Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иррационалистские трактовки бытия.




Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям.

 

Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.

Небытие. Антитеза бытия. Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия.

Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.

Атомисты. Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость.

Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость.

Поскольку диалектика Платона подразумевала переход объекта в своё иное (тезис о единстве противоположностей), то, следовательно, бытие должно переходить в небытие[4]. Таким образом был выработан тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия.

Христианство проповедует бытие, (вечную жизнь), возможное только в изначально и всегда существовавшем Боге, который всегда имел замысел о мире и в какой-то момент вечности сотворил небытие (ничто). Из этого небытия Бог затем и создал всех ангелов и материальную Вселенную (2Мак.7:28).

Взгляды современной физики на небытие в материальном мире Вселенной близки точке зрения Парменида: «небытия нет», хотя философский взгляд является более широким, рассматривая существование небытия и за пределами наблюдаемой Вселенной.

Ничто. «Ничто» предметное относится к сфере относительного небытия (которое может иметь пространственно-временную локализацию), «ничто» беспредметное относится к сфере абсолютного небытия (которая бесконечна)[2]. В переносном смысле слово «ничто» используется как гипербола умаления значения объекта или явления.

В физике следует разделять понятия вакуума, абсолютной пустоты и абсолютного «ничто». Вакуум — отсутствие в пространстве какого бы то ни было вещества, тем не менее в вакууме могут существовать различные поля.[3] Если вообразить, что в некотором пространстве нет вещества и энергии (что практически невозможно) оно всё равно будет оставаться местом, куда можно поместить что угодно. Тем не менее в физике есть принцип суперпозиции, согласно которому одно поле, например, гравитационное поле материи, накладывается на другое поле, например, пустоты как пространства с нулевым воздействием, не зависящим от размеров этого пространства (то есть всегда нулевым воздействием). «Ничто» — знаковое выражение, языковое представление того, что мнится как отсутствие не только материи, но и пространства, отсутствие всего вообще. «Ничто» не существует, для него нет позитивного определения, это — символ, образ мышления, связанный с идеей несуществования чего бы то ни было.

Физиками рассматриваются теории образования Вселенной «из ничего»,[4] однако пустота или ничто не является корректным физическим понятием.

Ничто в философии. Все, что существует, имеет определённость, и поэтому «ничто» не существует, его нет, но мы способны отнестись к любой определенности со стороны отрицания и удерживать эту позицию. ничто» в этом мире существует благодаря нам, нашей способности негации, как нигилизм есть отрицание ценности мира.

«Новая онтология» и ценностные ориентации человека в современном бытии. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой — проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному — запредельному и непостижимому началу всего сущего.

Критика рационалистической трактовки человека, получившей наиболее последовательное выражение в философии Гегеля.

Проблема утопического сознания имеет не только социальные корни. Она связана с отвлеченной, казалось бы, философской темой - с проблемой бытия. Речь идет в этой связи о гипертрофии волевого начала, титанизме, предельном своеволии человеческого Я, способного коренным образом перестроить мир. Источники любой утопии заключаются в болезненном неприятии зла и несправедливости, царящих в мире, и в ненависти к ним. Но это святое чувство подчас перерастает в ненависть к самому миру и бытию как таковому, к Богу, сотворившему такой дурной и порочный мир. Именно тогда рождается радость разрушения, которую анархист М. Бакунин считал творческой радостью.
Предпосылкой перерастания ненависти к злу в ненависть к миру является ослабление чувства собственной греховности (отсюда - гордыня и титанизм), чувства, способного открыть человеку "бревно в собственном глазу" и породить смирение как условие любви к другому - к ближнему и к миру как творению Божьему. Отвержение мира как творения злого Бога, восходящее к гностицизму, является глубоким, часто невидимым слоем сознания, который сумел разглядеть Ф.М. Достоевский, показавший его в образах Ивана Карамазова, Раскольникова и Ставрогина. Здесь проявляется экстатическая жажда уничтожения настоящего ради будущего, сущего - ради небытия, утопии.
Революционная идеология и онтологический нигилизм получили свое предельное воплощение в XX в. Поэтому новое рассмотрение старой, как сама философия, проблемы бытия поможет преодолеть то “господство деонтологизированного субъективизма”, продуктом которого является “утопический активизм нового и новейшего времени в двух его вариантах: социальной революционности и технократической воли к полному переустройству, к "новому сотворению" мира - Земли и всего Космоса руками человека

З. 2. МАТЕРИЯю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...