Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 Статистическое наблюдение.




Статистическое наблюдение, этапы его проведения. Характеристика статистического наблюдения. Этапы подготовки и проведения статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения. Формы. Отчетность. Единый учет преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах. Точность, ошибки и методы контроля данных статистического наблюдения.

Обучающийся должен раскрыть понятие статистического наблюдения как специфического метода статистики. Определить место данного метода в системе методологии статистики. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации, данных, контроль за их качеством, подготовка данных к обработке. Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение вопросов: программно-методологических - опреде­ление цели и задач (решение которых приводит к цели), объекта, единиц наблюдения, совокупнос­ти и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; раз­работка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения; организационных - выбор формы, вида, способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размноже­ние и рассылка документов первичного учета и форм статистиче­ской отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практические вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Необходимо построить ответ с учетом знаний из смежных дисциплин, и провести разграничение между исследованиями в различных областях науки, отметив особенности построения программы статистического исследования.

Необходимо рассмотреть автоматизацию обработки данных правовой статистики. Не всегда публикуемые результаты отвечают правовой действительности. Курсантам и слушателям необходимо выяснить причины статистических ошибок и способы их преодоления с помощью раскрытия вопроса о надежности статистических показателей правовой статистики. По данному вопросу обучающийся должен показать знания по предыдущей теме, так как статистические ошибки являются своего рода результирующими не только любого статистического исследования, но и каждой конкретной отрасли правовой статистики в виду специфики последних. Как уже указывалось, в правовой статистике разли­чают уголовно-правовую, гражданско-правовую и админи­стративно-правовую статистику. Основными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление; преступник, наказание. Объектами гражданско-правовой статисти­ки являются: гражданские правоотношения, которые получили свое разрешение в суде, арбитраже или под­тверждаются в порядке нотариального производства; стороны в гражданском процессе (истец, ответчик); результат разрешения спора. Объектами административно-правовой статистики явля­ются административные правонарушения, лица их совер­шившие, и меры административной ответственности, при­меняемые к нарушителям. Необходимо подчеркнуть, что правовая статистика учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывном связи с оцен­кой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблюдение так, чтобы осве­щать своими показателями отдельные стадии уголовного и гражданского процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов. Правильная организация первичного учета является главным условием для составления статистических отчетов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по укреплению социалисти­ческой законности.

Обучающийся должен показать знания как теоретического, так и практического характера о видах и способах статистического наблюдения, т.е. указав классификацию статистического наблюдения, подкрепить ее примерами.

Необходимо вспомнить о смежных с правовой статистикой дисциплинах, и провести разграничение между исследованиями в различных областях науки, отметив особенности построения программы статистического исследования. Прежде всего, следует охарактеризовать исследования в области социологии и криминологии.

Понятие и задачи первичного учета. Документы первичного учета преступлений. Система статистической отчетности в правоохранительных органах и МЧС. Изучение и анализ форм статистической отчетности правоохранительных органов. Общие требования, предъявляемые к статистическим данным. Контроль результатов статистического наблюдения. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики. Отвечая на все вопросы, важно проанализировать имеющиеся нормативные документы, регламентирующие статистическую деятельность в Российской Федерации. Говоря о документах первичного учета в правоохранительных органах и юридических организациях, следует выделить понятие единого учета преступлений, статистической отчетности правоохранительных органов. При этом необходимо указать на деление всей правовой отчетности на административно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, а также отчетность органов юстиции и судов. Следует учесть роль правовой статистики в современной юриспруденции, а также дальнейшие возможные перспективы ее развития.

1. Понятие статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. Статистическое наблюдение- первый этап статистического исследования – планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение - это регистрация и сбор по заранее разработанной программе отдельных фактов изучаемого явления либо процесса и их свойств.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

Организация статистического наблюдения включает в себя:

· определение целей и задач статистического наблюде­ния, которые могут быть самыми различными, вытекающи­ми из реальных социально-правовых потребностей, из жиз­ненно необходимых нужд, обремененяя ими правоохрани­тельные и другие юридические учреждения и государство в целом;

· выбор объекта наблюдения, содержащего совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучать для достижения поставленных целей;

· установление единиц наблюдения, единиц совокупнос­ти и единиц измерения, их сопоставимость — это важнейшее требование статистического наблюдения;

· составление программы статистического наблюдения, т.е. это составление перечня четко сформулированных вопро­сов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения; содержание программы оп­ределяется целями и спецификой изучаемого объекта.

Для четкого понимания дадим определения следующим понятиям:

Объект наблюдения – совокупность предметов, явлений, у которых должны быть собраны сведения. При определении объекта указываются его основные отличительные черты (признаки). Всякий объект массовых наблюдений состоит их отдельных единиц, поэтому надо решить вопрос о том, каков тот элемент совокупности, который послужит единицей наблюдения.

Единица наблюдения – это составной элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации и основой счета. (Более подробное определение будет дано при рассмотрении объекта наблюдения.)

Ценз – это определенные количественные ограничения для объекта наблюдения.

Признак – это свойство, которое характеризует определенные черты и особенности, присущие единицам изучаемой совокупности.

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации. Программа находит отражение в формуляре наблюдения. Выделяются организационные вопросы: перечень мероприятий, обеспечивающих правильность наблюдения, а также оргплан, где учитываются органы наблюдения, время наблюдения, порядок приема и сдачи материала, порядок получения информации.

Период наблюдения – время, в течение которого должна быть осуществлена регистрация.

Критическая дата наблюдения – дата, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критический момент – момент времени, по состоянию на который производится регистрация наблюденных фактов.

К организационным — выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практические вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных — это заполнение статистических формуляров — документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.

Организационные формы сбора статистической информа­ции или основные формы статистического наблюдения – отчетность (учет) и специально организованное наблюдение.

Отчетность – это такая форма наблюдения, при которой предприятия, организации представляют в статистические и вышестоящие органы постоянные сведения, характеризующие их деятельность. Отчетность предоставляется по заранее определенной программе в строго определенные сроки и содержит важнейшие показатели, необходимые в процессе ежедневной работы.

Специально организованное наблюдение – такое наблюдение, которое организуется со специальной целью на определенную дату для получения данных, которые в силу различных причин не собираются статистической отчетности, а также с целью проверки данных статистической отчетности.

Эти две формы могут сочетаться, дополняя и уточняя фак­тические данные об объекте изучения, более приближаясь к объективному и полному пониманию наблюдаемых социаль­но-правовых реалий.

Основным вопросом организации статистического наблюдения является определение его программы.

. Программа это перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единице совокупности.

Вопросы программы размещаются на специальном бланке - статистическом формуляре.

Различают две системы формуляров: карточную и списочную.

При карточ­ной системе каждая единица наблюдения и все ее призна­ки регистрируются на отдельной карточке. При списочной системе в одном формуляре (иногда в журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения.

Общая характеристика статистического наблюдения представлена на схеме.

2. Основные требования проведения статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:

1. Наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность.

2. Обеспечение полноты фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. Несоответствие этому требованию обесценивает анализ, а его выводы делает ошибочными.

3. Обеспечение адекватности (соответствия) статистических данных исследуе­мо­му явлению или процессу путем проверки (контроля) их качества – важнейшее условие проведения статистического наблюдения.

4. Создание наилучших условий для получения объективных материалов обеспе­чивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Главным требованием, предъявляемым к статистическому наблюдению, является достоверность и полнота собираемой исходной информации.

1. Достоверность данных, по­лучаемых в результате статистического наблюдения, обеспечивается многими условиями:

· компетентностью работника, участвующего в статистическом наблюдении;

· совер­шенством инструментария (бланков, инструкций);

· заинтересован­ность или готовность объекта и др.

2. Полнота данных, которая обеспе­чивается:

· охватом единиц исследуемой совокупности;

· охватом наиболее существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность носит достаточно сложный характер и имеет самые различные признаки;

· получение данных за максимально длительные периоды.

Достоверные и полные статистические данные обеспечивают потреб­ности комплексного статистического исследования.

3. Можно отметить еще одно важное требование - это сопоста­вимость данных, или единообразие. Каждое явление или совокупность, изучаемые во времени или в пространстве, должны быть со­поставимы.

4. В современных условиях возрастает значение еще одного требова­ния к собираемым в результате наблюдения данным - своевре­менности. Достоверная, полная, но за­поздалая информация оказывается практически ненужной.

Надежность статистических показателей очень снижается при отражении действительного состояния преступности и реального контроля над ней со стороны правоохранительных органов. Латентная преступность складывается из незаявлен­ных преступлений, когда потерпевший, свидетели, должност­ные лица и другие граждане, осведомленные о преступлении, не сообщают этого в правоохранительные органы. Законо­мерность, что чем серьезней категория преступлений, тем меньше для неё коэффициент латентности, не всегда являет­ся абсолютной. При оценке зарегистрированной преступности и офици­альных данных о раскрываемости преступлений, а также дру­гих результатов борьбы с преступностью, необходимо созна­вать степень их надежности. При сомнениях уточнение официальной статистической отчетности можно осуществить с помощью выборочных изучений, в том числе и выборочного опроса граждан.

Статистическое наблюдение проводится строго в соответ­ствии с планом статистических исследований.

При этом необходимо определить:

· цель статисти­ческого наблюдения;

· объект и единицу на­блюдения;

· разработать инструментарий, обязательный для каждого участника наблюдения;

· определить круг при­знаков, характеризующих единицу наблюдения, по которым производится регистрация данных, или разрабатывается про­грамма;

· определить сроки и место проведения наблюдения, положение об организационной стороне наблюдения, подготовку и расстановку кадров и другие, обычно включаемые в организационный план статистического наблюдения, органы, выполня­ющие статистическое наблюдение. Это могут быть органы государ­ственной статистики РФ или конкретные службы, например информационные центры МВД, Министерства юстиции и др.

Учитывая собирательный характер правовой статистики, хочется отдельно остановится на объектах статистического наблюдения применительно к трем её составным частям.

1. Объект уголовно-правовой статистики: три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики, которые она характеризует с количественной стороны:

1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК РФ);

2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ);

3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ).

Важно подчеркнуть, что уголовно-правовая статистика рассматривает понятия «преступление» и «преступник» не только с позиции элементов состава преступления, определяемых уголовным законом как императивный набор признаков, но и более широко, основываясь на свойствах криминологических понятий — личность преступника и акт человеческого поведения. Кроме того, она также ставит своей задачей дать количественную характеристику причин и условий, способствующих совершению преступлений. Это касается и мер наказания — в показателях уголовно-правовой статистики находят отражение также и меры общественного воздействия, применяемые как в судебной, так и в досудебной стадии.

Всем этим объектам в уголовно-правовой статистике дается количественная характеристика по научно разработанным и нормативно установленным признакам.

Надо иметь в виду, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, вынесение приговора и т.д.) Поэтому статистическое наблюдение организационно строится, как отмечалось, исходя из функций соответствующих органов — дознания, прокуратуры, судов и исправительных учреждений,

2. Объект гражданско-правовой статистики. Как уже отмечалось, гражданско-правовая статистика учитывает лишь те гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности суда и арбитража по разбирательству и разрешению гражданско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются:

1) спор о праве гражданском (гражданское дело);

2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);

3) судебное решение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения).

Одним из постоянных объектов ее статистического наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики являются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность;

б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

в) меры административной ответственности — административные взыскания применяемые за совершение административных правонарушений.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди — это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек — единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУи т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность — это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда различаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь — декабрь 997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке подобной картины необходимо помнить, что статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве обоняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать даные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают следствием распространенности групповой преступности, а также совершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступления: в группе — 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества — 16 100. По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в производстве), именуемое иногда в правоохранительной практике единицей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обусловливаются целями наблюдения.

Все это излагается в программе статистического наблюдения, в которой содержатся вопросы, на которые необходимо дать ответ в статистическом формуляре, обосновывается вид и метод проведения наблюдения, главная цель статистического исследования.

Очень важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак — это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные— это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определенных показателях весь ход реализации государственных мер социального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ — теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социальному контролю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики — характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;

3) деятельность органов прокуратуры;

4) деятельность органов Министерства внутренних дел;

5) деятельность судебных органов;

6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы;

7) деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями:

1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков);

2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования.

1. Вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

2. Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении.

3. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволя­ют создавать такие программы статистического наблюдения, ко­торые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. Однако, сегодня ситуация в стране, отсутствие финансирования остановили проведение комплексных статистических наблюдений, что не может не отразиться на общем состоянии статистики РФ и ее ро­ли в управлении обществом.

Для реализации программы статистического наблюдения разрабатывается статистический инструментарий.

Традиционно он включает инструкции по проведению наблюдения и регистрации данных, бланки документов, в которые заносится информация и другие носители первичной информации. Это анкеты, табеля, формы отчетности, переписные листы. В настоящее время полу­чают распространение технические носители информации, т.е. со­вершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.

Собранные в результате данные проходят контроль и преоб­разуются в форму, воспринимаемую современной техникой, пе­реносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие операции при формировании баз статистических данных, исполь­зуются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки по­средством графических отметок, что позволило вводить инфор­мацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов. Например, порядок сбора и обработки статистической информации в судах представляет многоуровневую систему, состоящую из районного, областного и федерального уровней, на каждом из ко­торых происходит укрупнение значений статистических показа­телей. Такая машинная обработка статистической информации требует унификации первичных документов учета и форм статис­тической отчетности. Основными этапами учета и отчетности в судах являются заполнение статистических карточек судьями первой и кассационной инстанции, введение этих данных в ЭВМ, проведение компьютерного свода отчетных сведений и выдача статисти­ческих отчетов. Открытость статистических данных о преступности и судимости, их систематическая публикация позволяют широко при­менять методы юридической статистики для анализа актуаль­ных криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, пенитенциарных, административно-правовых и других проблем борьбы с пре­ступностью и правонарушениями.

Особое значение имеет контроль получаемых в результате наблюдения данных.

Как показывает практика, даже при четко ор­ганизованном статистическом наблюдении встречаются погрешности, ошибки, требующие исправления. На современном этапе контроль данных в условиях сплошной информатизации приоб­ретает особое значение. Предусматриваются различные методы проверки получаемых данных.

Это счетный и логический контроль.

На основе счетного контроля проверяются итоги и расчет показателей, чет­ко устанавливается наличие ошибки. Логический контроль про­водится путем сопоставления полученных данных с другими из­вестными признаками, показателями. Возможно сопоставление за прошлый период по одной и той же единице, или за один и тот же период с данными по другой единице наблюдения. В резуль­тате выявляются неправдоподобные случаи, т.е. логический конт­роль выявляет возможность ошибки.

Ошибки наблюдения по источнику происхождения можно подразделить на следующие: преднамеренные (злостные), т.е. ошибки, которые завышают или занижают конкретные значения признака, показателя, могут грубо искажать действительное положение и тре­буют сплошного контроля и непреднамеренные, которые в свою очередь подразделяются на:

а) случайные ошибки, которые чаще связаны с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточ­ностью измерительных приборов и т.п. При достаточно большом числе зарегистрированных явлений они могут нейтрализовать друг друга. И все же подчеркнем, что одной из задач наблюдения является исключение таких ошибок. Для этого необходимо тща­тельнее подбирать и обучать кадры, участвующие в наблюдении, проверять контрольно-измерительные приборы, проводить мас­сово-разъяснительную работу и т.п.

б) систематические, которые возникают в са­мых различных ситуациях, например, при округлении признака в большую или меньшую сторону.

в) репрезентативные (представительные), которые присущи только несплошным наблюдениям и представляют собой различие между величиной статистических показателей полученных при выборке и величиной этих же показателей, которые были бы получены при сплошном наблюдении, при равной степени точности.

В соответствии с этими особенностями методы контроля дан­ных могут быть разными.

Составляя программу, следует оценить степень сложности по­лучения необходимых и объективных данных. Программа не дол­жна быть перегруженной и содержать вопросы, на которые мож­но получить достоверные ответы.

3. Виды и способы статистического наблюдения.

Полнота охвата единиц совокупности и непрерывность уче­та фактов во времени являются основными критериями видо­вого деления статистических наблюдений.

Статистическое наблюдение подразделяется:

1. по охвату единиц совокупности на сплошное и несплошное;

2. по времени проведения на непрерывное (текущее), единов­ременное и периодическое;

3. по способу организации на специально организованное ста­тистическое наблюдение и отчетность;

4. по источникам сведений на непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

1. Сплошное наблюдение охватывает все без исключения еди­ницы совокупности и в статистике называется полный учет всех известных единиц совокупности. Примером может служить перепись населения, регистрация в органах МВД лиц, совершивших преступление, в судах - осуж­денных и т. д.

Несплошное наблюдение охватывает лишь часть изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному.

В свою очередь несплошное наблюдение включает в себя:

· способ монографического описания; используется для глубокого изучения единичных, типичных в криминологичес­ком или в социально-правовом плане объектов, а также при­меним при исследовании вопросов, которые не могут быть разобраны при массовых наблюдениях и ограниченных силах и средствах; этот способ допустим лишь при типичности или характерности объектов изучения, исследовав которые, мож­но установить причины имеющихся особенностей;

· обследование основного массива, где собираются наибо­лее крупные или комплексные единицы наблюдения; необхо­димо помнить, что для некоторых выводов по этому способу представительность основного массива может быть недостаточ­ной, чтобы судить о городе, регионе или стране в целом;

· анкетный или социологический способ, как правило, проводится в форме специально организованных статистичес­ких обследований и имеет своей целью собрать сведения, не имеющиеся в соответствующих учреждениях и их официаль­ных документах;

· выборочный способ позволяет с большей надежнос­тью проводить изучение, рассчитывать необходимые преде­лы точности и вводить соответствующие поправки в полу­ченные результаты.

Сплошное наблюдение охватывает все без исключения еди­ницы сов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...