, а истинно сущее бытие неподвиж­но. Элеаты Парменид, и особенно Зенон, доказывали в апориях (безвыходных, трудноразрешимых проблемах), что движения нет.

Средневековая философия

Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового – теоцентризм.

Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, с отворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. сreаtio - сотворение).

Средневековая философия прошла три этапа развития. На первом этапе основным направлением средневековой философии выступала апологетика (св. Тертуллиан, Ориген и др.). Основной задачей апологетики выступало обоснование возможности построения целостного мировоззрения, основываясь на тексте Святого Писания.

Второй этап развития средневековой философии составила патристика (писания «отцов церкви»). В их число включались Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст и некоторые другие. Перед ними стояла задача обоснования христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе. Однако наиболее значительное направление в философском отношении составила схоластика (от shoal – школа, досуг, свободное время), школьная философия, развиваемая в средневековых университетах.

Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия («универсалии»). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия – это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют «после вещей» и не обладают самостоятельным существованием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...