Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обществ. прогресс и его критерии.




Прогресс (от лат. progressus — движение вперед)-это одна из форм развития, харак-теризующаяся такими необратимыми изм-ми явления или целостный си, в результате кот. осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству. Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", харак-ся такими необратимыми изменениями ч-чества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате кот. осуществляется переход ч-чества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. Одни утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие кот. осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Другие считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Пять подход критерия:

1) Общесоц-ким критерием общественного прогресса является производственных сил общества. Аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие произв-ных сил. Недостатком явл. то, что оценка произв-ных сил в статике предполагает учет их кол-ва, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним произв-ти труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. 2) Все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоц-кого критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Аргументом явл. то, что фундаментом обществ. прогресса является развитие способа произв-ва в целом, что при учете состояния и роста произв-ных сил, и произв-ных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой. Не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным гл. вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства. 3) Необх-мо взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий обществ-го прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения ч-ка к природе и к обществу, к естественным и обществ-м силам. Однако минус позиции закл-ся не только во внутренней несоглас-ти элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса. 4) Считая, что человеческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, предполагает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Аргументом в является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество. Ход человеческой истории действительно свид-вует о развитии людей, состав-х ч-ческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинства такого подхода, позволяющего измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей, есть ряд сложностей, возникающих при практическом использовании данного критерия в качестве общесоциологического.

 

16 ФИЛОСОФИЯ

В своем развитии общественно-поли­тическая и философская мысль Мол­давии прошла многовековой путь — от первых элементов обобщенного осмысления действительности до марк­систско-ленинской философии — един­ственного подлинно научного миро­воззрения.

На протяжении веков миросозерцание широких масс молдавского народа отражалось в его устном творчестве. Устное творчество характеризует отрицательное отношение народа экономическому, национальному и ду­ховному гнету, пронизано идеями сти­хийного материализма и наивной диа­лектики. Антифеодальные настроения масс в 15—16 вв. способствовали рас­пространению гуситских идей в крае. Молдавская официальная обществен­но-политическая и философская мысль в начальный период развития не представляла собой нечто цельное и носила явно религиозный характер. Первые славяно-молдавские аноним­ные летописи (15 в.) и появившиеся вслед за ними хроники Макария, Ефтимия и Азария (16 в.) отмечены пе­чатью провиденциализма. Новым этапом в развитии молдавской общественной мысли эпохи феодализ­ма явилось творчество летописцев Гр. Уреке, М. Костина и И. Некулче. Ос­таваясь на позициях провиденциализма, каждый из них в то же время искал естественные причины явлений природы, исторических событий и высказал ряд рационалистических идей по вопросам теории познания.

Как политические мыслители они за­щищали интересы крупного боярства. Одновременно, ратуя за укрепление дружбы между молдаванами, русски­ми и украинцами, без которой Молда­вия не могла сбросить с себя иго ту­рецких феодалов, они выражали чая­ния всего народа.

В 17 в. возникли тенденции к отде­лению философии от богословия. В Ясской славяно-греко-латинской ака­демии велось преподавание филосо­фии и теологии.

Начало высвобождению молдавской философской мысли из-под влияния религии положили труды крупных уче­ных и мыслителей Н. Милеску Спафария и Д. Кантемира, которые содей­ствовали укреплению молдавско-рус­ско-украинских общекультурных, в т. ч. философских, связей. Обществен­но-политические и философские воз­зрения Н. Милеску Спафария и Д. Кантемира претерпели значительные изменения главным образом после их переселения в Россию. В начальный период своей деятельности оба фило­софа придерживались теологических взглядов на мир, а в дальнейшем переходят, по сути дела, на позиции де­изма. Они пытаются преодолеть рам­ки аристотелизма, отстаивают необ­ходимость непосредственного изуче­ния природы, уделяют много внима­ния поискам объективных причин яв­лений природы и общества, широко пропагандируют идеи рационализма и гуманизма. С именем Д. Кантемира связано начало создания молдавской философской терминологии. Существенный вклад в развитие мол­давской культуры и прогрессивной мысли внес Амфилохий Хотинский. В труде «Грамматика физических на­ук...» (1796) он пропагандировал ма­териалистические взгляды на природу. Материя, доказывал мыслитель, «не может превратиться в ничто или стать ничем», она состоит из атомов, делимых, в свою очередь, на более мелкие частицы, и находится в веч­ном движении, причем последнее об­условлено «первотолчком». Амфило­хий с позиций деизма утверждал идею познаваемости мира, осуждал невежество, отстаивал необходимость изучения природы, пропаганди­ровал теорию Н. Коперника.

В первой половине 19 в. проводника­ми материализма в Молдавии высту­пали ученые-естествоиспытатели Я. Чихак, К. Вырнав, Т. Стамати, А. Д. Денгинк и А. И. Гроссул-Толстой, хо­тя первые двое придерживались деис­тических взглядов. Заслуга Т. Стама­ти и в том, что он популяризировал теорию Н. Коперника. Особое место в истории молдавской общественно-политической и философ­ской мысли занимают писатели А. Рус­со, В. Александри и М. Когэлничану. Они боролись против феодального и национального гнета, пропагандирова­ли антиклерикальные идеи. Молдавские революционные народники 3. Арборе-Ралли (Арбуре-Ралли) и Н. П. Зубку-Кодряну разделяли материалистические взгля­ды на природу, подвергали критике религию, звали широкие массы кре­стьян и городской бедноты на борьбу против царизма, национального и со­циального гнета, вскрывали пороки буржуазного строя. Однако Арборе-Ралли и Зубку-Кодряну не сумели подняться до уровня исторического материализма, несмотря на то, что бы­ли знакомы с некоторыми произведе­ниями К. Маркса и Ф. Энгельса. Одновременно продолжалась борьба между противоположными философ­скими направлениями. Материалисти­ческую линию во взглядах на природу, хотя и не всегда последовательно, проводили писатели и мыслители К. Стамати-Чуря и М. Эминеску. Ряд ма­териалистических ' и атеистических идей высказал ученый и писатель Б. П. Хашдеу, а также публицист В. Л. Лашков, стоявший в целом на идеа­листических позициях. Против мате­риализма и любого прогресса высту­пал П. С. Леонард. На рубеже 19—20 вв. материалистиче­ские взгляды на природу пропаганди­ровали представители естественноисторического материализма И. М. Кра­сильщик, Н. К. Могилянский, А. Г. Барладян, П. И. Роговский, А. Д. Коцовский и другие молдавские естест­воиспытатели. Их социальные воззре­ния, идеалистические в своей основе, отличаются ярко выраженным демо­кратизмом.

В 70-х годах в Молдавию проникает марксистская литература. Здесь стано­вятся известными труды К. Маркса и Ф. Энгельса «Нищета философии», «Положение рабочего класса в Ан­глии», «Манифест Коммунистической партии», первый том «Капитала», ра­боты Г. В. Плеханова «Наши разно­гласия», «Социализм и политическая борьба» и др.

Новый этап в развитии марксистской философии в Молдавии начался с распространения произведений В. И.­Ленина, творчески развившего марк­сизм, обогатившего его новыми поло­жениями и выводами. Распростране­ние марксистско-ленинских идей в Молдавии тесно связано с деятельно­стью социал-демократических групп и кружков. Для пропаганды марксистско-ленинских идей, борьбы против буржуазной идеологии, подготовки идеологических кадров в области общественных наук создавались республиканские советско-партийные школы. В них были организованы кафедры философии. Появляются первые издания произведе­ний К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на молдавском языке. В центре внимания партийных организаций республики находится и атеистическая пропаганда. Плодотворную деятель­ность развивает Союз безбожников МАССР. На молдавский язык перево­дятся отдельные труды Е. Ярослав­ского, Н. Румянцева, Н. Лебедева и других советских ученых-атеистов. Значительную роль в пропаганде идей марксистско-ленинской философии сы­грал И. В. Очинский. Он на основе марк­систско-ленинской методологии рас­сматривает важные этапы истории философской мысли на Украине, опро­вергает механицизм Бухарина, обос­новывает ленинский этап философии марксизма, критикует неизлечимые по­роки буржуазного общества. В 30-х годах, когда МАССР вступила на путь завершения строительства социализма, марксистско-ленинская идеология завоевала здесь господст­вующие позиции. Иное положение сложилось в Бессара­бии, которая в 1918—40 стонала под гнетом буржуазно-помещичьей Румы­нии. Официальной философией по-прежнему оставался идеализм.

Освобождение Бессарабии и образо­вание Молдавской Советской Со­циалистической Республики (1940) создало реальные возможности для утверждения марксистско-ленинской идеологии на всей территории Молдавии. Улучшили свою деятельность фи­лософские кафедры вузов республики. В 1956 в составе Института истории, языка и литературы Молдавского фи­лиала АН СССР был создан Сектор истории общественно-политической и философской мысли Молдавии, преоб­разованный в 1969 в Отдел филосо­фии и права Академии наук МССР. Кафедры и Отдел философии и права, благодаря повседневной помощи Ин­ститута философии АН СССР и дру­гих философских учреждений страны, вырастили высококвалифицированных специалистов и осуществляли серьез­ные исследования в различных обла­стях философии. Особое внимание бы­ло уделено освещению материалисти­ческой линии в философской и обще­ственной мысли Молдавии, а также позитивного влияния на нее передо­вой философской и общественной мысли России и Украины.

Большое внимание философы респуб­лики уделяют изучению философских проблем естествознания. Нача­лись широкие исследования в области исторического материализма и науч­ного коммунизма.

Философы Молдавии активно включились в пропаганду Программы КПСС, в глубокое изучение законо­мерностей современной эпохи, разви­тия советского общества в период развитого социализма.

Возрастание роли морального факто­ра в период строительства коммуни­зма обусловило необходимость изу­чения процесса воспитания всех совет­ских граждан в духе коммунистиче­ской морали. В республике ведутся исследования и в области эстетики

Изучаются новые явления, происхо­дящие в жизни молдавского народа в связи с процессом межхозяйствен­ной кооперации и агропромышленной интеграции. Кроме Отдела филосо­фии и права АН МССР научно-иссле­довательскую работу ведут кафедры философии и научного коммунизма учебных заведений республики.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...