Философия средневековья и эпохи Ренессанса
Задача студента: знать основные этапы развития средневековой философии и разработанность христианской догматики (апологетика, патристика, схоластика); уметь раскрывать основные черты философии средневековья (теоцентризм, креационизм, символизм, провиденциализм, супрнатурализм, эсхатологизм); знать сущность и основные принципы средневековой онтологии, гносеологии и антропологии; раскрыть сущность проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии (Тертуллиан, Августин, Абеляр); раскрыть сущность спора о природе универсалий в учениях реализма, номинализма и концептуализма; уметь анализировать специфические черты философии эпохи Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, художественно-эстетическая направленность, социальный утопизм). План занятия: 1. Принципы средневекового философского мышления 2. Соотношение разума и веры 3. Разработка христианской догматики 4. Философия эпохи Ренессанса Основные термины и понятия: креационизм, провиденциализм, теоцентризм, творение, откровение, спасение, сущность, существование, эсхатология, доказательства бытия Бога, теодицея, апологетика, патристика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, вера, разум, воля; антропоцентризм, гуманизм, эстетизм, «коперниканский переворот», гелиоцентрическая картина мира, пантеизм, секуляризация, утопия. Основная литература: 1. История философии. Учебное пособие для вузов. // Под ред. В.П. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М., 2001. 2. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2001. 4. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение: Учебное пособие. – Мн.: МИУ, 2002.
5. Сизов В.С. История философии: Учеб пособие. – М.: Экономистъ, 2004. 6. Философия: Учеб. пособие / В. К. Лукашевич, В. М. Белокурский, И. П. Мамыкин и др. – Мн., 2001. 7. Философия: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. – 2-е изд.,перераб. и доп. – Ростов на Дону, 2000. Дополнительная литература: 1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. 2. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977. 3. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М., 1997. 4. Лейн Т. Христианские мыслители. – Спб., 1997. 5. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982. 6. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982. 7. Мор Т. Утопия. – М., 1978. 8. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995. 9. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопр.философии. – 1999. -- № 11. – С. 122—150. 10. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979. 11. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. М., 1998. 12. Стангене Д.М.Б. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии // Вопросы философии. 1999. № 7. 13. Штекль А. История средневековой философии. – СПб., 1996. 14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней средневековой философии. - М., 1991. Темы рефератов: Философия Августина Блаженного Литература: 1. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М., 1997. 2. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979. 3. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. 4. Григорьева Н.И. Бог и человек в жизни Аврелия Августина / Августин. Исповедь. – М.: Гендальф, 1992. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики Литература: 1. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. – М., 1997. 2. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения Литература:
1. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977. 2. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1982.
Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Философская мысль эпохи Просвещения. Задача студента: уметь выявлять предпосылки возникновения философии нового времени, знать основные направления и представителей философии Нового времени, уметь раскрывать сущность эмпиризма и рационализма, Описывать идею «естественных прав» человека и концепцию «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Знать основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Выделять основные проблемы свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер). План занятия: 1. Проблема метода в новоевропейской философии 2. Основные гносеологические программы философии ХVI - XVII вв. 3. Философия эпохи Просвещения Основные термины и понятия: методология, эмпиризм, рационализм, субстанция, «идолы разума», сознание, «я мыслю, следовательно, существую», «естественные права» человека, «общественный договор», свободы, прогресс, просвещение. Основная литература: 1. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Приоритет, 2001. 3. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001. 4. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002. 5. Сизов В.С. История философии: Учеб пособие. – М.: Экономистъ, 2004. 6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. 7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. Дополнительная литература: 1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: СПб., 2000. 2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. – СПб., 1998.. 3. Липкин А.И. Фр. Бэкон, Г. Галилей и современная философия науки // Филос.науки. – 1999. – № 3—4. – С. 117—130. 4. Соколов В.В. Введение в классическую философию. – М., 1999.
5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1996. 6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1-4. Спб., 1994-1997. 7. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994. Темы рефератов: Эмпиризм Ф. Бэкона Литература: 1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: СПб., 2000. 2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой – СПб., 1998. 3. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. Теория «общественного договора» в философии Т. Гоббса Литература: 1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: СПб., 2000. 2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой – СПб., 1998. Проблема субстанции в философии Р. Декарта Литература: 1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: СПб., 2000. 2. Декарт Р. Начала философии. (Предисловие. Ч.1) // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. – М., 1970. 3. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 т. = Т. 1. – М., 1989. 4. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. – СПб., 1998. 5. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975. 6. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002. 7. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|