Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-практическое значение материалов правовой статистики




Обращая внимание на значение материалов правовой статистики, в основном следует сказать об уголовно-правовой статистике, что ни в коей мере не умаляет места, роли и значения других ее отраслей. Дело в том, что, как отмечалось, основной и наиболее разработанной отраслью, правовой статистики является именно ее уголовно-правовая отрасль, отражающая своими показателями все стадии уголовного процесса, начиная со стадии предварительного расследования и кончая стадией исполнения приговора.

Говоря о научно-практическом значении правовой статистики, необходимо еще раз напомнить, что оно определяется не столько тем, что статистика как один из важнейших источников социально-правовой информации о преступности и иных правонарушениях сообщает, в каких размерах население страны в целом или отдельных ее регионов участвует в преступных действиях, т.е. статистика является обобщенным выражением государственно-правовых мер контроля над правонарушениями, а тем, что статистика — это один из самостоятельных специфических методов исследования общественных процессов и явлений, позволяющий об­наруживать закономерности и тенденции правонарушений и да­вать им количественную оценку.

Иными словами, правовая статистика — это исследовательский инструмент. «Статистический метод, — подчеркивал еще в про­шлом веке Н.С. Таганцев, — в изучении преступлений и наказа­ний может сыграть огромную роль и притом не только в интере­сах науки, но и практики. Только этим путем можно изучить раз­витие преступности, — изучить условия, оказывающие на нее свое влияние... С другой стороны, этим путем мы можем получить единственно верный масштаб успешности действий органов судебной власти, иметь постоянный и действительный контроль над ними. Но работы этого рода представляют громадные за­труднения — разновидность явлений затрудняет счет, надо хоро­шо их знать, чтобы разложить на составные элементы»1.

Статистика, как отмечалось, разрабатывает методы количественного анализа, широко используемые другими науками, в том числе и юридическими. А что касается уголовного права, уголовного процесса, криминологии и других криминалистических наук, то они не могут существовать без данных правовой, в данном случае уголовно-правовой, статистики. Поэтому специалист в области общественных наук вообще и юридических в частности должен хорошо знать статистику, основные приемы статистического анализа, уметь ориентироваться в вопросах ее теории.

Умелое использование ее методологического арсенала нечестными руками преследует апологетические цели. Так, статистические данные о преступности используются как правящей элитой для мобилизации поддержки путем периодического объявления «крестового похода» против преступного мира, так и оппозицией — для доказательства неспособности власть предержащих эффективно ограничивать и контролировать ее масштабы. Именно об этом свойстве статистики писал Н.С. Таганцев. В статье «Свод статистических сведений по делам уголовным, возникшим в 1872 », высмеивая модную в 70-х годах XIX в. привычку тогдашней интеллигенции все доказывать статистикой, используя для этого любые статистические данные и жонглируя ими, Таганиев писал: «Статистические данные, статистический метод составля­ют любимый конек большинства наших современных публици­стов, теоретиков и практиков, начиная от самих ученых и кончая полуграмотными. Всякий с апломбом доказывает статистикой свою правоту». В то же время, заключает Таганцев, большинство не знает статистику и берут самые «шальные цифры» на веру, лишь бы они подтверждали их точку зрения. Он призывает критически подойти к цифрам и серьезно изучить статистику, ко­торая имеет важнейшее значение для юридической науки и практики.

Время, переживаемое Россией, обусловливает трудности различения социально-исторической действительности и видимости (кажимости в философии) на различных уровнях практики, в том числе и юридической — правотворческой, правоприменительной и в особенности правоохранительной. Без подлинно научной ста­тистики здесь не обойтись.

Криминальная реальность — относительная понятийная категория. В большей мере, чем уголовное законодательство, даже иде­альное, она определяется иными факторами — социальными, экономическими, политическими процессами, происходящими в обществе переходного периода. Правильно отмечается в литературе, что «в настоящее время мы имеем преступность переходного периода, в котором сильно влияние прежних воззрений, сущест­вует оценка ценностей, ориентированная на нормы прошлого, на­стоящее воспринимается как временный период. Поэтому вновь принимаемые законы часто оказываются неэффективными и их слабая эффективность заложена как в отношении к ним граждан, так и в механизме действий самих законов»1.

Кроме того, и это особенно важно, в новой реальности, обусловливающей не мифическую цель — ликвидацию и искоренение преступности, а контроль над ней, удержание в определенных границах, снижение ее уровня и общественной опасности, эффективное управление этим процессом предполагает наличие высококачественной (научно обоснованной, своевременной, достоверной, полной) информации, являющейся результатом регистрации, обобщения и тщательного изучения массы фактов правонарушений и государственных мер социального контроля над ними.

Решение задач контроля, планирования и управления в сфере деятельности органов уголовной юстиции немыслимо без уголовно-статистической и другой информации, которая является важным средством социального регулирования в этой сфере.

Если иметь в виду, что функционирование институтов социального контроля над правонарушениями связано со значительными материальными затратами (известно, что дешевая юстиция очень дорого обходится народу), то. естественно полагать, что правовая статистика обосновывает (или должна обосновывать) соответствующие статьи расходов как федерального, так и местного бюджетов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. В этом случае уголовно-правовая статистика становится аргументом, позволяющим правоохранитель­ным органам обосновывать свою роль и место в обществе. Как пишет немецкий ученый Г.Й. Шнайдер, «уголовная юстиция и органы применения наказания заинтересованы в том, чтобы «умеренно пугать» общественность и тем самым гарантировать себе получение тех кадровых и материальных ресурсов, которые понадобятся ей в будущем для решения своих задач по борьбе с преступностью»1.

Информируя законодателя, всех граждан хотя бы о численности и плотности сотрудников правоохранительных органов на 100 тыс. человек населения у нас и в развитых странах, о расходах государства на содержание правоохранительных органов, в частности о том, что заработная плата следователя районного звена органов внутренних дел, в отличие от сержанта американской полиции, не 36 тыс. долл. США в год, а всего лишь 5,5—6 млн руб, она должна убедить налогоплательщика в рациональности распределения средств бюджета..

Уголовно-правовая статистика обеспечивает необходимыми сведениями эмпирического характера (об уровне, состоянии, структуре и динамике преступности, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, личности преступника, социальных последствиях преступности, ее виктимологйческих аспектах и др.) все основные направления оперативно-служебной деятельности соответствующих правоохранительных органов.

Важным конституционным органом, на который возложены задачи в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных действий, является Совет Безопасности РФ. Естественно, существенное значение в деле реализации им указанных задач имеют материалы правовой (в большей мере уголовно-правовой) статистики. В этих цепях Указом Президента РФ от 19 сентября 1997 г. образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. В ее состав зходят руководители федеральных органов государственной вл-:ти и (или) их заместители, в том числе правоохранительных органов, другие лица.Важнейшие функции комиссии — разработка основных Haпpaвлений стратегии и подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации государственной политики в это области, оценка эффективности функционирования систем обеспечения защиты граждан от преступных и иных противоправных действий и подготовка предложений по ее совершенствованию, анализ и прогнозирование состояния преступности и иных криминальных явлений в целях обеспечения общественной безопасности, обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике этого вида противоправных действий.

Осуществляя эти функции, комиссия наряду с другими необходимыми материалами и информацией в полном объеме использует данные правовой статистики.

Материалы правовой статистики широко применяются и как средство оперативного руководства вышестоящих органов подчиненными и постоянного контроля за их деятельностью. Количественно фиксируя результаты деятельности органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, судов, арбитража и т.д правовая статистика тем самым помогает выявить типичные недостатки и принять своевременные меры к их устранению в целях укрепления режима законности. Например, показатели статистики МВД позволяют судить о работе его отдельных служб по раскрываемости преступлений, соблюдению сроков расследования возмещению материального ущерба и т.д.

Важную роль играют материалы статистики и в распространении положительного опыта.

Так как уголовно-правовая статистика дает необходимый ма териал, характеризующий работу органов уголовной юстиции она может использоваться и для решения вопросов о дислокации финансировании правоохранительных органов, планированы! штатного расписания, подготовки кадров для этих органов, повышения их квалификации и т.п.

Приведем наглядный пример. В 1994 г. в связи с обвальным ростом тяжких преступлений в Московской городской прокуратуре был образован отдел по расследованию бандитизма и убийств. Этот отдел начал работать параллельно с уже существующими следственными отделами. Общее число следователей возросло с 27 до 37 человек. А когда стало очевидно, что это преобразование не по­спевает за развитием событий в криминальном мире, было принято - решение объединить параллельные структуры с увеличением штата следователей до 50 человек. Между тем нагрузка на следователей увеличивается едва ли не с каждым днем. Постоянно растет число сложных дел, по которым приходится работать бригадами.

В настоящее время во многих регионах России также созданы специальные подразделения из сотрудников прокуратуры по рас­крытию умышленных убийств и бандитизма.

Существенную роль материалы правовой статистики играют в процессе координации деятельности разных структур правоохранитель­ных органов и органов правосудия, преодоления их разобщенно­сти и снятия взаимных претензий.

Судебная система — сердцевина правоохранительной деятель­ности. Ее задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Независимо оттого, входит или не входит судебная система в правоохранительную, люди, представляющие обе эти системы, не могут с цифрами в руках не общаться в профессиональном плане ради достижения общей задачи — обеспечения российским гражданам права на безопасность. При всей своей специфичности судебная система конституционно входит в единую государственную власть. Оставаясь независи­мыми и подчиняясь только закону, суды в то же время не могут отрешиться от стоящих перед государством в целом и в области контроля над преступностью задач. И в этом отношении статистика судимости — важный индикатор благополучия (или неблагополучия) общества.

Эта ветвь государственной власти должна стать главным арби­тром правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государст­венности в ближайшем будущем.

Координируют деятельность органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Координация деятельности этих государственных структур призвана способствовать повышению действенности правовой зашиты личности и ее собственности со стороны судебной влас­ти, органов прокуратуры, МВД, налоговой полиции, ФСБ.

В целях обеспечения координации деятельности указанных ор­ганов прокурор наряду с другими мероприятиями истребует статистическую и другую необходимую информацию.

Кроме того, система организационных и юридических средств зашиты прав личности невозможна без разветвленной и доступной инфраструктуры правовой помощи гражданам со стороны та­ких институтов, как адвокатура и нотариат. Естественно, стро­гий государственный и муниципальный контроль за их деятельностью основан на соответствующих материалах правовой статистики. Оказание правовой помощи гражданам не должно за­висеть от стихии рынка услуг, так как это вызовет нежелатель­ные последствия.

Третье направление широкого применения материалов правовой статистикисфера законотворчества. В этом отношении трудно переоценить роль, место и значение правовой статистики, криминологической информации в частности, в определении правовой политики государства в целом и уголовно-правовой в особенности: ее тенденций в сфере криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации, изучения эффективности уголовного наказания как элемента системы социального контроля и достижения его целей (восстановление социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений и т.д.)2.

Объективные показатели состояния преступности, правонару­шений в целом и реального контроля над ними имеют важное значение для разработки государственной программы борьбы с ними на длительную перспективу и краткосрочных, как федеральных, так и региональных программ борьбы с преступностью.

Разработка проектов законов в области различных отраслей права, уголовного и гражданского процесса, а также в области судоустройства не может обойтись без показателей, освещающих распространенность конкретных видов правонарушений, практическое применение отдельных статей действующее) законодательства, жизнеспособность тех или иных его норм, прогнозирование правовых изменений и т.д.

Как отмечает ДА. Керимов, «правовые нормы могут способствовать ускоренному или оптимальному осуществлению одних и замедленному наступлению, а то и вовсе предотвращению других общественных отношений. Для этого законодателю нужна полная и объективная информация».

Информационное обеспечение законотворчества имеет и тот чрезвычайный смысл, что позволяет прогнозировать предстоящие последствия конкретного правового регулирования. Такое прогнозирование не только заранее покажет обоснованность тех или иных законодательных актов либо их обреченность на бездействие, но и помешает принятию правовых установлений, грозящих нормальной общественной жизнедеятельности»'.

Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризуя движение определенных правонарушений, правовая статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецелесообразность действия в данный период конкретного закона, его эффективность. Отсюда может возникнуть необходимость установления новых форм борьбы с определенными правонарушениями.

Объективно и субъективно обусловленная болезненность перехода от одной системы организации общественного строя к другой требует, наблюдения за реакциями населения на происходящие в нем события и процессы. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки индикаторов — системы интегративных показателей, в том числе и о правонарушениях в целом, и преступности в частности. Их регулярная публикация позволяет на всех уровнях (местном, региональном и государственном) видеть очаги напряженности, определять их устойчивость и общественную опасность и вовремя принимать меры к их минимизации.

Широкое применение материалы правовой (в данном случае уголовно-правовой) статистики имеют и в ведомственном нормотворчестве: подготовке директив, приказов, решений коллегии МВД России, Генеральной прокуратуры РФ.

Трудно переоценить роль и значение материалов правовой (в данном случае судебной) статистики в подготовке руководящих постановлений Верховного Суда РФ (как по уголовным, так и по гражданским делам), имеющих важное значение в отправлении пра­восудия на принципах законности, обеспечения единообразия применения закона.

Еще одно важное направление использования материалов право

вой статистики относится к области теоретического исследования правонарушений и связанных с ними проблем. Давая необходимый эмпирический материал, характеризующий количественно-качественные параметры правонарушений, правовая статистика используется для выработки гипотез и теорий о причинах правонарушений, о влиянии на них некоторых экономических и социальных факторов (например, урбанизации, инфляции и безработицы), дает возможность прогнозировать развитие правонарушений вообще и преступности в частности в том или ином регионе, подкрепляет соответствующие научные рекомендации, положения и выводы и делает их неоспоримыми, доказательными. Обогащая науки криминального комплекса знанием конкретных фактов и явлений, на статистическом уровне она показывает, где, как и при каких условиях совершаются правонарушения, насколько значительна их связь с другими социальными явлениями. '

В заключение несколько слов о направлениях использования материалов гражданско-правовой статистики.

На основе ее данных констатируется состояние гражданско-правовых споров и нарушений, ставших предметом разбирательства в суде, определяются их структура и динамика. Это первое направление. Только после этого можно переходить к выяснению причин и условий, способствующих совершению нарушений, что являет­ся вторым направлением использования материалов гражданско-правовой статистики. Их реализация, особенно в условиях формирования новых экономических, политических и социальных отношений, современной иерархии социальных ценностей, позволяет разрабатывать конкретные меры по выявлению и устранению причин, приводящих к нарушениям и спорам в области обязатель­ственного, хозяйственного, финансового, налогового, семейного, жилищного, трудового и других отраслей права.

Третьим направлением использования материалов гражданско-правовой статистики следует считать изучение сторон в граж­данском процессе — истцов и ответчиков, что несомненно пред­ставляет серьезный научный и практический интерес.

Наконец, четвертое направление — изучение всей системы мер предупреждения гражданских споров и нарушений, т.е. эффективности работы прокуратуры, суда, нотариата, контролиру­ющих органов в области рассмотрения таких споров. Уместно подчеркнуть, что указанные направления использования матери­алов гражданско-правовой статистики тесно связаны между собой, поскольку исследование гражданско-правовых споров и наруше­ний ведется не изолированно, а в связи с оценкой деятельности соответствующих органов, осуществляющих их рассмотрение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Предмет и метод правовой статистики

2. Отрасли правовой статистики

3. Система правовой статистики

4. Цель и задачи правовой статистики

5. История возникновения общей теории статистики и правовой статистики

6. Зарождение статистики как этап становления социологии.

7. Значение правовой статистики в формировании социального познания.

8. Отрасли правовой статистики и ее место в системе юридических наук.

9. Методология правовой статистики.

10. Периодизация истории правовой статистики.

11. Позитивизм и правовая статистика.

12. Концепция В. Петти в области правовой статистике.

13. Концепция А. Кетле в области правовой статистике.

14. Русские ученые-юристы и проблема исследования преступности.

15. Советский период правовой статистики: уроки прошлого.

16. Современная организация статистики в России: проблемы и перспективы.

Рекомендуемая литература:

основная: [1];

нормативные правовые акты: [3, 6, 7]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...