Обществ. прогресс и его критерии.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Прогресс (от лат. progressus — движение вперед)-это одна из форм развития, харак-теризующаяся такими необратимыми изм-ми явления или целостный си, в результате кот. осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству. Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", харак-ся такими необратимыми изменениями ч-чества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате кот. осуществляется переход ч-чества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. Одни утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Другие считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Пять подход критерия: 1) Общесоц-ким критерием общественного прогресса является производственных сил общества. Аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие произв-ных сил. Недостатком явл. то, что оценка произв-ных сил в статике предполагает учет их кол-ва, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним произв-ти труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. 2) Все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоц-кого критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Аргументом явл. то, что фундаментом обществ. прогресса является развитие способа произв-ва в целом, что при учете состояния и роста произв-ных сил, и произв-ных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой. Не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным гл. вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства. 3) Необх-мо взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий обществ-го прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения ч-ка к природе и к обществу, к естественным и обществ-м силам. Однако минус позиции закл-ся не только во внутренней несоглас-ти элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса. 4) Считая, что человеческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, предполагает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Аргументом в является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество. Ход человеческой истории действительно свид-вует о развитии людей, состав-х ч-ческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинства такого подхода, позволяющего измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей, есть ряд сложностей, возникающих при практическом использовании данного критерия в качестве общесоциологического.
16 ФИЛОСОФИЯ В своем развитии общественно-политическая и философская мысль Молдавии прошла многовековой путь — от первых элементов обобщенного осмысления действительности до марксистско-ленинской философии — единственного подлинно научного мировоззрения. На протяжении веков миросозерцание широких масс молдавского народа отражалось в его устном творчестве. Устное творчество характеризует отрицательное отношение народа экономическому, национальному и духовному гнету, пронизано идеями стихийного материализма и наивной диалектики. Антифеодальные настроения масс в 15—16 вв. способствовали распространению гуситских идей в крае. Молдавская официальная общественно-политическая и философская мысль в начальный период развития не представляла собой нечто цельное и носила явно религиозный характер. Первые славяно-молдавские анонимные летописи (15 в.) и появившиеся вслед за ними хроники Макария, Ефтимия и Азария (16 в.) отмечены печатью провиденциализма. Новым этапом в развитии молдавской общественной мысли эпохи феодализма явилось творчество летописцев Гр. Уреке, М. Костина и И. Некулче. Оставаясь на позициях провиденциализма, каждый из них в то же время искал естественные причины явлений природы, исторических событий и высказал ряд рационалистических идей по вопросам теории познания. Как политические мыслители они защищали интересы крупного боярства. Одновременно, ратуя за укрепление дружбы между молдаванами, русскими и украинцами, без которой Молдавия не могла сбросить с себя иго турецких феодалов, они выражали чаяния всего народа. В 17 в. возникли тенденции к отделению философии от богословия. В Ясской славяно-греко-латинской академии велось преподавание философии и теологии. Начало высвобождению молдавской философской мысли из-под влияния религии положили труды крупных ученых и мыслителей Н. Милеску Спафария и Д. Кантемира, которые содействовали укреплению молдавско-русско-украинских общекультурных, в т. ч. философских, связей. Общественно-политические и философские воззрения Н. Милеску Спафария и Д. Кантемира претерпели значительные изменения главным образом после их переселения в Россию. В начальный период своей деятельности оба философа придерживались теологических взглядов на мир, а в дальнейшем переходят, по сути дела, на позиции деизма. Они пытаются преодолеть рамки аристотелизма, отстаивают необходимость непосредственного изучения природы, уделяют много внимания поискам объективных причин явлений природы и общества, широко пропагандируют идеи рационализма и гуманизма. С именем Д. Кантемира связано начало создания молдавской философской терминологии. Существенный вклад в развитие молдавской культуры и прогрессивной мысли внес Амфилохий Хотинский. В труде «Грамматика физических наук...» (1796) он пропагандировал материалистические взгляды на природу. Материя, доказывал мыслитель, «не может превратиться в ничто или стать ничем», она состоит из атомов, делимых, в свою очередь, на более мелкие частицы, и находится в вечном движении, причем последнее обусловлено «первотолчком». Амфилохий с позиций деизма утверждал идею познаваемости мира, осуждал невежество, отстаивал необходимость изучения природы, пропагандировал теорию Н. Коперника.
В первой половине 19 в. проводниками материализма в Молдавии выступали ученые-естествоиспытатели Я. Чихак, К. Вырнав, Т. Стамати, А. Д. Денгинк и А. И. Гроссул-Толстой, хотя первые двое придерживались деистических взглядов. Заслуга Т. Стамати и в том, что он популяризировал теорию Н. Коперника. Особое место в истории молдавской общественно-политической и философской мысли занимают писатели А. Руссо, В. Александри и М. Когэлничану. Они боролись против феодального и национального гнета, пропагандировали антиклерикальные идеи. Молдавские революционные народники 3. Арборе-Ралли (Арбуре-Ралли) и Н. П. Зубку-Кодряну разделяли материалистические взгляды на природу, подвергали критике религию, звали широкие массы крестьян и городской бедноты на борьбу против царизма, национального и социального гнета, вскрывали пороки буржуазного строя. Однако Арборе-Ралли и Зубку-Кодряну не сумели подняться до уровня исторического материализма, несмотря на то, что были знакомы с некоторыми произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Одновременно продолжалась борьба между противоположными философскими направлениями. Материалистическую линию во взглядах на природу, хотя и не всегда последовательно, проводили писатели и мыслители К. Стамати-Чуря и М. Эминеску. Ряд материалистических ' и атеистических идей высказал ученый и писатель Б. П. Хашдеу, а также публицист В. Л. Лашков, стоявший в целом на идеалистических позициях. Против материализма и любого прогресса выступал П. С. Леонард. На рубеже 19—20 вв. материалистические взгляды на природу пропагандировали представители естественноисторического материализма И. М. Красильщик, Н. К. Могилянский, А. Г. Барладян, П. И. Роговский, А. Д. Коцовский и другие молдавские естествоиспытатели. Их социальные воззрения, идеалистические в своей основе, отличаются ярко выраженным демократизмом.
В 70-х годах в Молдавию проникает марксистская литература. Здесь становятся известными труды К. Маркса и Ф. Энгельса «Нищета философии», «Положение рабочего класса в Англии», «Манифест Коммунистической партии», первый том «Капитала», работы Г. В. Плеханова «Наши разногласия», «Социализм и политическая борьба» и др. Новый этап в развитии марксистской философии в Молдавии начался с распространения произведений В. И.Ленина, творчески развившего марксизм, обогатившего его новыми положениями и выводами. Распространение марксистско-ленинских идей в Молдавии тесно связано с деятельностью социал-демократических групп и кружков. Для пропаганды марксистско-ленинских идей, борьбы против буржуазной идеологии, подготовки идеологических кадров в области общественных наук создавались республиканские советско-партийные школы. В них были организованы кафедры философии. Появляются первые издания произведений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на молдавском языке. В центре внимания партийных организаций республики находится и атеистическая пропаганда. Плодотворную деятельность развивает Союз безбожников МАССР. На молдавский язык переводятся отдельные труды Е. Ярославского, Н. Румянцева, Н. Лебедева и других советских ученых-атеистов. Значительную роль в пропаганде идей марксистско-ленинской философии сыграл И. В. Очинский. Он на основе марксистско-ленинской методологии рассматривает важные этапы истории философской мысли на Украине, опровергает механицизм Бухарина, обосновывает ленинский этап философии марксизма, критикует неизлечимые пороки буржуазного общества. В 30-х годах, когда МАССР вступила на путь завершения строительства социализма, марксистско-ленинская идеология завоевала здесь господствующие позиции. Иное положение сложилось в Бессарабии, которая в 1918—40 стонала под гнетом буржуазно-помещичьей Румынии. Официальной философией по-прежнему оставался идеализм.
Освобождение Бессарабии и образование Молдавской Советской Социалистической Республики (1940) создало реальные возможности для утверждения марксистско-ленинской идеологии на всей территории Молдавии. Улучшили свою деятельность философские кафедры вузов республики. В 1956 в составе Института истории, языка и литературы Молдавского филиала АН СССР был создан Сектор истории общественно-политической и философской мысли Молдавии, преобразованный в 1969 в Отдел философии и права Академии наук МССР. Кафедры и Отдел философии и права, благодаря повседневной помощи Института философии АН СССР и других философских учреждений страны, вырастили высококвалифицированных специалистов и осуществляли серьезные исследования в различных областях философии. Особое внимание было уделено освещению материалистической линии в философской и общественной мысли Молдавии, а также позитивного влияния на нее передовой философской и общественной мысли России и Украины. Большое внимание философы республики уделяют изучению философских проблем естествознания. Начались широкие исследования в области исторического материализма и научного коммунизма. Философы Молдавии активно включились в пропаганду Программы КПСС, в глубокое изучение закономерностей современной эпохи, развития советского общества в период развитого социализма. Возрастание роли морального фактора в период строительства коммунизма обусловило необходимость изучения процесса воспитания всех советских граждан в духе коммунистической морали. В республике ведутся исследования и в области эстетики Изучаются новые явления, происходящие в жизни молдавского народа в связи с процессом межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Кроме Отдела философии и права АН МССР научно-исследовательскую работу ведут кафедры философии и научного коммунизма учебных заведений республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|