Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Средства и методы музыкального обучения




Средства музыкального обучения как источники получения музыкальных знаний, формирования умений и навыков. Широкий и узкий смысл понятия средства музыкального обучения. Классификации средств музыкального обучения: печатные, предметы обучения, технические.

Методы музыкального обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Прием музыкального обучения как составная часть, отдельная сторона метода. Правило музыкального обучения как описательная, нормативная модель приема музыкального обучения. Классификации методов музыкального обучения.

Классификация и характеристика методов музыкального обучения по критерию целостного подхода: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Метод проблемного обучения как организация учебного процесса на основе создания проблемных ситуаций. Сущность проблемной ситуации в музыкальном обучении. Характеристика проблемных задач. Правила создания проблемных ситуаций. Уровни проблемности музыкального обучения. Правила выбора средств и методов музыкального обучения.

 

Тема 10. Формы организации учебного процесса. Типы и виды уроков в музыкальном обучении

Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. Характеристика групповых, индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных, классных и внеклассных, школьных и внешкольных форм музыкального обучения.

Форма организации музыкального обучения как конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен, концерт и др.).

Урок как основная структурная единица учебного процесса. Классификации типов уроков по различным критериям: по способу проведения, по содержанию работы, по структуре.

Виды тематических моно уроков: по основным видам музыкальной деятельности (импровизация, подбор по слуху, сочинение, аккомпанирование, слушание музыки, чтение с листа); по содержанию учебной работы (аппликатурный, работа над инструктивным материалом, полифонией, крупной формой, кантиленой, разными типами фактуры, гамма-урок); по этапам освоения музыкального содержания (разбор произведения, углубленное изучение его, создание целостной структуры и его интерпретация, проверка полученных знаний, умений и навыков в процессе концертного исполнения произведения); по использованным методам обучения (информационный, проблемный, инструктивно-технический, наглядный).

Типовая структура комбинированного урока на начальной ступени музыкального обучения. Требования к современному уроку музыки: максимальная насыщенность педагогически целесообразной деятельностью ученика; широкий тематический диапазон; единство образовательных, воспитательных и развивающих задач; организационная четкость и использование рациональных методов, приемов и средств обучения; подготовка учащегося к самостоятельной работе дома; развитие творческой инициативы и активности учащегося. Специфика подготовки педагога к уроку в музыкальных учебных заведениях на начальной ступени обучения.

 

Тема 11. Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков

Контрольно-оценочная функция деятельности педагога в музыкальном обучении. Виды контроля музыкальных знаний, умений и навыков: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы контроля: устный, письменный, практический, самоконтроль, тестовый.

Оценка как определение степени успешности освоения музыкальных знаний, умений и навыков. Проблема объективности оценки специальных музыкальных знаний. Отметка как количественное выражение оценки. Принципы оценивания в музыкальном обучении. Функции оценки музыкальных знаний, умений, навыков: стимулирующая, воспитательная, диагностическая, прогностическая.

Раздел 4. Музыкально-педагогическое мастерство

Тема 12. Специфика музыкально-педагогической деятельности

Компоненты музыкально-педагогической деятельности и их характеристика: цель, задачи, средства, объект, субъект, результат, социальная значимость. Направленность педагогической деятельности на осуществление преемственности поколений, включение школьников в существующую систему социальных связей, приобщение их к национальным и мировым образцам музыкальной культуры. Социальная обусловленность и нестандартность музыкально-педагогической деятельности по набору задач, средств, методов.

Специфичность объекта музыкально-педагогической деятельности: учащийся как активный участник педагогического процесса с неповторимыми индивидуальными качествами, мотивами, поведением, т.е. как соучастник педагогического действа под названием музыкальное обучение. Педагоги и родители как субъекты педагогического воздействия.

Субъект-субъектная парадигма современной музыкально-педагогической деятельности. Специфика музыкального искусства как средства и цели обучения. Творческий характер деятельности педагога-музыканта.

 

Тема 13. Структура и содержание музыкально-педагогического

Мастерства

Педагогическое мастерство педагога-музыканта как комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Структура педагогического мастерства педагога-музыканта: гуманистическая направленность его личности и деятельности, профессионализм, педагогические способности, педагогическая техника.

Гуманистическая направленность личности педагога-музыканта как системообразующий компонент структуры педагогического мастерства, включающий идеалы, интересы, ценностные ориентации. Виды направленности ценностных ориентаций педагога-музыканта: на себя, на педагогический процесс, на учащихся, на цели педагогической деятельности.

Профессионализм как фундамент педагогического мастерства, включающий знания преподаваемого предмета, методики его преподавания, основ психологии и педагогики. Особенности современного профессионального музыкально-педагогического знания: комплексность, синтетичность, личностная окрашенность. Уровни формирования профессионального музыкально-педагогического знания: методологический, теоретический, методический, технологический.

Педагогические способности как компонент структуры музыкально-педагогического мастерства. Общепедагогические и специальные способности педагога-музыканта. Коммуникативность, профессиональная зоркость, наблюдательность, эмпатия, интуиция, динамизм личности, внутренняя энергия, гибкость, инициатива, эмоциональная устойчивость, самообладание, уверенность в себе, оптимистическое прогнозирование, креативность, организаторские, исследовательские, конструкторские и другие общепедагогические способности педагога-музыканта.

Специальные способности педагога-музыканта: высокоразвитые музыкальный слух, память, чувство музыкального ритма, высокий уровень музыкально-теоретической, исполнительской, дирижерской и методической подготовки.

Педагогическая техника как компонент структуры музыкально-педагогического мастерства, объединяющий две группы умений: управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...