Кинематический анализ механизма
2.1 Построение плана механизма в 6 – 8 положениях (через 45º или 60º) Исходные данные: ℓОА = 0,05 м; ℓАВ = 0,20 м. Из условия размещения плана на листе выбирается масштабный коэффициент длины звеньев, например, по звену ОА Кℓ = , где – длина отрезка, изображающего длину звена на плане. С учетом Кℓ = 0,002 м/мм длина звена АВ на плане: = = = 100 мм. В выбранном масштабе вычерчиваются планы механизма (рис.3). Из точки "O" проводится окружность радиусом ОА – траектория движения точки "А", которая делится на 8 равных частей (через 45°), восемь положений кривошипа и горизонтальная линия – траектория движения точки "В". Точки А нумеруются от 1 до 8 в направлении вращения. Из каждой точки А1…А8 на горизонтальной линии, проведённой из точки О отмечаются места положения ползуна В1…В8 отсекая их дугой окружности радиусом . На середине каждого отрезка АnВn отмечается точка положения центра масс шатуна S1… S8. Соединение этих точек позволяет получить фигуру в виде овала, которая соответствует траектории движения центра масс шатуна S2.
2.2 Траектория движения центра масс шатуна (точки S2) и характеристика траекторий движения точек А, В Рис. 3 Планы положений механизма 2.3 Кинематическая схема механизма в заданном положении Исходные данные: φ1 = 45°; ℓОА = 0,05 м; ℓАВ = 0,20 м;
n1 = 765 об/мин или угловая скорость вращения кривошипа ω1 = = = 80 рад/с. В принятом масштабе Кℓ= 0,002 м/мм кинематическая схема механизма (план механизма) при φ1 = 45° для анализа изображена на рис. 4. Планы скоростей (рис.5) и ускорений (рис.6) построить на том же листе. 2.4 Определение линейной скорости точек А, В; угловой скорости шатунa и их направления Линейные скорости точек υί механизма определяются из плана скоростей, который строится из полюса плана в масштабе Кυ = , где - длина отрезка в мм, изображающая скорость точки υί на плане. Скорость точки А: υА = ω1 ℓОА = 80 · 0,05 = 4 м/с. Вектор А приложен в точке А перпендикулярно звену 1 и направлен в сторону его вращения. Принимаем масштабный коэффициент скорости Кυ = 0,1 . На плане скорость А изображается отрезком = = = 40 мм, отложенным из полюса плана рυ (рис. 5). Скорость неподвижной точки О равна нулю. Для определения скорости точки В используем векторное уравнение (1) где - относительная скорость точки В при вращении вокруг точки А, направлена перпендикулярно звену ВА. С учетом этого = + (2) ||ОВ АО ВА. Векторное уравнение (2) с двумя неизвестными величинами и решается путем построения плана скоростей. Построение плана скоростей производится в следующей последовательности. Из произвольно выбранного полюса рυ (рис. 5) откладываем отрезок = 40 мм перпендикулярно звену АО, в направлении вращения. Из полюса рυ проводится направление вектора параллельно ОВ, а из точки " а " (конца вектора ) проводится направление вектора перпендикулярно ВА до пересечения с направлением вектора . Пересечение направлений дает точку " в " – конец векторов и . Измерив по плану отрезки и в мм получим: υВ = Кυ· = 0,1 · 34 = 3,4 м/с; υВА = Кυ· = 0,1 · 29 = 2,9 м/с. Направления скоростей указаны на плане. Величину угловой скорости шатуна определяем по формуле:
ω2 = υВА/ℓАВ = 2,9/0,2 = 14,5 рад/с; Для определения направления угловой скорости ω2 переносим вектор относительной линейной скорости в точку В плана механизма (рис. 4) и укажем их направление.
2.5 Определение линейного ускорения точек А, В; углового ускорения шатуна и их направления Линейные ускорения характерных точек механизмов (А, В) определяются из плана ускорений, который строится в масштабе. Так как звено 1 (ОА) вращается равномерно (ω1 = 80 рад/с = const), то точка А имеет только нормальное ускорение а А = = · ℓОА = 802 · 0,05 = 320 м/с2. Принимаем масштабный коэффициент ускорения К а = 5 . Вектор приложен в точке А и направлен вдоль звена АО к центру вращения в точке О. На плане ускорений ускорение изображается отрезком ´ = = = 64 мм, отложенным из полюса плана р а (рис. 6). План ускорений строится по аналогии с планом скоростей, используя векторное уравнение: = + = + + , где || ОВ; || ОА; || ВА; ВА. Нормальная составляющая равна: = = 14,5 · 0,2 = 42 м/с2 и направлена вдоль линии ВА к центру вращения в точке А. В масштабе К а = 5 (м/с2) / мм отрезок, изображающий нормальное ускорение , на плане представлен: = = = 8,4 мм. Согласно векторному уравнению из точки В´´ проводится линия действия тангенциальной составляющей относительного ускорения перпендикулярно линии ВА, а из полюса р а – линия действия абсолютного ускорения точки В параллельно линии ОВ. Точка пересечения этих линий В´ определяет вектор ускорения . Измерив по плану ускорений соответствующие отрезки, получим: а В = К а · = 5 · 46 = 230 м/с2; = К а · = 5 · 45 = 225 м/с2. Величина углового ускорения звена 2 определяется по формуле: ε2 = = = 1125 рад/с2. Для определения направления углового ускорения звена 2 переносим вектор касательной составляющей ускорения в точку В плана механизма (рис. 4) и укажем их направление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате структурно-кинематического анализа кривошипно-ползунного механизма в заданном положении φ = 45° установлено: 1. Механизм имеет одну степень подвижности. 2. Траекториями движения характерных точек являются: точки А (кривошипа) – окружность; точки В – прямая линия. 3. Звено 1 (кривошип) движется равномерно-вращательно, звено 2 (шатун) совершает сложное плоско-параллельное равнозамедленное движение, звено (3) – ползун совершает возвратно-поступательное равноускоренное движение.
Данный механизм может найти применение в поршневых машинах (двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах, прессах и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|