Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Философия Просвещения




Вы будете изучать:

  • философию английского, французского, немецкого Просвещения;
  • развитие философской мысли XVIII века и её основные философские направления;
  • влияние философии XVIII века на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии эпохи Просвещения;
  • сформировать представление об основных направлениях развития философии эпохи Просвещения

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии эпохи Просвещения;
  • знать характерные черты и основные направления философии эпохи Просвещения;
  • уметь определять отличительные черты философии эпохи Просвещения;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путём просвещения возможно переустроить общественный порядок в разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Итак, Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики – паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.

Характерные особенности Просвещения:

§ рационализм как общая вера в разум;

§ антиклерикализм (от греч.anti – против и лат.clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

§ антиобскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили своё обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение представлено прежде всего учениями Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Шефтсбери, современников и идеологов преобразований Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Джон Локк (1632 – 1704) в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил теорию «общественного договора» Т. Гоббса идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу. Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и впервые, идею разделения властей, которая делится у Локка на законодательную, исполнительную (в том числе и судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение конституции. Следует добавить, что новый стиль философского мышления привёл к выработке развитого юридического мышления.

Французское Просвещение.

 

Основные направления:

§ деизм;

§ атеистическо-материалистическое направление;

§ утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление

 

1. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения его личностными чертами), так и против отождествления бога с природой (пантеизма).

Представители: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяк

Франсуа Вольтер (наст. фамилия Аруэ) (1694 – 1778) – философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения. Вошёл в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили распространение во всей Европе.

Страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»)

Считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убеждён, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жёстких рамках нравственности.

В отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому.

Выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещённым властителем (то есть выдвинул идею «просвещённого абсолютизма»), а также вёл переписку с рядом «просвещённых» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Шарль Монтескье (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, учёный (во многих сферах знаний), современник и во многом единомышленник Вольтера. Основные сочинения: «Персидские письма», «О духе законов»

Выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, но отвергал его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы. Видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление инициативы.

Монтескье является одним из основоположников географического детерминизма. В конце 1748 в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии.

Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Так, он полагал, что южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот.

Среди идей Монтескье, на которых строится большинство современных демократических государств – идея приоритета закона и идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – французский писатель и философ. Автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.д.

Обосновал право народа на восстание (угнетённое, лишённое прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а так как Руссо считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность, то она должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть в государстве должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания, сходы.

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

2. Атеистическо-материалистическое направление, было распространено во Франции XVIII века, накануне и во время Великой французской революции.

Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Представители: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

Жюльен Ламетри (1709 – 1751), французский философ, врач. В нашумевшем в своё время сочинении «Человек-машина» (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведёт к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.

Полностью отвергал идеализм и теологию. Считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. Поскольку материя самодостаточна, то нет необходимости в Боге.

Дени Дидро (1713 - 1784) – французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внёс большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено. Вместе с Дидро редактором «Энциклопедии» был д’Аламбер. В ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д'Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения, похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие — абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия. За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, однако, необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой. За отдельные статьи («Свобода», «Равенство») «Энциклопедия» на некоторое время была заключена в Бастилию.

В своих работах: «Философические принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», выступая против субъективного идеализма, Дидро даёт своё понимание важнейших онтологических проблем. Всё, что существует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.

 

Наиболее последовательным выразителем философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723 – 1789) французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», получило название «кодекса материализма и атеизма XVIII века».

Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур, Лукреций Кар, Гоббс, Коллинз, Пристли, Мелье и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт, Бейль, Монтень, Монтескье, Вольтер и др.) и современное ему естествознание.

Природа, или материя, по Гольбаху, является причиной самой себя. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Материя есть совокупность всех природных тел и состоит из элементарных частиц – неизменных и неделимых атомов, характеризующихся протяженностью, весом, фигурой, непроницаемостью, движением. Согласно Гольбаху, «движение – способ существования материи». Оно сводилось им к его механической форме. По Гольбаху, «материя движется благодаря своей энергии». Природа находится в постоянном развитии, и сочетание движения, теплоты и определенная комбинация веществ на определенном этапе породило жизнь и человека, являющегося частью природы. В связи с этим он отрицал свободу воли, полагая поведение обусловленным естественной причинностью. Чувственность есть свойство особым образом организованной материи. Французский философ принял позицию последовательного сенсуализма, рассматривая чувства как единственный источник знаний. Мышление сводилось им к функции чувствительности.

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и общества в целом:

§ освободили философию от многих религиозных предрассудков;

§ дали более реалистическое определение субстанции – материя

§ выдвинули идею (распространённую в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

§ выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

§ обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;

3. Утопическо-социалистическая (коммунистическая) философия получила широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII – начала XIX века. Представители данного направления жёстко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопистские (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоёв простого населения Франции накануне и во время Великой французской революции 1789-1794 гг.

Представители: Г. Мабли, К. Сен-Симон

Габриэль Мабли (1709 – 1785), французский просветитель и социальный философ, составитель свода международного права. Полнее всего его взгляды выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина», «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ», «О законодательстве, или принципы законов». Цель социальной философии для Мабли — познание мотивов поведения человека; задача политика — использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека — себялюбие, но ему присущи и социальные чувства — сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого — благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землей. Разделив ее, люди пошли против велений природы и наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения — уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность — высшая личная и общественная добродетель.

Немецкое Просвещение.

Представители: Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете.

Гердер Иоганн (1744 – 1803) немецкий философ, критик, эстетик, ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.

В «Идеях к философии истории человечества» Гердер реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества Гердер считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвращается в «Идеях к историческому оптимизму Просвещения» и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

 

Значение эпохи Просвещения:

§ в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;

§ в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;

§ в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;

§ в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII - XIX вв.

Основные понятия и термины:

Антиклерикализм (от греч. anti – против и лат. clericalis – церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

Антиобскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.

Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

 

1. Какие задачи ставили перед собой просветители?

2. В каких странах наиболее ярко проявило себя Просвещение?

3. Назовите представителей английского Просвещения. Дайте краткую характеристику.

4. Назовите представителей и направления французского Просвещения.

5. Что представляет собой такое направление французского Просвещения как деизм?

6. Основные проблемы, интересовавшие философов атеистическо-материалистического направления?

7. Каковы идеи социал. - утопистов?

8. Назовите представителей немецкого Просвещения.

9. Каково значение философии эпохи Просвещения?

II. Упражнения и задачи

 

1. Руссо называл далекое прошлое золотым веком; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.

На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

— Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

2. Рассудите:

А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).

— Дайте развернутый ответ.

3. «Человек - это машина – считал французский материалист Ламетри. – Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать «весьма просвещённой машиной». Проанализируйте позицию автора и выскажете своё мнение по этому высказыванию


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...