Или объективно существуют только единичные предметы?»
Значение средневековой философии: § стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени; § сохранила и развила ряд античных философских идей; § способствовала расчленению философии на новые сферы (например, выделение гносеологии как самостоятельного учения о познании); § положила начало появлению в будущем эмпирического и рационалистического направлений; § пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; § выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. Основные понятия и термины: Антропоцентризм -воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апологетика – (apologeomai - защищаю), защита принципов христианства от критики нехристианских философов. Креационизм - (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Номинализм - (лат. nomen — имя, nominalis — именной), направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей. Патристика - (от греч. pater, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, т. н. отцов церкви. Реализм - (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный), направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов. Схоластика - (от греч. scholastikos — школьный, ученый), философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.
Теодицея - (франц. theodicee — оправдание Бога, от греч. theos — Бог и dike — справедливость), общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием мирового зла, «оправдать» Бога как творца и правителя мира вопреки существованию темных сторон бытия. Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Теоцентризм – система взглядов, согласно которой сила, определяющая мышление, поведение человека и общества – есть Бог. Томизм -учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. Контроль знаний I. Вопросы для самопроверки: 1. Почему в Средневековье философия стала «служанкой богословия»? 2. Каковы характерные особенности философии средневековья? 3. Что такое теоцентризм? 4. Какие основные направления философии характерны для периода средневековья? 5. Какое решение проблемы зла предложил Аврелий Августин? 6. Что такое схоластика? 7. Почему слово «схоластика» имеет негативный оттенок? 8. Спор об универсалиях — это спор о чем? 9. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков? 10. Какие решения вопроса об универсалиях были предложены схоластами? II. Упражнения и задачи 1. Философия всегда доказывает свои положения. Как же можно доказать истинность христианских догматов, если они так расходятся с представлениями людей? Как доказать, что у непорочной девы может родиться сын? Как же он мог умереть, если боги бессмертны? Как же он воскрес, если умер? Какой метод избрал Тертуллиан для защиты христианских догматов? 2. Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: "Выбирай".
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие". Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: "Боже, можно мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это и есть …..". Попробуйте закончить эту притчу. 3. Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим, подошёл к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус Христос ответил: "Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке". Объясните смысл этой истории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|