Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и виды статистических показателей




Статистические показатели имеют огромное теоретическое и практическое значение в любой отрасли статистики.

Познавательная функция (описание, объяснение, прогнозирование). Она заключается прежде всего в том, что подсчитанные статистические показатели, характеризующие состояние, структуру, распространенность, динамику правонарушений, деятельность государственных органов и общества по реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержанию в стране режима законности (описательная функция), кладутся в основу выявления статистической связи, зависимости, соотношения, закономерностей развития правонарушений с факторами, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция).

Кроме того, статистические показатели используются для определения тенденций изменения правонарушений, составления статистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция).

Познавательная функция статистических показателей заключается также и в том, что они служат фактической базой как для теоретических обобщений на более высоком уровне (например, для развития криминологической теории, доктрины уголовного права, основных направлений и принципов уголовной политики на современном этапе и др.), так и для выявления «тревожных» моментов в характеристике правонарушений, положительных сторон и недостатков в деятельности правоохранительных органов для принятия на их основе своевременных решений и разработки мер по распространению положительного опыта и устранению недостатков.

Вторая функция показателей правовой статистики, любых ее разделов, -—управленческая. Как отмечалось, сама проблема социальных показателей возникла в связи с нуждами практики социального управления в различных сферах жизни общества, причем далеко не в последнюю очередь и в области социально отклоняющегося поведения. На их основе оценивались конкретные возможности и эффективность социальных программ, в том числе и контроля над преступностью, оптимальная возможность их реализации.

Без достоверной, полной и своевременной, научно обоснованной информации о правонарушениях, изменениях, происходящих в них, выраженных в соответствующих статистических показателях, управление процессом реализации государственных мер социального контроля над ними на всех уровнях (государства, субъекта Федерации, города, района и т.д.) невозможно. Управленческие решения в этой сфере принимаются только на основе анализа данных как о состоянии правонарушений, так и об эффективности деятельности правоохранительных органов по поддержанию в стране режима законности.

В процессе реализации управленческой функции статистические показатели активно используются для обоснования экономических расходов общества на правоохранительную деятельность.

Последние две функции — пропагандистская и стимулирующая — знакомы всем.

Как своеобразные индикаторы состояния общественного организма одни социальные показатели могут выступать «социальными защитниками», другие — «социальными обвинителями» общества. С их помощью в известной мере представляется возможность оценивать состояние общества, его «нравственный облик» и тем самым сравнивать общества с разными правовыми системами или на разных этапах их развития.

Статистический показатель в пропагандистской функции призван показать и доказать преимущества того или иного экономического строя, государства, ведомства или учреждения, той или иной социальной, правовой, в том числе и уголовно-правовой, политики на данном этапе развития общества.

Эта функция показателей совместима, не противоречит их основной функции — познавательной при условии, если такая пропаганда понимается как подлинно научная информация о состоянии объекта наблюдения, по итогам которого рассчитываются соответствующие статистические показатели. Но если пропаганда подчинена групповым, партийным, ведомственным или личным интересам, если ее цель не объективное, а предвзятое информирование, апологетика в целях защиты интересов или престижа определенных групп, ведомств и отдельных лиц, тогда происходят извращения статистических показателей, односторонняя ориентация на относительные показатели и т. д.

С этих позиций симптоматичными являются показатели правонарушений несовершеннолетних как индикатор криминального неблагополучия затянувшейся перестройки общества. За 1996 г. несовершеннолетние совершили 1215 убийств, более 5 тыс. разбойных нападений, свыше 17 тыс. грабежей. А всего 340 тыс. подростков совершили общественно опасные деяния, из них 116 тыс. — дети младшего возраста. Около 900 тыс. детей и подростков состоят на учете в милиции, 280 тыс. употребляют алкоголь и наркотики. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Дети становятся наиболее криминальной частью общества. Их действия при совершении преступлений отличаются, как правило, чрезвычайной жестокостью. Эксперты считают, что число беспризорников в стране достигло 4 млн. Мы перешагнули рубеж самой мрачной страницы в отечественной истории — гражданской войны. Маленькие изгои, обиженные и обозленные, брошенные на произвол судьбы, проходят жестокую школу борьбы за выживание. Число «трудных» подростков в возрасте до 14—15 лет, отчисленных из школ и ПТУ и нетрудоустроенных, более 2 млн; 40% преступлений совершено именно этой категорией детей.

Государственная система воспитания подрастающего поколения развалена. В стране практически отсутствует механизм предупреждения безнадзорности и правонарушений. На 120 тыс. ежегодно совершающих общественно опасные деяния детей в стране существует всего 48 закрытых спецшкол и ПТУ на 8 тыс. мест. Большинству детей недоступны и учреждения досуга, где они могли бы развивать хоть какие-то положительные наклонности.

В стране действует около 20 специально ориентированных на подростков и молодежь социальных программ, но эффективность их реализации находится в прямой зависимости от финансирования, которое не соответствует остроте проблемы1.

Специально посвященная этой проблеме коллегия Генеральной прокуратуры характеризовала состояние дел здесь, по сути, как преступление против детства, включающее жестокое обращение, сексуальную и экономическую эксплуатацию, неисполнение обязанностей по воспитанию детей2.

По данным исследователей американского Университета имени Дж. Гопкинса, при повышении уровня безработицы на 1 % возрастает число самоубийств на 4,1%, число заключенных — на 5,7%. Это значит, что для конкретного человека, потерявшего работу, жизнь становится опаснее примерно в 14 раз только по трем факторам риска.

О неблагополучии в российской армии наглядно свидетельствуют обобщающие статистические показатели уровня самоубийств:

до революции в армии совершалось 3 самоубийства на100 тыс. военнослужащих, сейчас, по сообщениям средств массовой информации, — 36.

Наглядно-пропагандистская функция статистических данных может проявляться на уровне обобщающих показателей (как в приведенном выше примере) и абсолютных величин, в том числе и незначительных в суммарном выражении. Вот наглядные примеры, свидетельствующие о том, насколько сильна нынче коррупция, пронизавшая властные структуры. В Курской области задержан с поличным при получении взятки в 10 тыс. долл. США заместитель прокурора Курчатовской межрайонной прокуратуры. Деньги были переданы за прекращение двух уголовных дел. По сообщению министра внутренних дел, в одном из сибирских регионов задержали преступную группу, у которой при обыске нашли программное обеспечение на научной основе внедрения преступных групп во властные структуры. По его мнению, из доходов преступных сообществ до 60% уходит на подкуп чиновников. О доходах преступных групп можно судить хотя бы по такому факту: начальник управления социальной защиты населения администрации Иркутской области и президент фирмы «Баргузин-Авто» под видом поставки автомашин из Южной Кореи для инвалидов Великой Отечественной войны завладели бюджетными средствами на сумму 458 тыс. долл. США.

О размерах доходов организованных преступных групп и сообществ свидетельствуют данные об изъятии у них правоохранительными органами в 1996 г. ценностей на сумму 877 млрд руб., валюты — 3,9 млн долл. США, 74 кг золота, 228 кг серебра, 0,5 кг платины, ценных бумаг на сумму 126 млрд руб. В 1997 г. установленная сумма ущерба (материального) от преступных посягательств составила 13 543 млрд руб.; изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашено на сумму 2977,3 млрд руб.2

Стимулирующая функция статистических показателей находит широкое применение в большей мере в экономической статистике через призму натуральных, стоимостных, оценочных показателей. Однако и в правовой, в частности уголовно-правовой, статистике они занимают достойное место. Уголовно-правовые показатели могут быть стимулирующими тогда, когда они отражают не затраты, а результаты работы, и притом не промежуточные, а конечные, рассматриваемые с точки зрения обеспечения государством правового статуса личности в Российской Федерации, закрепленного в гл. 2 Конституции России.

Чтобы оказывать положительное (стимулирующее) влияние, уголовно-статистические показатели должны отражать глубинные свойства преступности, с одной стороны, и деятельность государства по контролю над ней — с другой. Правовая статистика должна стать способом получения информации о деятельности органов уголовной юстиции, а не оставаться лишь средством оценки объема проделанной работы отдельных органов и их сотрудников.

Стимулирующая и оценочная функция возлагается на статистический показатель в том случае, когда от величины данного показателя зависят оценка деятельности ведомства, коллектива или оперативных сотрудников, получение премий, наград, продвижения по службе или, наоборот, выговоров, служебного несоответствия и т.д.

Положение с этой функцией далеко не простое, особенно в деятельности индивидуальной, творческой — выявлении и пресечении преступлений, их раскрытии, осуждении виновного, предотвращении необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также осуждения и наказания лиц, чья виновность не доказана.

Превращение какого-то показателя в оценочно-стимулирующий обусловливает одностороннюю ориентацию управляемой системы (правоохранительных органов) на этот показатель в ущерб конечным целям правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

С этих позиций на смену процентомании, приглаженных отчетов и рапортов о нагрузке, раскрываемости, объеме проделанной работы и т.д. в процессе научной поддержки проводимой в стране судебной реформы должны быть разработаны новые показатели, стимулирующие проявление свободного внутреннего убеждения следователей, прокуроров и судей'. Снятие оценочно- стимулирующей функции с показателей правовой статистики должно способствовать снижению преднамеренных ошибок статистического наблюдения (нарушений законности, в том числе укрытия преступлений от учета, незаконного задержания по подозрению в совершении преступлений, ареста, производства обыска, выемки, необоснованного отказа в возбуждении или незаконного прекращения уголовного дела и преступлений против правосудия, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов), позволит показателям эффективнее исполнять свою познавательную, управленческую, пропагандистскую функции.

Надо отметить, что для выполнения всех функций используются, как правило, одни и те же статистические показатели. И сама реализация этих функций — процесс взаимообусловленный, совместный; разделение их — это лишь методический прием, способствующий в учебном процессе более глубокому пониманию задач, решаемых с помощью статистических показателей.

По различным основаниям все показатели классифицируются на следующие виды:

а) по охвату единиц совокупности: индивидуальные и сводные

(объемные и расчетные);

б) по времени: моментные и интервальные;

в) по принадлежности к одному или двум объектам изучения:

однообъектные и межобъектные;

г) по пространственной определенности: общетерриториальные, региональные и местные (локальные);

д) по форме выражения: абсолютные и обобщающие (относительные и средние величины).

В общей теории статистики выделяют показатели свойств конкретных объектов и показатели статистических свойств любых массовых явлений и процессов, не зависящих от конкретного содержания этих явлений.

В первом из них, в свою очередь, различают конкретный статистический показатель и показатель-категорию.

 

Конкретный статистический показатель характеризует размер, величину изучаемого явления или процесса в данном месте (т.е. в отношении какой-либо территории или объекта) и в данное время. Например, раскрываемость преступлений в стране, уголовные дела, протоколы и материалы о которых находились в производстве, в 1996 г. составила 70,1%, в 1997 г. — 72,2%». Аналогичный показатель по преступлениям, совершенным с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, составлял 55% (в 1997 г. — 64,2%), а раскрываемость таких преступлений, как приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, была в 1996 г. 99,3%.

Однако в научной литературе, ведомственных нормативных актах (инструкциях) и на этапе разработки статистического наблюдения (при построении системы статистических показателей, обосновании методики их расчета) также оперируют абстрактными показателями или показателями-категориями. Показатель-категория отражает сущность, отличительные свойства конкретных статистических показателей одного и того же вида без указания места времени и числового значения. Показатели раскрываемости в приведенном выше примере отличаются объемом совокупности и конкретным числовым значением, но имеют одну и ту же сущность (процент раскрываемости), которая отражена в показателе-категории «раскрываемость преступлений».

В соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений основным критерием оценки раскрываемости преступлений является число преступлений, оставшихся нераскрытыми.

Нераскрытым считается такое преступление, уголовное дело по которому приостановлено по 195 УПК.

В число нераскрытых преступлений включаются все преступления, дела о которых впервые приостановлены в данном отчетном периоде, независимо от времени возбуждения уголовного дела и времени регистрации данного преступления.

Процент нераскрытых преступлений определяется соотношением числа нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены по 195 УПК, деленного на сумму расследованных преступлений и число нераскрытых преступлений, дела о которых приостановлены по УПК, умноженное на 100.

При этом преступление может быть учтено как раскрытое только в случае, когда:

1) уголовное дело по обвинению лица, совершившего преступление, закончено производством и обвинительное заключение утверждено прокурором или его заместителем с направлением дела в порядке УПК;

2) лицо, совершившее преступление, установлено, но с согласия прокурора по основаниям, предусмотренным в УПК, уголовное дело прекращено с освобождением этого лица от уголовной ответственности;

3) лицо, совершившее преступление, установлено в процессе протокольной формы досудебной подготовки материалов, и протокол вместе с материалами с санкции прокурора направлен в суд в порядке УПК;

4) уголовное дело прекращено с освобождением лица от уголовной ответственности по основаниям, указанным в УПК, т.е. вследствие изменения обстановки;

5) уголовное дело прекращено в соответствии с УПК.

Задержание или арест подозреваемого в преступлении лица, применение к нему иных мер пресечения, а также предъявление лицу обвинения в совершенном преступлении не дает оснований для учета преступления как раскрытого.

Особенность этого показателя («раскрываемость преступлений») в том, что он не является продуктом исключительно самой уголовно-правовой статистики. Статистика, исходя из общей теории показателей, отвечает за их количественную сторону. Что касается его построения и использования, то уголовно-правовая статистика, опирается на теорию криминалистических наук и уголовно-процессуальное законодательство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...