Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

За издание какого произведения философ-просветитель А. Н. Радищев был сослан в Сибирь?




а) «Житие Ф. В. Ушакова»;

б) ода «Вольность»;

в) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

г) «О человеке»

4. Назовите представителей западничества:

а) А. И. Герцен;

б) А. С. Хомяков;

в) В. Г. Белинский;

г) К. С. Аксаков

5. Представитель революционно-демократического направления отечественной философии, автор романа «Что делать?»:

а) А. Н. Радищев;

б) П. Я. Чаадаев;

в) Н. Г. Чернышевский;

г) А. И. Герцен

6. Представители русской религиозной философии:

а) М. В. Ломоносов, В. И. Вернадский;

б) А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский;

в) Вл. Соловьёв, С. Л. Франк;

г) Г. В. Плеханов, В. И. Ленин

7. В основе философского учения Вл. Соловьёва лежит идея…

а) всеединства;

б) национальной самобытности России;

в) непротивления злу насилием;

г) развития истории

8. Соотнесите направления отечественной философии XIX – нач. XX вв. и их представителей:

1) западничество; а) Н. Г. Чернышевский;

2) славянофильство; б) Н. Ф. Фёдоров;

3) революционно-демократическая философия; в) А. И. Герцен;

4) русский космизм г) А. С. Хомяков;

д) К. Э. Циолковский;

е) В. Г. Белинский;

ж) К. С. Аксаков

9. Выделите представителей философии «русского зарубежья»:

а) Л. Гумилёв;

б) П. С. Мережковский;

в) Ю. Лотман;

г) Н. Бердяев

10. В каком варианте имена отечественных философов расположены в правильном хронологическом порядке?

а) митрополит Илларион, М. В. Ломоносов, П. Я. Чаадаев, Н. Бердяев;

б) Н. Бердяев, М. В. Ломоносов, митрополит Илларион, П. Я. Чаадаев;

в) П. Я. Чаадаев, митрополит Илларион, Н. Бердяев, М. В. Ломоносов;

г) митрополит Илларион, П. Я. Чаадаев, М. В. Ломоносов, Н. Бердяев


Вариант IV

1. Выделите особенности отечественной философии:

а) особое отношение к вопросам религии, опора на православие;

б) особый интерес к вопросам познания, науки;

в) копирование западных философских теорий;

г) распространение философского мировоззрения во всех слоях общества, в том числе в простонародных

2. Выделите представителей отечественной философии периода монголо-татарского ига:

а) Филофей;

б) Ю. Крижанич;

в) Илларион;

г) С. Радонежский;

д) А. Курбский;

е) Вл. Мономах

Какие направления относятся к отечественной философии XIX – нач. XX вв.?

а) славянофильство;

б) российский марксизм;

в) русский космизм;

г) революционно-демократическая философия;

д) философия «русского зарубежья»;

е) западничество

4. Назовите представителей славянофильства:

а) А. И. Герцен;

б) А. С. Хомяков;

в) В. Г. Белинский;

г) К. С. Аксаков

5. Представителями русского космизма были:

а) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин;

б) Вл. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский;

в) митрополит Илларион, Вл. Мономах, Ю. Крижанич;

г) Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский

6. Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития:

а) социосфера;

б) ноосфера;

в) коэволюция;

г) логосфера

Кто из отечественных философов является автором «философии всеединства»?

а) Н. Бердяев;

б) Н. Лосский;

в) Вл. Соловьёв;

г) Ф. Достоевский

8. В основу мира, согласно взглядам Н. Бердяева, заложено:

а) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

б) стремление к свободе;

в) Бог;

г) София

9. Первый теоретик марксизма в России:

а) В. И. Ленин;

б) Н. Г. Чернышевский;

в) М. А. Бакунин;

г) Г. В. Плеханов

10. Соотнесите название произведения и его автора:

1) «Москва – третий Рим»; а) Илларион;

2) «Что делать?»; б) Филофей;

3) «Слово и Законе и Благодати»; в) А. Н. Радищев;

4) «Путешествие из Петербурга в Москву»; г) П. Я. Чаадаев;

5) «Философические письма» д) Н. Г. Чернышевский

 


Литература

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

Дополнительная

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

2 Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее: Историко-философская мысль России XIX – XX вв. М., 1995.

3 Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М., 2001.

4 Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991.

5 Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии.

Свердловск, 1991.

6 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль ХI – XVII вв. М., 1990.

7 Дробжева Г.М., Роом Л.А. История отечественной философии XIX в. Тамбов, 2002.

8 Дробжева Г.М., Роом Л.А. История отечественной философии ХХ в. (русский марксизм и становление «нового религиозного сознания» в начале века). Тамбов, 2003.

9 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов,школ. М., 1995.

10 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов на/Д, 1999.

11 История русской философии: Учебник для вузов / Ред. колл.: М.А. Маслин и др. М., 2001.

12 История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

13 Лазарев В. Введение в русскую философию. М., 1995.

14 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

15 Новиков А.И. История русской философии: Учебное пособие для вузов. СПб., 1998.

16 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

17 Русская философия: Малый энциклопедический словарь / Сост. А.И. Абрамов, А.И. Алешин и др. М., 1995.

18 Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

19 Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.


Тема 11. Философия бытия

Вы будете изучать:

  • философское учение о мире;
  • философское осмысление природы;

Цели темы:

  • проследить постоянное обновление взглядов философов на развитие природы;
  • дать основные понятия философской онтологии;
  • представить смысл проблем, занимавших мыслителей

После изучения темы вы сможете:

  • знать такой раздел философии как онтология;
  • знать причину изменений представлений о мироустройстве;
  • ориентироваться в современных научных теориях о строении мира;
  • различать типы философских позиций в понимании мира

 

В философии есть разделы, посвящённые определённому кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы:

 

§ происхождение и границы бытия;

§ структура бытия;

§ движение и развитие бытия;

§ фундаментальные законы бытия;

§ что есть материя?

§ что есть жизнь и др.

 

Категория «бытие» - исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убеждённость человека в том, что этот мир существует, и что в нём находят своё место и человек, и вещи, и состояния, и процессы. С ней связаны и сомнения, неуверенность в том, что этот существующий вокруг нас и вместе с нами мир будет существовать всегда, оставаясь более или менее стабильным, в той или иной степени неизменным. Сам этот окружающий нас мир являет нам примеры непреходящего существования природы, и этот же мир показывает нам, насколько конечна жизнь отдельной вещи и отдельного человека.

Проблема бытия обсуждается философами с глубокой древности и до наших дней. Одни философы рассматривают бытие как нечто первичное, определяющее. Другие считают бытие отражением некоторой сущности, которая недоступна человеческому восприятию. Третьи полагают, что бытие – это абстрактная сущность. Четвёртые утверждают, что единственное возможное бытие – это бытие человека. Нередко понятие «бытие» отождествляют с такими понятиями, как «действительность», «существование», «реальность». Его связывают и с понятиями «небытие» и «ничто», «единое» и «многое», «целое» и «часть», «количество» и качество», «содержание» и «форма», «единичное» и «общее», полагая, что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.

Наличие различных подходов к проблеме понимания бытия вполне объяснимо, если учесть, что само реальное бытие предстаёт человеку в многообразных формах, которые должны были найти своё отражение в понятии «бытие». В силу чего, это понятие должно было быть предельно широким и предельно абстрактным.

Действительно, категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека. Во-первых, это вечность существования мира. Мир всегда существовал, существует и всегда будет существовать. Он сам постоянно воспроизводит самого себя. Во-вторых, это бесконечность мира, его беспредельность. В-третьих, это единство мира, которое проявляется в многообразии его форм. В-четвёртых, это равенство существования природного, социального и духовного. В-пятых, изменчивость мира: он не остаётся постоянным, он находится в постоянном движении, развитии. В-шестых, независимость существования окружающего мира от сознания человека – объективность мира.

Итак, бытие – это философская категория, с помощью которой осознаётся всеобщая связь между всем существующим.

Основные формы бытия:

§ материальное бытие – существование материальных (обладающих протяжённостью, массой, объёмом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

§ идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности;

§ человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

§ социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества

§ виртуальное бытие, созданная с помощью компьютера модель реальности, создающая эффект присутствия в ней человека и позволяющая ему оперировать с воображаемыми объектами.

 

Все формы бытия имеют то или иное основание, которое может быть материальным или нематериальным. Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии. Эти основания выражаются в категориях «материя» и «дух» и играют значительную роль в философии, так как от их понимания зависит решение многих философских проблем.

На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов. На первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена и т.д.). Этот этап, который в философии называют наивным материализмом, характеризуется тем, что понятие «материя» формируется на основе восприятия человеком окружающего мира, на основе наблюдения, а не экспериментальных данных.

На втором этапе материя отождествляется с атомами, веществом, с комплексом их свойств. Она предстаёт как вещественный субстрат, как нечто такое, что само по себе вещественно, материально, но не воспринимается органами чувств. Основоположник атомистической модели материи Демокрит считал, что материя – это совокупность бесчисленного числа атомов.

Третий этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического материализма. Во многом это объясняется тем, что со времён Декарта механика считалась самой совершенной наукой. С точки зрения Декарта, материя – есть сама природа, «универсум» - гигантский механизм, в котором кругообразное движение различных по своей величине частиц материи осуществляется под влиянием божественного «первотолчка» по законам механики.

Четвёртый этап формирования категории «материя» связан с тем, что было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей. Он делим, что подтверждалось открытием электрона. Кроме того, физиками было открыто такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества. Эта физическая реальность, названная полем, имела свойство вполне самостоятельно перемещаться, независимо от объекта, с которым связывалось существование этого поля.

В силу невозможности объяснить новые открытия с помощью атомистической теории в конце XIX – начале XX в. в физике возник кризис. Его преодоление было связано с ломкой старых представлений о материи, связанных с отдельными её видами, и переходом к пониманию материи как объективной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов и систем, которые наблюдаемы или возможны.

Итак, материя – это универсальная категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...