Понятие науки. Юридическая наука.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (Тексты лекций)
Курс 1 Семестры 1 Форма обучения очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения 2 года Квалификация выпускника магистр
Воронеж 2016 Составители: Малиновская Н.В., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» ______________ «____» ___________ 2016 г.
Палеха Р.Р., к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» ______________ «____» ___________ 2016 г.
Сырых В.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории права, государства и судебной власти ФГБОУ ВО «РГУП» ______________ «____» ___________ 2016 г.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» __________2016 г.
Заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» к.ю.н., доцент Канищев В.П. _______________ «____» _________ 2016 г.
Учебно-методический комплекс одобрен учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 2016 г.
© ЦФ ФГБОУВО «РГУП», 2016. © Малиновская Н.В., Палеха Р.Р., Сырых В.М, 2016.
Тема 1. Понятие и критерии юридической науки. Состав юридической науки Цели: 1. Образовательная - обеспечение формирования системы знаний по учебной дисциплине «История и методология юридической науки»: - создание условий для систематизации имеющихся материалов, усвоения новой информации, понимания причинно-следственных связей и зависимостей.
2. Мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста в области юриспруденции. 3. Ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала по дисциплине «История и методология юридической науки». 4. Воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению знаниями по дисциплине «История и методология юридической науки», развитие интереса к учебной дисциплине «История и методология юридической науки», содействие активизации мышления обучающихся. Воспитание у обучающихся волевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию идей правового государства, гражданского общества и законности в практической юридической деятельности.
Реализуемые компетенции: ОК-1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания ОК-2. Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста ОК-3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень ПК-8. Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности ПК-11. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие науки. Юридическая наука. 2. Общенаучная методология и методология права. 3. Философия как основание юридической науки.
Литература: Основная: 1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.
2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.
Дополнительная: 1. История и методология юридической науки /под ред. Ю.А. Денисова, И.Л.Честнова. - СПб.: ИВЭСЭП, 2014. - 564 с. 2. Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89. 3. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19. 4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с. 5. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21. Понятие науки. Юридическая наука. Определение понятия "наука" дать довольно сложно. В первую очередь "наука" ассоциируется со "знанием". Однако это поверхностное представление и закономерно возникает вопрос - всякое ли "знание" можно назвать наукой? Человечество накапливало знание об окружающем мире и самой природе человека с древних времен. Этот процесс был длительным и на ранних этапах - не слишком быстрым. Таким образом, первоначальные "знания" следует искать в древнейший период истории человечества. Анализируя сущность науки, ее рассматривают в диахронном и синхронном аспекте. Диахронный аспект подразумевает исторический процесс развития науки. Его характеризуют противоречивость и логическая несовместимость отдельных форм или типов науки, выделяемых исторически поступательно (*пояснить - глубокие различия в методах накопления знаний и предмете исследования, во взаимосвязи с эмпирией). Это: 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука. Первый период не случайно называется "преднаукой". Здесь слишком сильна взаимосвязь с эмпирической основой. Знание возникает не само по себе, а в связи с его эмпирической необходимостью и обоснованием. Оно носит инструментальный характер и напрямую зависит от практических потребностей (искусство счета, составление календарей, усовершенствование орудий производства).
На втором этапе - в Древней Греции - наука обретает свое сущностное (важнейшее качество) - теоретичность. Это означает, что источником научного знания являются не эмпирии, а само мышление. Знание становится логически последовательным (доказательным), теряет прежнюю зависимость от практики, становится более открытым (в отличие от закрытости, кастовости на Древнем Востоке). На третьем этапе - в Средневековье - наука становится в зависимость от теологии. ее задачи определяются уже не ей самой, а иррациональными верованиями, божественным предопределением. Таким образом, уже на примере трех данных этапов видно, что развитие науки не выстраивается логически последовательно: преднаука полностью опосредована практикой (эмпириями), античная наука становится собственно "наукой" (поднимается на теоретический уровень) и средневековая наука также имеет более астрактные основы (только на сей раз - иррациональные). Синхронное рассмотрение науки означает анализ ее сущности с точки зрения современного состояния. В настоящее время существуют два подхода к анализу понятия "наука": 1) имманентно-философский (транцендентально-аналитический). Он опирается, в первую очередь, на категории философии и только во вторую - на исследование эмпирических оснований науки. Наука здесь рассматривается как особая структура сознания (при этом исследуется и сущность последнего). Этот подход называют также "кантовским" (И. Кант), а его основы были заложены еще в Античности Платоном и Аристотелем). В нем первичен вопрос "как наука возможна?", и ответ на него определяет решение другого вопроса - "как она реально есть". 2) синтетически-обобщающий. Он напротив - опирается на эмпирическое исследование науки как особой социокультурной реальности. Данный подход занимается исследованием различных исторических форм развития науки для их обобщения и выявления общих закономерностей науки как таковой. Данный подход именуется "контовским" (О. Конт - впервые четко его применил). И он, в отличие от кантовского, начинает с вопроса "как наука есть?" и за счет него впоследствии отвечает на вопрос "как наука возможна?". (*пояснить - от теории к практике и наоборот)
Общефилософская проблема - как совместить два этих подхода. При определении науки проблема заключается в том, что исторические формы ее бытия настолько различны и часто противоречат друг другу, что их невозможно просто эмпирически обобщить. Синхронный анализ науки также имеет свои различия. Выделяют, как минимум, 4 типа наук, весьма отличных друг от друга: 1) логико-математические; 2) естественно-научные; 3) инженерно-технические; 4) социально-гуманитарные. (*ученые-представители этих наук взаимно не понимают друг друга - обсуждают вопрос о сомнительной эффективности чистой математики в описании физической реальности или пытаются применять математические модели к истории) И все же для науки в целом можно выделить некие общие характеристики: 1) это рационально-предметная деятельность сознания (*при этом понятие "рациональное знание" шире, чем "научное знание" - многие формы обыденного и даже философского знания рациональны, но ненаучны) 2) источником рационального знания может быть только мышление (не чувства, не религиозное откровение); 3) ее цель - построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Здесь проявляется взаимосвязь для науки теоретического и практического аспектов: с одной стороны это мышление об идеальных формах и сущностях, с другой стороны - оно должно быть практически применимо, иметь определенную взаимосвязь с практикой. Таким образом, можно сказать, что наука - это особый тип знания, обладающий предметностью, определенностью, системностью, логической доказуемостью, имеющий теоретико -эмпирическую обоснованность и практически применимый, получаемый в результате особой познавательной деятельности. Отталкиваясь от такого обобщенного опеределения науки, можно говорить, что юридическая наука - это особый тип знания о праве и его регулятивной природе, обладающий всеми вышеупомянутыми качествами. Правоведы подчеркивают, что знания о юридической действительности были всегда (с момента появления этой действительности), но юридическая наука сформировалась позднее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|