Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивно-критическая.




Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не всё, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознаётся.

Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза или в состоянии сомнамбулического сна. К бессознательным действиям, относят инстинктивные действия, а также так называемые «автоматические» действия, при которых человек совершает те или иные действия, не задумываясь. Мы не задумываемся при ходьбе, какую ногу куда поставить, если впереди нет никаких препятствий. Мы автоматически нажимаем на педали при езде на велосипеде, нередко машинально ставим свою подпись под тем или иным текстом. К сфере бессознательного относят и такой феномен психики как интуиция.

Учитывая вышесказанное можно дать следующее определение бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии – особенно в связи с изучением патопсихологических процессов и гипнотических явлений (Шарко, Жане и др.).

Однако наиболее распространённые и влиятельные концепции бессознательного были созданы в XX веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939) и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961).

Кратко суть концепции Фрейда выглядит следующим образом. Разработанные им идеи основаны на представлении о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного, инстинктов – в основном сексуального характера. Именно Фрейду принадлежат слова о том, что «я» «не является хозяином в собственном доме» и что сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно. Наиболее важные работы З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Лекции по введению в психоанализ».

Фрейд развёртывает структурную концепцию психики из взаимодействия трёх инстанций – Сверх-Я, Я, Оно.

Сверх-Я (Супер-Эго, Сверхсознание) Высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора. Это то, что даётся индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и т.п. Иначе говоря, Сверх-Я – это система социальных фильтров. То, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное.
Я (Эго, Сознание) Та часть личности, которая осознаётся и реагирует на окружающую среду посредством своих познавательных способностей. Я – посредник между Оно и Сверх-Я. По мере развития индивида происходит дифференциация Я и развитие Сверх-Я. Снизу Я подпирают страсти и инстинкты, сверху – требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, неврозам, психическим заболеваниям.
Оно (Ид, Бессознательное) Является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе безудержные примитивные телесные инстинкты (сексуальные и агрессивные влечения). Его функции всецело подчинены принципу удовольствия. Простейшие методы раскрытия содержания Оно, по Фрейду, заключаются в анализе снов и свободных ассоциаций.

 

Всей силой Оно управляет «либидо» (лат. libido — влечение, желание, стремление) – психическая энергия сексуальных влечений, желаний, то есть половой инстинкт. Фрейд описал способы превращения «либидо». Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии либо посредством стыда и морали, либо посредством сублимации.

Сублимация (от лат. «возвышать, возвеличивать») – психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных) на цели несексуального свойства – социально и культурно приемлемые (высшие), нравственно одобряемые: занятие наукой, создание художественных произведений, саморазвитие человека и т.п.

 
 

 

 


С точки зрения Фрейда проявлениями бессознательного могут являться:

 

§ Ошибки (оговорки, описки и т.п. явления). По мнению Фрейда, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Они проявляют скрытые для человека мотивы, переживания или мысли, являются следствием столкновения бессознательных намерений человека с чётко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью.

§ Забывания (имён, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.). Связаны с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые возникли у него ранее.

§ Сновидения, грёзы, фантазии, мечты. Свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворённых или не вполне удовлетворённых жизненных потребностях.

Карл Густав Юнг продолжил исследование бессознательного в таких работах, как: «Архетип и символ», «Психологические типы», «Психоз и его содержание», «Психология и религия». Его работы оказали так же влияние на развитие сравнительного анализа религий, мифологии и фольклора.

К. Г. Юнг хотя и начинал совместную работу с Фрейдом, однако впоследствии разошёлся с ним во взглядах. Их основные расхождения касались двух принципиальных моментов: 1) роли сексуального начала в психической жизни индивида; 2) понимания природы бессознательного.

Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.


Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1. вовсе не является тёмным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2. вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3. действует не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определённую, более высокую, ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме личного, индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверхличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (от греч. начало, образ), которые и составляют его содержание и присущи от рождения всем людям.

Архетипы – это такие общие для всех людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках). Архетипы передаются из поколения в поколение не только с традициями, теми или иными обрядами, но и генетически, они заложены в бессознательном каждого. Коллективное бессознательное оказывает более сильное влияние на психику человека, на его личную жизнь, чем индивидуальное бессознательное в силу того, что включает обобщённый опыт многих поколений людей.

Итак, психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которую тянут за ниточки собственные потаённые желания и комплексы, а он послушно дёргается, не понимая цели и смысла своих поступков. Фрейд и Юнг открыли такие глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке XIX века.

 

Основные понятия и термины:

Архетип -(от греч. arche — начало и typos — образ). В «аналитической психологии» К. Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч. художественной.

Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта.

Идеальность - особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы.

Идеаторность - способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Интенциональность - направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления).

Либидо - (лат. libido — влечение, желание, стремление). Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации и т. п.).

Отражение - свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Сознание -это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании.

Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Какие теории происхождения сознания вы знаете?

2. В чём суть эволюционной теории происхождения сознания?

3. Что означает термин «отражение»?

4. Какие философские подходы к проблеме сознания вы знаете?

5. Как понимают сознание объективные идеалисты?

6. В чём проявляется такой признак сознания как активность?

7. Какие составляющие можно выделить в структуре сознания?

8. Что такое самосознание?

9. Что такое бессознательное?

10. Что такое «архетип»?

 

II. Упражнения и задачи

1. В. И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Как понимать положение о том, что сознание творит мир?

2. Сознание, доказывает материалистическая философия вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?

3. Обладает ли сознанием только что родившийся ребёнок?

4. Приведённые ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого вами деления: мозг, мышление, идея, понятие сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.

5. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку осознаёт свою смертность. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане?


Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...