Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа и общество проблема взаимодействия




В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы. Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений между природой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

 


41) Понятие общественно - экономической формации. Ее структура. Состоя из людей, связанных определенным способом производства, общество, тем не менее, не является монолитно целым, оно делится на общественные классы и социальные группы. Это деление связано с отношением тех или иных групп людей к средствам производства, как со стороны собственности на них и распределении материальных благ, так и со стороны участия в производстве. " Общественные классы, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" [Ленин В.И., т. 39, с. 15]. Помимо общественных классов, которые по различным признакам делятся на социальные группы, Кроме основных общественных классов существуют еще и неосновные, или переходные классы, это такие группы людей которые существуют в обществе как пережиток другой эпохи или являются зарождающимися классами будущего общества. Примером классов пережитков может служить класс рабов в феодальном и капиталистическом обществе, а примером класса с историческим потенциалом класс капиталистов в рабовладельческом и феодальном мире. Переходные классы либо постепенно исчезают, либо со временем набирают силу и становятся основными классами уже в новом обществе, революционно вытеснив старые классы. Общественно-экономическая формация, это исторический тип общества, основывающегося на определенном способе производства и выступающий как степень прогрессивного развития мировой истории человечества. Нам известно три антагонистические общественно-экономические формации: рабовладельческое общество, феодализм и капитализм. Каждая общественно-экономическая формация имеет свой базис и надстройку. Базис это присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Надстройка это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. В надстройку входит: общественные отношения и совокупность учреждений, и организаций - политических (государство и партии), правовых (суд), религиозные (церковь), и так далее. Базис и надстройка явления взаимозависимые, невозможные одно без другого. Базис новой формации зарождается в недрах старой и с падением последней утверждается как господствующий.Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни — политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Базис — это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.

 


42) Произ-во материальных благ-основа общественного развития. Чтобы подчеркнуть значение производственных отношений отметим, что на их основе возникают и развиваются все другие общественные отношения, политические, правовые, идеологические, семейно-бытовые и так далее, в обществе формируются определенные интересы, ценности и потребности, на удовлетворение которых изначально направлено общественное производство. Общество, это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в основе которого и всего многообразия форм совместной деятельности людей ему присущего лежит способ производства необходимых для жизни людей средств (пища, одежда, жилище, орудия производства). Способ производства, это одно из важнейших понятий марксизма, поскольку он характеризует основную сферу общественной жизни - сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества, его функционирования и развития. Способ производства осуществляется в формах исторически сформировавшихся общественных отношений. Он складывается из производительных сил и производственных отношений. Производительные силы общества включают в себя средства производства и людей их обслуживающих. Средства произв-ва: предметы труда, включают в себя материалы, на кот-е направлена трудовая деятельность человека; сред- ва труда, включают орудия труда(инструменты, станки, машины) и источники энергии, здания, транспорт и т.д. Люди являются важнейшей составной частью производства. Они, обладая знаниями, трудовыми навыками и производственным опытом создают при помощи средств производства материальные блага. Однако человек, это не только составляющая средств производства, но и субъект исторического процесса. В обществе люди связаны между собой общественными отношениями, то есть отношениями, устанавливающимися между людьми в процессе их совместной практической и духовной деятельности. Производственные отношения - это объективные экономические связи, складывающиеся между людьми в процессе производства общественного продукта, и распределения материальных благ. Производственные отношения определяются способом соединения производителя - человека со средствами производства, то есть формой собственности на средства производства. Производственными отношениями и формой собственности определяется способ производства, который в зависимости от уровня развития средств производства, общественных отношений и формы собственности бывает первобытным, рабовладельческим, феодальным, капиталистическим и коммунистическим.От формы собственности зависит и способ распределения материальных благ. При капитализме, например, производство носит общественный характер, а распределение, присвоение продуктов труда частный.

 


НТР и ее последствия.

С 40-50-х годов XX века начался процесс, получивший название научно-технической революции. НТР - это такие перемены в науке, технике, информационном деле, связи и многих других сферах и областях, которые ведут к революционным изменениям в производстве, потреблении, быте, всём укладе совр менной жизни. главные направления НТР: 1. Изменила свой характер наука. Теперь она - не просто знания, а во многом как бы часть производства. 2. Создание искусственного интеллекта. Изобретены и усовершенствованы ЭВМ, компьютеры, которые способны выполнять немало функций мозга: счёт, анализ, перевод, исправление ошибок, подача команд и многое другое. 3. Возможности транспорта. Последствия НТР: Во-первых то, что всё большую долю продукта производят не в сельском хозяйстве или промышленности, а в сфере услуг. К ним относятся как бытовые, так и множество интеллектуальных: а) правительственных организаций (школ, судов и т. п.); б) прессы и средств массовой информации; в) науки, культуры, медицины; г) другие. К социальным последствиям можно отнести: 1) изменение состава населения по профессиям (всё больше людей трудится в сфере услуг), уровню образования, месту жительства (число горожан растёт); 2) подъём науки и техники сделал образование одним из самых важных социальных прзнаков; 3) в результате роста производства главным слоем общества стал так называемый средний класс. Одни последствия можно оценить положительно, другие носят отрицательный характер. Причём оба «полюса» неразрывны. Например, автоматизация колоссально повышает производительность труда и общественное богатство. Но она же ведёт к таким неприятным вещам, как рост безработицы, необходимость менять профессии и т. п. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к 1) повышению материального благосостояния людей; 2) росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешевствовать, познавать мир.

 


44. Социальная структура общества. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»1. Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.Концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...