Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 32. Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

 

                                                                                        Основные вопросы

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

2. Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

3. Розыск транспортного средства и его водителя, скрывшегося с места ДТП.

4. Назначение автотехнической экспертизы.

 

1. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникающие в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.

Для возбуждения дела, кроме самого факта ДТП, обычно необходимы следующие признаки: смерть человека или причинение его здоро­вью тяжкого или средней тяжести вреда, причинение крупного ущерба.

Дорожно-транспортные преступления относятся к преступле­ниям, совершаемым по неосторожности, поэтому их способ являет­ся неполноструктурным и включает действия водителя, нарушившего правила движения, или эксплуатации транспортного средства, в результате которых наступили указанные выше последствия, а также действия по сокрытию следов преступления и некоторые другие приемы противодействия расследо­ванию: оставление места ДТП, быстрое устранение повреждений, перекрашивание автомашины, замена государствен­ного номерного знака, подготовка и выдвижение ложного алиби, воздействие на потерпевших и свидетелей-очевидцев в целях изме­нения их показаний в свою пользу и т.п.

Типичные следы-отражения преступления: трупы; следы транспортных средств, участвовавших в ДТП (на дороге, других автомашинах, трупах, теле, одежде и обуви оставшихся в живых потерпевших), изменения в обстановке, вызванные ДТП; части транспортных средств, перевозимого груза и горюче-смазочных материалов; сле­ды рук, обуви водителя и других участников происшествия; повреждения транспортных средств, участвовавших в ДТП..

Особенностью расследования дорожно-транспортных преступ­лений является необходимость глубокого исследования всех эле­ментов системы «водитель - транспорт - среда» и причинных связей между ними в конкретной ситуации, и в первую очередь - механизма дорожно-транспортного происшествия и его последст­вий.

Понятийный аппарат рассматриваемой частной методики в определенной мере исходит из ведомственной классификации ДТП. По механизму происшествия все ДТП подразделяются на:

1) столкновения транспортных средств;

2) их опрокидывания;

3) наезды на препятствия;

4) наезды на пешеходов;

5) наезды на велосипедистов;

6) наезды на стоящие транспортные средства;

7) наезды на гужевой транспорт;

8) наезды на животных;

9) выпадение пассажиров из транспортных средств;

10) прочие происшествия.

 

2. При расследовании ДТП возникают две типичные исходные следственные ситуации: а) водитель известен - в том числе, когда водитель скрылся, но личность его известна; б) водитель неизвестен. Программа действий в обеих ситуациях отличаются, но всегда незамедлительно производятся осмотр места происшествия, опросы и последующие допросы водителей и очевидцев ДТП.

Осмотр места ДТП обычно производится до возбуждения уголовного дела и нередко не следователем, а работником Госавто­инспекции (сотрудником отдела дознания, дорожно-патрульной службы, госавтоинспектором). Большую роль при этом играет фак­тор времени.

Оптимальный состав следственно-оперативной группы для осмотра места ДТП с признаками преступления: следователь или дознаватель, специализирующийся на расследовании дорожно-транспортных преступлений; специалист-криминалист; инспектор ГИБДД, оперативный работник уголовного розыска (если совершив­ший наезд или столкновение водитель скрылся), судебный медик - при наличии трупа; при тяжелых последствиях (гибель людей, по­вреждение нескольких машин и т.п.) - специалист-автотехник. Группа должна иметь специфические научно-технические средст­ва, используемые для определения технического состояния узлов автомашин, участвовавших в происшествии, и определенных пара­метров дороги: манометр, люфтметр, лазерную линейку; средства для измерительной фотосъемки (желательно - стереофотограмметрической), эклиметр (прибор для определения величины подъемов, спусков, поперечных углов) и т.д.

Осмотр места ДТП включает исследование дорожной обста­новки; транспортных средств, участвовавших в происшествии и ос­тавшихся на месте; осмотр трупов, если они находятся на месте происшествия к моменту прибытия оперативно-следственной группы.

Осмотр ведется эксцентрическим или линейным способом, в сочетании с выборочным (узловым) подходом к исследованию обстанов­ки. Тщательно изучаются и фиксируются любые следы, которые могут помочь установить механизм столкновения, наезда, опрокидывания транспортных средств, выпадения из них пассажиров, а также иденти­фицировать транспортные средства, участвовавшие в ДТП.

При составлении протокола осмотра могут быть использованы стандартизированные (программированные) бланки, специально раз­работанные для осмотров мест ДТП и позволяющие при их заполне­нии собрать типовую и индивидуализированную информацию, тре­бующуюся впоследствии при назначении автотехнической эксперти­зы, проведении реконструкции для следственного эксперимента, ре­шения других задач расследования и судебного разбирательства.

 

3. Для ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия и чаще всего эти ситуации встречаются после угона транспортного средства либо совершения ДТП нетрезвым водителем.

В целях розыска транспортного средства и водителя, организуются преследование по горячим следам с использованием информации о скрывшемся автомобиле, полученной от очевидцев ДТП и на начальном этапе осмотра.

Производится осмотр места ДТП, устанавливаются и допрашиваются свидетели и потерпевшие. Дается ориенти­ровка на розыск в дежурную часть горрайоргана внутренних дел и в подразделения ГИБДД. Типичными являются также следующие меры розыска:

· при наличии сведений о номерном знаке скрывшегося авто­мобиля (или хотя бы части его цифр и буквенных обозначе­ний) осуществляется проверка по учетам ГИБДД в целях установления владельца автомобиля. В положитель­ном случае по месту жительства владельца или месту пар­ковки служебного автомобиля высылается следственно-оперативная группа для осмотра машины и допроса водителя;

· данные о марке, модели, цвете, номерном знаке скрывшейся машины используются для проверки по АИПС «Автопо­иск», с целью выяснения, не значится ли такая машина в числе угнанных или похищенных;

· осуществляется проверка сходных по установленным призна­кам автомашин в кооперативных гаражах, в автохозяйствах, на магистралях и в других местах возможного появления;

· приводятся меры по выявлению очевидцев, покинувших место ДТП до приезда работников ГИБДД (опросы жителей близлежа­щих домов, обращение к гражданам через средства массовой информации, расклеивание таких обращений в районе ДТП);

· назначаются диагностические экспертизы по обнаруженным следам в целях получения дополнительной информации о скрывшемся транспортном средстве.

Для розыска автомашин и водителей,  скрывшихся с места происшествия, используется система видеофиксации «Поток». Данная система обеспечивает в автоматическом режиме считывание номерных знаков автомобилей, проезжающих через зону контроля, а затем проверку считанных номерных знаков автомобилей по любым базам розыска, как по полному символьному ряду, так и по отдельным его элементам (по частично известному номерному знаку).

В последнее время значительно увеличилось количество автотранспортных средств, оборудованных  видеорегистраторами. Это обстоятельство также следует учитывать при расследовании, как ДТП, так и иных преступлений, совершаемых на автодорогах и вблизи от них.

 

4. Наиболее характерные экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях: автотехническая (дорожно-транспортная - хотя это не совсем одно и то же); трасологическая, судебно-медицинская - все три ее разновидности; судебно-химическая, судебно-физическая и целый ряд комплексных экспер­тиз.

Автотехническая экспертиза в большинстве случаев прово­дится в экспертных учреждениях МВД РФ и Министерства юстиции РФ. Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные:

а) о техническом состоянии транспортного средства;

б) о механизме ДТП;

в) о дорожной обстановке и действиях участников происшествия;

г) об обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП - все это в пределах специальных технических познаний экс­перта-автотехника. Перед ним не могут быть поставлены вопросы правового характера.

При производстве экспертизы нередко используются автоматизированные системы «Автоэкс-2» и «Автоэкс-3».Наряду с компьютером, оснащенным программой для выполнения исследования, система включает графопостроитель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП.

Более подробно вопросы данной темы

                                                         изложены в следующих источниках:

1. Владимиров С.В., Владимирова О.А. Расследование наезда на пешехода: М.: Юрлитинформ, 2013. – 224 с.

2. Дмитриев Е.Г., Котенков А.В. О некоторых особенностях использования информации систем видеонаблюдения в ходе расследования преступлений // Российский следователь. 2013. № 1. С. 5-9.

3. Жулев В.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений. – М.: Инфра М, 2004. – 126с.

4. Зубенко Е.В. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности: Автореф. дис…. канд. юрид. наук.- Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012.- 24с.

5. Руководство для следователей /Под ред. Н.А.Селиванова, В.А.Снеткова. М.:ИНФРА-М, 1997. Гл.41.

6. Расследование преступлений. Руководство для следователей /Под ред. И.Н.Кожевникова. М.: Изд-во «СПАРК», 1997. Гл.10.

7. Колосов Н.Ф.Организация раскрытия и методика расследования ДТП, совершенных в условиях неочевидности: Автореф. дис…. канд. юрид. наук.- Волгоград: ВЮИ МВД России,1996.-24с.

8. Расследование ДТП / Под общ. ред. В.А.Федорова, Б.Я.Гаврилова. М.: Экзамен, 2003. 93 с.

9. Ремизов С.М.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...