Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Сущность целостного педагогического процесса




Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический, или учебно-воспитательный процесс как управляемое взаимодействие обучающих и обучаемых, учителей и учеников, воспитателей и воспитанников с целью получения определенных результатов, где социальный опыт воспитателей трансформируется в качества личности воспитанников. Сущность целостности учебно-воспитательного процесса. Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса. Неразрывная связь процессов обучения, образования, воспитания, развития и формирования в целостном педагогическом процессе.

Структура и компоненты педагогического процесса. Диалектика и основные этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный. Закономерности и принципы педагогического процесса. Технология учебно-воспитательного процесса.

Понятие о педагогической системе как устойчивом объединении элементов: цель, содержание, процессы, ученики, учителя, организационные формы, результаты, управление, технологии. Педагогические инновации как изменения внутри педагогической системы, направленные на улучшение протекания и результатов учебно-воспитательного процесса. Оптимизация педагогической системы как процесс выбора наилучшего варианта функционирования. Критерии оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Раздел 2. Становление педагогической мысли на белорусских землях

Тема 5. Народная педагогика как источник развития педагогической мысли. Возникновение письменности на белорусских землях

Народная педагогика как результат коллективного творчества многих поколений людей в области воспитания и образования подрастающего поколения. Значение обычаев, обрядов, фольклора в сохранении и передаче достижений народной педагогики. Формы закрепления и сохранения идей народной педагогики: традиции, обряды, фольклор, явления материальной культуры.

Содержание, методы и средства народной дидактики. Накопление и сохранение трудовых, бытовых, агротехнических, профессиональных и других знаний и навыков в народных обычаях и способы их передачи средствами народной педагогики. Современное осмысление психофизиологических и педагогических основ народной педагогики. Народная педагогика как объект изучения и источник развития современной педагогики.

Просвещение и воспитание в Полоцких и Туровских землях. “Притчи” и “Слова” К. Туровского. Храмы и монастыри как центры образования, сбора, создания и хранения книг. Просветительская и педагогическая деятельность Е. Полоцкой. Основания и порядок возникновения различных форм образования в эпоху Средневековья. Автономия в отношениях с церковью, феодалами, городскими магистратами на белорусских землях.

 

Тема 6. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой

Книгопечатание и просвещение на белорусских землях во время ВКЛ. Просветительская деятельность М. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Тяпнинского и др.

Поликонфессиональный характер образования. Особенности воспитания и обучения в протестантских, католических (иезуитских, доминиканских, пиарских), православных (братских), униатских школах. Влияние учебников братьев Тустановских, Лаврентия и Стефана Зизания «Азбука», «Лексус», «Катехизис», М. Смотритского «Грамматика словесная» на образование в восточнославянских землях. Просветительская и художественно-образовательная деятельность Симеона Полоцкого, «приглашенного учителя российских царских детей». Педагогические произведения С. Полоцкого «Алфавитар», «Книжице вопросом и ответом», «Букварь языка словенская».

Развитие просветительского дела во второй половине XVII–XVIII ст.ст. Иезуитские, униатские, пиарские школы. Антиклерикальная просветительская деятельность Казимира Лыщинского. Создание первой светской школы. Деятельность Эдукационной комиссии.

 

Тема 7. Просветительская деятельность на белорусских землях в XIX столетии

Педагогическая мысль на белорусских землях в конце XVIII – начале XIX ст.ст. Общая характеристика школьных реформ. Перевод образования, культуры, государственного управления на русский язык. Закрытие Виленского университета. Ликвидация униатских и сокращение количества католических учебных заведений, введение в школах классных воспитателей, исполняющих наблюдательные функции за детьми и их родителями. Возникновение новых типов школ (народные училища, начальные школы, поветовые училища и гимназии, приходские и реальные училища). Введение сословных ограничений для обучающихся. Централизация управления учебными заведениями.

Формирование общественно-педагогической мысли на белорусских землях вXIX ст. Борьба деятелей белорусской культуры за обучение на родном языке. Деятельность К. Калиновкого, Н.Я. Никифоровского, М. Богдановича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, Я. Колоса, Я. Купалы, Тетки и др. по созданию национальной системы образования и сохранению национальной культуры.

Реализация педагогических взглядов М. Богдановича, Э. Пашкевич, Я. Купалы, Я. Колоса в литературной и просветительской деятельности (“Гасцінец для маленькіх дзетак”, “Першае чытанне для дзетак беларусаў”, “Другое чытанне для дзетак беларусаў”). Движение народного учительства.

 

 

Раздел 3. Теоретические основы обучения

Тема 8. Дидактика как наука об обучении и образовании детей

И взрослых

Возникновение и развитие дидактики как отрасли педагогических знаний. Социальные функции образования и его непрерывный характер. Современное определение понятия дидактика. Процесс обучения как предмет изучения дидактики.

Основные категории дидактики и их значение в современном образовательном процессе. Сущность процесса обучения. Цели и задачи обучения детей и взрослых на разных возрастных этапах развития личности. Единство воспитательной, развивающей и образовательной функций обучения, его двусторонний характер. Этапы освоения учащимися знаний. Восприятие учебного материала, осмысление полученной информации, освоение, закрепление, использование в учебной, трудовой и социокультурной деятельности. Мотивация учения и ее формирование у учащихся.

Понятие содержания образования. Взаимосвязь знаний, умений и навыков в структуре содержания образования. Содержательные отличия базового, углубленного и профессионального уровней образования в Республике Беларусь. Документы, отражающие содержание образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия. Использование информационных технологий в обучении и самообразовании детей и взрослых. Сущность, функции и организация дистанционного обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...