Формы общественного сознания
Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: Экономическое сознание; Политическое сознание; Правовое сознание; Нравственное сознание;Эстетическое сознание;Религиозное сознание;Научное сознание; Философское сознание; Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
51) Политическое сознание. Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную социальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть.Политическая форма сознания, или политическая идеология, - это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств. Политическая идеология вырастает и реализуется в деятельности политических партий и государства.Политика, политическая борьба властно вторгаются во все сферы бытия, пронизывают все формы сознания. Это не особая, замкнутая область деятельности политиков-профессионалов. По существу, жизнь любого общества, за исключением первобытного, пропитана политическими интересами, политической борьбой. Политика -стержень всех объединений и разделений, содружеств и столкновений.Политическое сознание, будучи проявлением непосредственных интересов практической деятельности людей, в наиболее выпуклой и яркой форме отражает социально-экономическую основу жизни общества, которая в других формах общественного сознания имеет более опосредованное выражение. В этой близости к непосредственным экономическим интересам состоит специфика политического сознания.В обществе происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную власть. Устройство государственной власти - центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства исторически выражалась самыми разнообразными формами, начиная от гласного обсуждения социальных проблем, от парламентских дискуссий и экономических требований, ведущих к частным реформам, кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями. Политика - это не сумбур хаотичных устремлений; за ее внешне субъективными формами стоит объективное содержание: эволюция политических доктрин в конечном счете отражает прогрессивное развитие социально-экономической истории.Политические интересы объективны и поэтому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные и сознательные, либо скрытые завуалированные формы. Политические интересы чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все - и наука, и религия, и философия - может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологической дискуссии. Не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества находится в определенной зависимости от политических интересов.Мощная проникающая сила политического сознания состоит в том, что любое и каждое явление культуры, войдя в общественную жизнь, не только может быть, но обязательно будет использовано другими лицами в политических целях.Наука, искусство, философия, религия - все вовлечено в ураган политической борьбы.Философия политична по самому своему существу, своей исторической миссии: философия выполняет определенную социально-политическую функцию. Она не только отражает и оценивает общественно-политическую реальность, но и как-то моделирует социально-должное.Следует различать политическое учение и политическую философию как его рефлексию. Она дает илософское обоснование политическим учениям, и в этом выражается одна сторона взаимосвязи философии и политики. Вторая сторона этой взаимосвязи - воздействие политики и олитических учений на философию.Возникновение политической философии связано с именем Платона. Идея, выступающая в концепции Платона как миросозидающий и упорядочивающий принцип, становится организующим принципом и образцом функционирования политико-правовых общественных отношений.
Вопрос 52 Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.
53) Мораль, нравственность – социальное явление, форма общественного сознания, вид общественных отношений, направленных на утверждение автономности (самостоятельности) человеческой личности, ее самоценности, возможности достижения счастливой и достойной жизни, на утверждение гуманистической перспективы человеческого развития. Мораль возникала в ходе исторической практики (материалистическая точка зрения), она имеет конкретно-исторический характер. Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" писал, что человечество знало времена, когда оно не имело норм "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д. Вначале мораль возникала в форме достаточно простых запретительных норм – табу, которые были мифологизированы, выступали как действие духов, тотемов, фетишей. Мораль ориентирует не на то, что есть, а на то, что должно быть более совершенного, более гуманного, более благородного в обществе и людях. Нормы и принципы морали – это соединение сущего (того, что есть) и должного (того, что может и должно быть). К функциям морали можно отнести также воспитательно-педагогическую, гуманистическую, культурно-познавательную и другие. Нравственное сознание общества и личности – основной элемент морали. Оно включает знания и представления о добре и зле, их границах, взаимодействии, а также представления об истинных нравственных ценностях и идеалах (о должном), четкое знание нравственных норм, простейших правил воспитанности, вежливости, тактичности в отношениях между людьми, знание общечеловеческого нравственного опыта и нравственной:культуры человечества в целом – знание этики как теории морали. Норма – это правило поведения, постоянно более или менее воспроизводимое в однотипных поступках людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека. Нравственная норма формируется в виде повеления, выполняемого в различных ситуациях. Вопрос о способах применения тех или иных нравственных норм нужно решать конкретно, с учетом тех или иных обстоятельств, а также мотивов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|