Основные свойства человеческого сознания
Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях.
Элементы структуры сознания: § Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов. § Внимание – психическое состояние, которое обеспечивает направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определённом объекте или действии. § Эмоции: ü Чувства – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к другим людям, к каким-либо явлениям. ü Настроение – эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям человека. ü Аффект (душевное волнение) – сильно и бурно протекающее эмоциональное состояние. § Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. § Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. § Фантазия – «плод» воображения, отличающийся большей силой и выразительностью образов.
§ Память – закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. Наиболее крупными уровнями сознания являются: обыденное и теоретическое сознание, индивидуальное и общественное сознание. Говоря о структуре сознания нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. Человек осознаёт своё положение как положение вне этого мира, воспринимая его, как независимый и отделённый от своего «я». По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она даёт человеку возможность повернуться к самому себе, к своему собственному «я», оценивать своё физическое состояние, поведение, свои мысли и точность их выражения; пытается разобраться в причинах того или иного своего поступка, посмотреть на себя «как бы со стороны», глазами другого человека. Всё это в своей совокупности и есть самосознание. Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, своё положение в мире. Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек «наполнен только самим собой», то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного «я», а иногда – к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.
Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определённых функций. К их числу чаще всего относят следующие. 1. Активно отражательная – это не мёртвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный, целенаправленный обобщённый процесс отражения действительности человеком как социальным существом. 2. Объяснительная – сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной, теоретической) стремиться объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п. 3. Активно - преобразовательная, конструктивно-творческая – сознание мысленно, идеально создаёт то, что сама «первозданная природы» не создаёт – технику, технологию, строительные сооружения, то есть «вторую природу» - весь мир материальной и духовной культуры. 4. Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации которой возникают формы взаимосвязи (общения) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п. 5. Целеполагающая – способность к целеполаганию – кардинальная характеристика человеческого сознания, то есть это мысленное предвосхищение результата деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|