Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Философские и идейные течения в эпоху Возрождения




Вы будете изучать:

  • развитие философской мысли эпохи Возрождения и её основные философские направления;
  • идеологию философии эпохи Возрождения;
  • влияние философии эпохи Возрождения на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии эпохи Возрождения;
  • изучить тенденции развития философии эпохи Возрождения.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии эпохи Возрождения;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • знать специфику философских направлений эпохи Возрождения;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестких оков религии и пробуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды,- словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Европа как бы вспомнила свое далекое прошлое, обращаясь к нему через эпоху Средневековья, когда богатства античности были преданы забвению. Не следует, однако думать, что религия была окончательно отвергнута. Христианские догмы и авторитеты еще сохраняли силу, но пробудившийся разум теперь выступал едва ли не равноправным партнером религиозной веры, поскольку только он мог рассматриваться в качестве опоры в земной жизни, а она, в свою очередь, стала в значительной мере самодовлеющей ценностью.

Слово «возрождение» означает быть, умереть и возродиться вновь. Первой в эпоху Возрождения вступила Италия, и сам термин связан с именем Джорджо Вазари ( 1511-74), итальянского живописца, архитектора, историка искусств. Другое название этой эпохи Ренессанс (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться).


Предпосылки возникновения эпохи Возрождения:

§ совершенствование орудий труда;

§ кризис феодализма;

§ развитие ремесла и торговли;

§ усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви;

§ укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

§ появление первых парламентов (конец XIII века, Англия);

§ кризис церкви и схоластической философии, что выразилось в таком явлении как секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) – ослабление влияния церкви на государственную, общественную жизнь;

§ повышение уровня образованности в Европе в целом;

§ великие географические открытия:

ü Христофор Колумб (открытие водного пути в Америку);

ü Васко да Гама (открытие водного пути в Индию);

ü Магеллан (первое кругосветное плавание);

ü Виллем Янсзон (открытие Австралии);

ü Абел Тасман (открытие Тасмании, Новой Зеландии, Фиджи, части побережья Северной и Западной Австралии);

§ научно-технические открытия:

ü изобретение пороха (к середине 14 в. порох, известный в Европе от арабов и описанный у Роджера Бэкона, начинают изготовлять в довольно широких масштабах. В Германии изобретателем доступного способа изготовления пороха считают долгое время некоего монаха по имени Бертольд Шварц, но это легендарная личность. Распространение пороха и огнестрельного оружия положило конец господству рыцарского сословия и изменило не только способы ведения войны и набора армии, но и образ жизни. Бесполезными оказались огромные стены замков, тяжелые доспехи, обучение рыцарским навыкам с детских лет. Одновременно с Европой порох появляется и на Руси. Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного орудия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале);

ü изобретение очков (еще в античности описаны случаи употребления отшлифованных природных кристаллов для улучшения зрения (в частности император Нерон использовал огромный изумруд). Использование стеклянных линз в Европе достоверно известно с 13 века, по-видимому, сначала в Италии. Очки также подробно описаны у Роджера Бэкона);

ü строительство доменных печей (в середине 14 века для выплавки металлов в Европе стали строить домны — шахтные печи. Увеличение высоты этих печей и интенсивная подача в них воздуха способствовали повышению температуры и значительно более сильному развитию процессов восстановления металла из руды и науглероживания металла. Вместо тестообразной массы сыродутного железа в доменных печах металлурги получали высокоуглеродистый железный расплав с примесями кремния и марганца — чугун);

ü переход к мануфактурному производству (предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике, — мануфактуры — зародились в городах Северной Италии. Предпосылки для их возникновения были созданы ростом благосостояния горожан и селян, увеличившего спрос на изделия ремесленного производства. Спрос стимулировал специализацию ремесленников и рост их числа, появление мастерских с наемными рабочими. Первоначально мануфактура существовала в рассеянной форме — предприниматель скупал и продавал продукт самостоятельных ремесленников, снабжая их сырьем и орудиями производства);

ü изобретение книгопечатания (в 1440-х годах Иоганн Гуттенберг в Страсбурге делает свои первые опытные издания, сохранившиеся только в отрывках);

ü огнестрельное оружие (в начале 16 века появились первые образцы нарезного оружия — с винтовыми нарезами в канале ствола. Нарезы придавали пуле вращательное движение, что обеспечивало большую дальность и меткость стрельбы. Однако трудность заряжания нарезного оружия приводила к чрезвычайно низкой скорострельности. Лишь в 19 веке, после создания разнозарядных систем, винтовка начинает широко применяться в армии. В начале 16 века в Европе и Азии появились первые пистолеты. Они представляли собой укороченные ружья с фитильным замком (медленно горящий фитиль, закрепленный в курке, при нажатии на спусковой крючок опускался на порох в лотке). Первые пистолеты использовались главным образом в кавалерии);

ü появление первых газет (в 16 веке в Венеции стали распространяться рукописные листки с сообщениями о новостях городской жизни, слухах, происшествиях, с хроникой придворной жизни. За такой листок с покупателя брали газетту (gazetta — мелкая венецианская серебряная монета), в связи с чем эти эпизодически появлявшиеся листки стали называть «газетами». В обиход европейских языков слово «газета» вошло с широким распространением основанной в 1631 году во Франции газеты «La Gazette», переименованной в 1762 году в «La Gazette de France» и просуществовавшей до 1914 года. Первая более или менее регулярно выходившая газета появилась в 1609 году в Германии, в 1616 году в Голландии, 1622 году в Англии. Первую ежедневную газету начали издавать в 1663 году в Лейпциге. В России прообразом газеты были выходившие нерегулярно рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний из сохранившихся экземпляров относится к 1621 году), а первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах» появилась в самом конце 1702 года);

ü григорианский календарь (Папа римский Григорий XIII издал специальную буллу «Inter gravissimas», предписывавшую сдвинуть счет дней на десять суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 года считать не 5, а 15 октября. Новый календарь в память папы получил название «григорианского», или календаря «нового стиля», в отличие от прежнего «юлианского», или календаря «старого стиля», введенного в 46 году до н. э. Юлием Цезарем. В католических странах — Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии — григорианский календарь был введен в 1582 году в Польше в 1586, в Англии в 1752, в Китае в 1911, в Болгарии в 1916, в России в феврале 1918, в Турции в 1926, во Вьетнаме в 1967);

ü изобретение микроскопа (в 1590 голландский оптик З. Янсен изобрел микроскоп с двумя линзами. С 1609-1610 оптики-ремесленники во многих странах Европы изготавливают подобные микроскопы, а Галилей использует в качестве микроскопа сконструированную им зрительную трубу. Необычайного мастерства в шлифовании линз достиг А. ван Левенгук (1632-1723), который сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Левенгук впервые наблюдал микроорганизмы);

ü изобретение телескопа (в 1608 в Нидерландах появляется один из первых телескопов. Это изобретение быстро становится известно в Италии, и Галилео Галилей в 1609 строит свой усовершенствованный телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого делает ряд важнейших открытий в астрономии);

ü появление ватерклозетов (рост городов и увеличение плотности населения вело к ухудшению санитарного состояния городской среды. Участившиеся эпидемии вызвали необходимость строительства водопроводов, а затем и канализации. Одновременно появляются и соответствующие санитарные приборы);


Характерные черты философии эпохи Возрождения:

§ антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

§ пантеизм (от пан... и греч. theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое;

§ оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматикой, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

§ принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

§ большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

§ широкое распространение идеи социального равенства.

 

Основные направления философии эпохи Возрождения:

Гуманизм. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

Основные черты гуманизма:

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий характер и оптимизм

 

Данте Алигьери (1265 – 1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, автор произведений «Божественная комедия», «Новая жизнь». В своих произведениях воспевает христианство, но одновременно, между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Восхваляет человека и отходит от трактовки его исключительно как Божественного создания. Данте признаёт за человеком наличие как Божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом. Он верит в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 – 1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи, а именно:

Ø человеческая жизнь даётся один раз и уникальна;

Ø человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

Ø человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;

Ø человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

Ø человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

Ø загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

Ø человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

Ø внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507 – 1557), итальянский гуманист эпохи Возрождения, филолог, философ. Автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». В своём произведении Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека, верил в его возможности и разум. Отвергал аскетизм и самоотрешение. Призывал к активному действию, борьбе, смелости и изменении мира. Был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

Неоплатонизм. Неоплатонизм – идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранения из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета достиг в XV веке.

Основные черты неоплатонизма:

- противопоставление сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системы, основанной на идеях Платона;

- создание новой картины мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- призыв к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Николай Кузанский (1401 – 1464), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Хоть и был священнослужителем, придерживался новаторских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О не ином», «Об охоте за мудростью», «О видении бога».

Суть учения Кузанского состоит в том, что не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же, т.н. пантеизм). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (т.е. противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум.

Кузанским был введён закон совпадения противоположностей: т.к. противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность и существование неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя.

Реально же существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в боге). Бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания, то есть невозможно достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не к истинному знанию.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.

Джованни Пико дела Мирандола (1463 – 1494), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Попытался объединить религиозные и философские учения в произведении «900 тезисов». Также он попытался возвысить человека и отделить его от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора. Стремился объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования.

Натурфилософия. Получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе, особенно Италии.

Основные черты натурфилософии:

- обоснование материалистического взгляда на мир;

- стремление отделить философию от теологии;

- формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

- выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

- утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию (а не Божественному откровению).

Андреас Везалий (1514 – 1564), естествоиспытатель, основоположник анатомии. Основной труд «О строении человеческого тела». Материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времён Галена (130 – 200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных. Везалий же основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности.

Николай Коперник (1473 – 1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. (Гелиоцентризм - солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Гелиоцентрическая система мира сменила представление о Земле как центре мироздания (Геоцентрическая система мира)). Главное сочинение - «Об обращении небесных сфер».

Опираясь на астрономические наблюдения, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной. Солнце – центр по отношению к Земле. Все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен и процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ-пантеист и поэт. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной сатирической поэмы «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник», философских сонетов.

Развил и углубил философские идеи Коперника. А именно, солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной. Вселенная вообще не имеет центра и бесконечна в пространстве и времени, состоит из галактик. Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Число миров во Вселенной бесконечно. Все небесные тела и всё, что имеется на них, обладают свойством движения. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик, механик и астроном, один из основоположников естествознания; поэт, филолог, критик. Основное произведение - «Диалог о двух системах мира — птолемеевой и коперниковой».

Галилей на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Изобрёл телескоп, с помощью которого доказал, что небесные тела движутся и по траектории и вокруг своей оси. Обнаружил пятна на солнце и разнообразный ландшафт на Луне. Открыл спутники вокруг других планет. Доказал множественность миров.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчётах воплощения гипотезы на практике и опытной её проверке на практике.

Философия Реформации.

Предпосылки возникновения:

- кризис феодализма;

- зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

- становление европейских государств;

- незаинтересованность руководителей государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической церкви;

- кризис, моральное разложение католической церкви, её оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций ((от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12-13 вв.) явилась средством обогащения духовенства);

- распространение идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм.

Мартин Лютер (1483 – 1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооружённой) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

 

Ø общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

Ø между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая церковь;

Ø необходимо упрощение обрядов;

Ø Церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

Ø необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

Ø необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

Ø необходимо запретить индульгенции

Жан Кальвин (1509 – 1564), французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Возглавил реформационное движение в Женеве. Добился признания реформированной церкви в качестве официальной. Провёл реформы: в Женеве были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, танцы, установлен строгий надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританизма.

Ключевой идеей протестантизма считал идею предопределения. Смысл этой идеи состоит в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасёнными, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению. Успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 – 1525), вождь крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г. разошёлся с учителем. В целом, соглашаясь с учителем, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых заключался в том, что необходимо реформировать не только церковь, но общество в целом. Цель же изменения общества состоит в том, чтобы достичь всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле. Главной причиной всех зол Мюнцер видел неравенство, классовое разделение, в основе которого лежит частная собственность и частный интерес. Частный интерес необходимо подавить, всё должно стать общим (имелись в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям».

Значение философии Реформации:

§ послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы;

§ результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное разграничение в Европе;

ü торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

ü сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.

Никколо Макиавелли (1469 – 1527), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Основные произведения: «История Флоренции», комедия «Мандрагора», «Государь». Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

 

Ø человек обладает изначально злой природой;

Ø движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

Ø совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

Ø для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма необходима особая организация – государство;

Ø правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

Ø правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна – промотана);

Ø ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

Ø в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за её независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

 

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков, как его времени, так и последующих эпох.

Философия социалистов-утопистов. Основное внимание эти философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты (утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна)).

Томас Мор (1478 – 1535) – основатель утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он занимался политической деятельностью: был членом парламента, председателем палаты общин, лорд-канцлером Великобритании (в 1535 г. казнён как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви).

Философия Т. Мора изложена в произведении «Утопия» о выдуманном острове, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии не существует частной собственности. Все граждане участвуют в производительном труде. Труд осуществляется на основе всеобщей повинности. Все произведённые продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осуждённые преступники. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности).

Томаззо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Философия Т. Кампанеллы изложена в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом городе, жители которого – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Труд совмещается с непременным обучением. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъёма до отхода ко сну. Солярии всё делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают. Большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребёнок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни. Во главе города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Значение философии социалистов-утопистов состоит в том, что идеи их были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Основные понятия и термины:

Гелиоцентризм - (от слова Гелиос (Гелий), в греческой мифологии бог Солнца), возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты.

Геоцентризм - (от слова Гея, в греческой мифологии мать-земля), иначе Птолемеева система мира. Возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и другие небесные светила обращаются вокруг Земли по орбитам, представляющим сложное сочетание круговых орбит.

Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Индульгенция - (от лат. indulgentia — милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом.

Пантеизм - (от греч. pan — все и theos — бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Секуляризация - (от позднелат. saecularis — мирской, светский), ослабление влияния церкви на общественную и государственную жизнь.

Утопия - (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

 

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные исторические предпосылки, которые способствовали наступлению эпохи Возрождения.

2. Почему эпоха Возрождения была названа именно так?

3. Какие важные признаки характеризируют Возрождение в сравнении со Средневековьем?

4. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?

5. Назовите видных деятелей гуманизма эпохи Возрождения.

6. Перечислите основные особенности философской мысли периода Возрождения.

7. Какое содержание вкладывали деятели Возрождение в понятие "Гуманизм"?

8. В чём значение открытий Н. Коперника для философии?

9. В чём заключалась суть Реформации?

10. Концепции коммунистического общества мыслителей эпохи Возрождения: авторы и их сочинения.

11. Натурфилософия в творчестве деятелей Возрождения.


II. Упражнения и задачи

1. В чём, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятии антропоцентризм?

2. Какой представала Вселенная глазам мыслителей Возрождения: Н. Коперника, Дж. Бруно? В чём её отличие от существовавших в то время взглядов?

3. Прокомментируйте современные высказывания о гуманизме эпохи Возрождения и дайте им оценку.

ü Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор;

ü Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

4. Из нижеприведённых отметьте характерные черты Ренессанса. Аргументируйте свой выбор:

ü практический и теоретический индивидуализм;

ü движение цивилизации против дикости;

ü время безбожия и язычества;

ü культ светской жизни;

ü светский дух религии с тенденцией к язычеству;

ü движение культуры против бескультурья и варварства;

ü освобождение от власти авторитетов;

ü особенное внимание к истории;

ü чрезвычайный вкус к искусствам;

ü обновление духовной жизни.

5. Какие произведения великих художников Ренессанса вам известны? Каковы особенности искусства эпохи Возрождения?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...