Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Цели и задачи музыкального обучения




Музыкальное обучение как целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения систематических музыкальных знаний, приобретения музыкальных умений и навыков. Цель музыкального обучения как идеальное мысленное предвосхищения результатов деятельности, которая обусловлена объективными законами действительности, возможностями субъектов и средствами деятельности. Социальная обусловленность цели музыкального обучения. Документы, регламентирующие цель современного музыкального обучения (закон «Об образовании» в Республике Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»).

Формирование музыкальной культуры личности как элемента ее духовной культуры – общая цель музыкального обучения на современном этапе развития общества. Художественно-эстетическое обоснование цели. Музыка как специфическая форма художественного отражения жизни, мыслей и чувств людей. Структура музыкальной культуры общества: музыкальные ценности; все виды деятельности по их созданию, воспроизведению, трансляции, восприятию, использованию; все субъекты этих видов деятельности. Личность как субъект музыкальной культуры общества. Компоненты музыкальной культуры личности: нравственно-эстетические чувства, вкусы, убеждения, потребности; знания, умения, навыки для освоения музыкального искусства; музыкально-творческие способности.

Психолого-педагогические обоснование цели музыкального обучения. Обеспечение положительной динамики развития интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной сфер и музыкальных способностей учащихся как объективное условие реализации цели музыкального обучения. Дидактическое обоснование цели музыкального обучения, отраженное в его закономерностях и принципах.

Иерархия целей музыкального обучения: общая цель функционирования системы, цель деятельности каждого конкретного учреждения системы музыкального воспитания и образования, цель преподавания каждой учебной дисциплины на всех уровнях и ступенях образования, цель каждого урока.

Задачи музыкального обучения как пути реализации его цели. Основные группы задач: образовательные, воспитательные, развивающие.

 

Тема 7. Закономерности и принципы музыкального обучения

Закономерности музыкального обучения как устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса музыкального обучения. Классификация закономерностей: общие и частные. Общие закономерности, распространяющиеся на всю систему музыкального обучения: закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, стимулирования обучения, управления обучением. Частные закономерности, распространяющиеся на отдельные стороны системы музыкального обучения: дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные.

Принципы музыкального обучения как исходные руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях. Использование общеизвестных дидактических принципов в процессе музыкального обучения: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, связи теории с практикой.

Специфические принципы музыкального обучения: комплексного и последовательного развития музыкальных способностей учащихся в разных видах музыкальной деятельности; единство эмоционального и рационального развития учащихся в учебном процессе; единство художественной и технической сторон музыкального обучения.

Функции учебного процесса в музыкальном обучении: образовательная, развивающая, воспитательная. Структура учебного процесса в музыкальном обучении: подготовка к восприятию знаний, восприятие и закрепление знаний, выработка умений и навыков, контроль качества усвоения содержания образования.

 

Тема 8. Содержание музыкального образования

Содержание музыкального образования как педагогически адаптированная система музыкальных знаний и связанных с ними музыкальных умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Структура содержания музыкального образования: музыкальные знания, умения, навыки, музыкальный репертуар, музыкально-творческая деятельность. Музыкальные знания: общие и частные. Музыкальные умения как знания, примененные на практике. Уровни формирования музыкальных умений: репродуктивный, эвристический, творческий. Этапы формирования музыкальных умений: активизация ранее приобретенного жизненного и музыкального опыта учащихся; представление новых знаний в форме организации поисковой ситуации; осмысление, усвоение, закрепление, углубление и творческое использование музыкальных умений в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальные навыки как умения, доведенные до автоматизма. Вокально-хоровые, дирижерские, музыкально-ритмические, исполнительские и др. навыки.

Характеристика музыкального репертуара как компонента содержания музыкального образования. Классификация музыкального репертуара: педагогический (инструктивный и художественный) и концертный. Критерии отбора музыкального репертуара: эстетическая и художественная ценность произведения, педагогическая и воспитательная значимость, разнообразие стилей и жанров, соответствие возрастным особенностям исполнителей, национально-культурная основа.

Музыкально-творческая деятельность как компонент содержания музыкального образования. Виды музыкально-творческой деятельности: восприятие музыкального произведения в процессе слушания или исполнения; получение знаний о музыкальном произведении и музыкальном искусстве в целом; собственно творческая деятельность в процессе осмысления, интерпретации, исполнения и сочинения музыкального произведения.

Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, репертуарные сборники как документы, отражающие содержание музыкального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...