Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема познаваемости мира




 

Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины.

До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку - гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme - знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет.

Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.

Агностицизм - это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Ранней формой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.

Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.

И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных "вещей самих по себе", считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. "Вещи в себе" познанием не достигаются, они неуловимы.

На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм.

Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре.

Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации - этический, физиологический, кибернетический, иероглифический агностицизм, а также материалистический и идеалистический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм.

Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.

 

Истина

 

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -это то, что открыто для человеческого познания.

В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX столетия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамическим образованием.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность - в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.

Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический.

Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного, когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания.

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека.

Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой.

Понятие "дух" распадается на экзистенциальную и рационалистически-познавательную реальность. Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей и духовный мир индивидов.

Достижение истинностного представления о добре, сложившегося в том или ином сообществе или духовном мире конкретного человека, приводит к выявлению экзистенциальной истины.

Объектом освоения индивида могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. При рассмотрении вопроса о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов или о правильности нашего понимания теории относительности можно употреблять понятие "истинности", что ведет к признанию существования концептуальной истины.

Аналогично положение с представлениями того или иного субъекта о методах и средствах познания, тогда выделяется еще одна форма истины - операциональная.

Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная.

Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина ~ это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом), относительная истина - это неполное знание о том же самом предмете.

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие ложь оказывается близким по смыслу к понятию "дезинформация", которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация может быть осознанной или неосознанной.

От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами.

Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...