Объемные требования по дисциплине «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте»
- Основные подходы в исследовании культуры.
- Феномен человеческой телесности как объект междисциплинарного исследования.
- Физическая культура как вид культуры личности общества.
- Зарождение агональных практик и основные теории их происхождения.
- Объект и проблематика теории и методики физического воспитания.
- Интеграция и дифференциация научного знания о физической культуре и спорте.
- Этапы развития отечественной теории и методики физической культуры.
- Развитие дифференцированных научных дисциплин, изучающих проблемы физической культуры и спорта.
- Философские аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Социологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Культурологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Антропологические аспекты теории физической культуры на современном этапе развития.
- Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм на современном этапе развития теории и практики физической культуры и спорта.
- Современная система наук, изучающих физическую культуру и спорт.
- Современные тенденции развития наук о физической культуре и спорте. Интеграция и дифференциализация научного знания в современных условиях.
- Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.
- Сущность системного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.
- Сущность синергетического подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.
- Соотношение физической и спортивной культур в современном обществе.
- Проблема конверсий технологий спортивной подготовки в теорию и практику физического воспитания.
- Научно-методические и организационные аспекты спортизации физического воспитания.
- Проблематика сомаэстерики Р.Шустермана.
- Социальная обусловленность видов и разновидностей физической культуры и проблема их эффективности.
- Научно-теоретические и гуманитарные аспекты адаптивной физической культуры.
- Проблема эффективности традиционных для отечественной системы физического воспитания средств и методов.
- Научно-методические аспекты аккультурации заимствованных систем физических упражнений.
- Дальнейшая разработка и уточнение целевых установок отечественной системы физического воспитания.
- Научно-теоретические аспекты развития программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания.
- Проблема соответствия содержания закона РФ "О физической культуре и спорте" современной практике физической культуре и спорта.
- Современная теория обучения двигательным действиям.
- Научно-теоретические основы построения физического воспитания как многолетнего процесса.
- Двигательная активность человека в свете эволюционного подхода и закономерности развития и утилизации двигательного потенциала индивида.
- Предметная область и задачи спортивной генетики как новой области знания.
- Сенситивность в развитии двигательных способностей человека. Виды сенситивности и их значение для практики физического воспитания.
- Гуманистические аспекты изучения спорта. Концепция гуманистики спорта.
- Методологические аспекты построения современной теории подготовки спортсменов.
- Современная система знаний, отражающих закономерности подготовки спортсменов.
- Направления совершенствования системы подготовки спортсменов и их научно-методическое обеспечение.
- Научно-теоретические основы подготовки национальных команд ведущих спортивных стран мира.
- Основные направления совершенствования системы подготовки в олимпийском спорте.
- Проблема включения вида спорта в программу Олимпийских игр. Классификация олимпийских видов спорта.
- Научно-теоретические основы построения системы спортивных соревнований в современном спортивном движении.
- Проблема определения результата соревновательной деятельности в современном спорте.
- Проблема построения стратегии и тактики соревновательной деятельности в условиях современной соревновательной практики.
- Проблема повышения эффективности техники в спорте высших достижений.
- Структура соревновательной деятельности в современном спорте.
- Проблема рациональной подготовки спортсменов в свете современных аспектов теории адаптации.
- Проблема изучения энергообеспечения мышечной деятельности и ее современное состояние.
- Проблематика изучения нагрузок, применяющихся в спорте, и их влияние на организм спортсмена.
- Актуальные аспекты изучения утомления и восстановления в системе подготовки спортсменов с учетом условий современной соревновательной практики.
- Проблема формирования эффективной долговременной адаптации в условиях повышения интенсивности соревновательной деятельности в современном спорте.
- Современная теория управления движениями и теоретические аспекты технического совершенствования.
- Актуальные аспекты методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации.
- Перспективные направления совершенствования психологической подготовки спортсменов с учетом изменений соревновательной практики.
- Проблема интеграции знаний, относящихся к различным разделам теории подготовки спортсменов, при изучении физических качеств и их видов, проявляемым в различных видах спорта.
- Современные аспекты совершенствования методики развития силы.
- Современные аспекты совершенствования методики развития гибкости.
- Современные аспекты совершенствования методики развития скоростных способностей.
- Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей.
- Современные аспекты совершенствования методики развития выносливости.
- Актуальные аспекты структуры многолетнего процесса спортивного совершенствования в условиях изменения соревновательной практики.
- Проблема построения подготовки в макроцикле. Варианты построения. Современные концепции.
- Проблема эффективности микро- и мезоструктуры процесса подготовки спортсменов.
- Проблема отбора и ориентации спортсменов в системе многолетней подготовки.
- Научно-теоретические основы управления в системе подготовки спортсменов и актуальные аспекты его совершенствования в современных условиях.
- Сущность моделирования в спорте и перспективные направления его развития. Виды моделей.
- Моделирование соревновательной деятельности и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.
- Сущность, методы и виды прогнозирования в спорте.
- Актуальные аспекты экстремальных условий в системе подготовки и соревновательной деятельности.
- Проблема травматизма в спорте и основные направления профилактики травм.
- Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами в спорте.
- Актуальные направления борьбы с применением допинга. Деятельность Всемирного антидопингового агентства. (WADA).
- Научно-теоретические основы изучения и оценки спортивного достижения. Проблема критериев спортивного результата.
- Проблема формирования теории рекордных достижений (спортивной рекордологии).
- Строение (морфология) спортивных достижений. Динамика и современный уровень спортивных достижений. Предел в развитии мировых рекордов.
Деловая игра
С целью актуализации знаний, умений и навыков студентов для решения практических задач применяется деловая игра «Регламентированная дискуссия». На этапе подготовки к игре формируются группы участников, для каждой группы выбирается направление и моделируется проблемная ситуация, подбирается соответствующая литература.
Содержание игры: в процессе игры каждой команде предлагается осуществить следующие операции:
1. Признание и определение проблемы
- Каковы симптомы?
- Когда они начались?
- Что произошло до этого?
- Какие события или инциденты иллюстрируют проблему?
- Что конкретно является проблемой? То есть, четко опишите конкретные данные и обязанности.
- Как данная проблемы повлияла на меня или мою ассоциацию?
- Какой вклад сделал я в наличие проблемы?
- Чего я не сделал, чтобы устранить проблему?
2. Анализ и прояснение проблемы
- Кто считает это проблемой?
- Почему они считают это проблемой?
- На кого влияет проблема?
- Каким образом?
- Кто и как вовлечен в проблему?
- Какие другие факторы влияют на проблемы? (например, бюджет, традиции, отношения и т.д.)
- Каким образом вы вовлечены в проблемы?
- Что бы вы хотели изменить?
- У кого есть полномочия произвести такие изменения?
- Какие положительные силы помогут вам решить проблему?
- Какие отрицательные силы могут помешать вам решить проблему?
3. Поиск альтернативных решений
1) перечислите все изменения, которые вы внесли в результате принятия решения по данной проблеме. Будьте изобретательны и подходите к решению творчески.
2) выберите три основных приоритета из списка, то есть три наиболее важные вещи для изменений касательно данной проблемы. Будьте конкретны.
Мозговой штурм. Хороший способ создать идеи для решений – это провести мозговой штурм, или обдумать все случайные идеи. При перечислении первых вещей, пришедших вам в голову, будьте настолько абсурдны, насколько вы хотите. Иногда идеи, кажущиеся совсем далекими от решения могут привести в разработке других полезных подходов.
Правила мозгового штурма:
- Записывайте каждую идею, приходящую на ум;
- Пока не оценивайте идеи;
- Нормально повторять идеи – также включайте их в список;
- Подумайте о новых решениях или идеях в течение 3-4 минут;
- Останавливайтесь, если вы нарушаете какие-либо правила.
Когда вы закончили сеанс мозгового штурма, отберите три лучшие идеи из списка. Будьте конкретны.
4. Выбор решения
- Определите как можно больше альтернативных решений проблемы.
- Определите важные критерии оценки каждой альтернативы.
- Проверьте каждое альтернативное решение по разработанным критериям. Определите, не является ли одна альтернатива разумнее других.
- Если необходимо, проверьте ваши причины и предложенные решения других.
5. Осуществление решения
1. Перечислите главные действия, которые вы собираетесь предпринять.
2. Опишите данные шаги в том порядке, в котором вы планируете их предпринять.
· Какие полномочия необходимы вам, чтобы продолжить выполнение решения?
· Какие ключевые группы людей вы привлечете для предоставления ресурсов и поддержки?
· Какие основные камни преткновения или препятствия нужно преодолеть?
· Каковы первые шаги, которые нужно предпринять в течение нескольких следующих недель?
· Кто инициирует действия?
· Кого нужно постоянно информировать?
6. Оценка
- Что изменилось?
- Какие системы ответной реакции вы использовали?
- Какие количественные данные можно измерить, чтобы отметить изменения?
- Какие дальнейшие направления улучшений вы видите?
Игра может применяться как при освоении отдельных разделов, так и для контроля за степенью сформированности знаний, умений и навыков студентов в условиях принятия коллективного решения. Аналогичное задание предлагается студентам для разработки исследовательских программ (проблематизации и построения, подбора, разработки гипотез, определений исходных концепций, методов исследования и способов их интерпретации).
Разработчики:
ФГОУ ВПО «СибГУФК» Доцент кафедры ТМиИ ФКиС Н.В. Рекутина
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Воспользуйтесь поиском по сайту: