Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема метода в фил-и. диалектика и метафизика.




Предмет философии и ее функции

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 


2.Основной вопрос фил-и. Материализм и идеализм. Философия изучает множ-во разных вопросов, но среди них есть один, к-ый получил название основной вопрос философии. Называют основным, т.к. решение всех остальных зависит от решения этого вопроса. Этот вопрос Энгельс в своей работе подчеркивал, что великий основной вопрос философии состоит в отношении Сознания к Материи, Духа к Природе, Мышления к Бытию. В зависимости от того, какой ответ на этот вопрос дают философы, они делятся на разные направления, т.к. основной вопрос имеет 2 стороны:1.что первично? Т.е. что чем порождается, что от чего зависит 2.познаваем ли мир? Т.е. может ли субъект получить истинные знания об окружающем мире. Отвечая на 1?-с философы делятся на: материалистов и идеалистов. Идеалисты утверждают, что сознание, дух, идея первичны, а материя, природа, бытие, яв-ясь порождением идеального, вторичны, зависят от сознания. Идеальное сознание понимается по-разному:1.если идеальное понимается как независимое от чел-ка, как иррациональное, то такой идеализм наз-ся объективным 2.если сознание понимается, как сознание субъекта, как его ощущение, воля, желание, то такой идеализм назв. Субъективный. В зависимости от того, какой ответ дают на 2-ую сторону, все философы делятся на:1.те, кто признают познаваемость мира 2.те, кто познаваемость мира отрицают (агностики)Юм утверждал, что люди подвержены привычке утверждать, что вне их сознания находятся города, леса и др.В действительности все вещи, явления представляют собой комбинацию идей. Познает субъект через ощущение, поэтому послед. Реальность, с к-ой человек имеет дело-это ощущение. А что находится за ощущением, сказать ничего нельзя, поэтому мир непознаваем. Объективный идеализм: Платон(Идея)-родоначальник идеализма, Сократ и Пифагор -первые идеалисты, Гегель-основоположник диалектики как науки –А бсолютная идея. Субъективный идеализм: Беркли(основоположник)-англ. Епископ, он утверждал, что любая вещь-это комбинация ощущений, если отнять ощущения - приведет к уничтожению вещи.

 


Проблема метода в фил-и. диалектика и метафизика.

Каждая наука нацелена на получение знаний об окружающей действ-ти. В общей форме эти знания выражаются через законы. Закон-это совокупность связей, к-ые повторяются. Это внутренние, существенные, устойчивые, стабильные, необходимые связи, т.е. законы, в зависимости от области, где они проявляются, делятся на: конкретные или частные, общие или всеобщие. Всеобщие законы изучаются всеобщими методами, к-ые яв-ся философскими и изучаются философией. Основные методы философии: диалектика и метафизика,- возникающие вместе с возникновением философии. Диалектика-метод, к-ый исходит из двух принципов:1.все находится в универсальной взаимосвязи 2.все находится во всеобщем развитии. Метафизика, к-ую Энгельс назвал антидиалектикой, рассматривает явления с прямопротивоположных принципов:1.все находится вне связи, вне зависимости, т.е. изолированно, явления рассматриваются стабильно 2.все вне развития, вне изменений Основоположником диалектики яв-ся Героклид, но впервые диалектику, как метод, стал применять Сократ, и диалектика происходит от слова «диалегомай»-умение вести диалог, беседу. Диалектика яв-ся методом, к-ый адекватен объективной действительности, т.к. в объективной действительности все находится во взаимосвязи и в изменении, в развитии, связь и развитие объективной деств-ти называется объективной диалектикой. Отражение объективной диалектики в сознании субъекта называется субъективной диалектикой. Отражение связей и развития объективной диалектики также назыв. Субъективной диалектикой. Субъективная диалектика выступает в разных формах:

Метод, учение, теория, наукаДиалектич. Метод дает истинные знания, т.к. все в мире универсально взаимосвязано и развивается.Метафизика дает ложные знания, т.к. искажает объективную действ-ть.Метафизика также, как и диалектика имеет длительную историю, проявляется через многообразные формы: реформизм, ревизионизм, догматизм и прочие –измы,- наибольшее распросттанение получили такие проявления метафизики, имеющие существенное значение в современной идеологии, политике, религии и т.д., как софистика и эклектика. Эклектика-сочетание несочетаемого, соединение несоеденимого.Софистика-метод,к-ый:1.либо исходит из неверных посылок 2.либо преднамеренно искажает правила логического вывода Софистика часто используется политиками для введения людей в заблуждение. Софистика преднамеренно игнорирует различия или абсолютизирует тождество. Метафизика яв-ся результатом абсолютизации, преувеличения, отрыва от одной из сторон действ-ти, игнорирование универсальной связи, т.е. преувеличение ведет к метафизике. Схоластика от слова «схолия»-школа. Это метод, к-ый состоит в отрыве от логических доказательств проблем реальной действительности.

 


4. материализм древнего мира Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое).

Элейская (Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета («Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же»). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес).

Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы

Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – «познай самого себя». По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения. Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром (космосом), поэтому она и названа философией космоцентризма.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...