Тема 3.2. Сознание как предмет философского анализа
Задача студента: знать определение сознания, знать основные концепции происхождения сознания, знать отличительные особенности сознания человека от психики животного, уметь выявлять структуру сознания, знать сущность психофиозиологической проблемы, знать определение и функции языка. Определить значение субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Знать экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую стратегии исследования сознания в постклассической философии. План занятий: 1. Проблема сознания в классической и постклассической философии 2. Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы 3. Сознание и мышление 4. Структура сознания Основные термины и понятия: сознание, бытие, материя, отражение, раздражимость, чувствительность, психика, самосознание, интенциональность, бессознательное, мозг, язык, искусственный интеллект. Основная литература: 1. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 3. Волчек Е.З. Философия: учебное пособие. –Мн., 2003. 4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. 5. Ермаков Е.Е. Философия: Учеб. – М.: Высш. школа., 2004. 6. Калмыков В.Н. Основы философии. Учебное пособие. 2-е изд. допол. и переработан. –Мн., Высшая школа. 2003. 7. Лойко Л.Е. Философия: Уче. Пособие. – Минск: Акад. МВД РБ, 2004. 8. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение: Учебное пособие. – Мн.: МИУ, 2002. 9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. 10. Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.: Айрис – пресс, 2003. 11. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
12. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. 13. Философия: (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений) / Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МартТ», Ростов н/Д., 2004. Дополнительная литература: 1. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. – М.: Индрик, 2002. 2. Бороздин Э.К. К вопросу о сущности сознания // Сознание и физическая реальность. - 1999. – Т.;. - №2. 3. Бородаенко Д.С. Искусственная жизнь и искусственное сознание. – Мн., 1998. 4. Виник Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке. // Философские науки. - 2002. - №4. 5. Громов Р. Сознание и его части: мереологическая модель исслед. В психологии Ф. Брентано // Логос. – 2002. - №1. 6. Дубровский Д.И. Еще раз о проблеме идеального //Философия и об-во. – 2002. - №2. 7. Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. – Мн., 1997. 8. Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса явлений сознания //Вест. Моск. Ун-та. Серия 7, Философия. – 2002 - №2. 9. Кулик С.П. Проблема сознания: парадоксы современных исследований. – Мн., 2001. 10. Меркулов И.Т. Информационная природа сознания // Полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. – 2000. - №4. 11. Михайлов А.И. Современная философское мышление и проблема сознания. // Философские науки, – 2003. - №3. 12. Понятие сознания (первод с англ.). Общ. ред. В.П. Филатова. - М., 2000. 13. Понамарев Б.П. Сознание как основа единства мира // Сознание и физич. Реальность. – 2001. – Т.6., №6. 14. Серл Джон. Открывая сознание заново. - М.: Идея-пресс, 2002. 15. Серл Джон. Новое открытие сознания. // Логос, №4, 2001. 16. Терегулов Ф.Ш. Материя и ее сознание. – М., 2002. 17. Чувин Б.Т. Мышление и сознание человека // Сознание и физическая реальность. – 2001. – Т.5. - №6. Темы рефератов: Анализ сознания в феноменологической традиции Литература: 1. Проблема сознания в западной философии. – М., 1989. 2. Современная западная философия. – Мн. Вышэйшая школа, 2000.
Структуры языка и типы ментальности Литература: 1. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб., 1999. 2. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX – XX вв. - Иваново, 1994. Парапсихологический аспект сознания Литература: 1. Беседы о сверхсознательном. – М., 1993. 2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. – СПб., 1992. 3. Марищук В.Л. О возможном толковании психических процессов с позиций физиологии и физики // Адукацыя i выхаванне. – 2000 - №12. 4. Семитри и В. Веташ. Астрология и мифология. – Воронеж. 1994. 5. Сафонов В.И. Невероятное: рассказывает парапсихолог. – М.. 1993. 6. Серебренникова Л.В. К механизмам паранормальных явлений. – М.. 1997. 7. Юсупов Ф.У. Парапсихология и мир разумов. // Сознание и физическая реальность – 2000 – Т.5. - №6. Будущее «искусственного интеллекта» Литература: 1. Будущее искусственного интеллекта. – М., 1991. 2. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996. 3. Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М., 1987.
Раздел 4. Теория познания и философия науки
Тема 4.1. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа Задача студента: знать специфику познавательного отношения человека к миру, знать сущность проблемы познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, уметь выделять и храктеризовать формы познания: мифологическое, религиозное, художественное, философское, обыденное, научное и др., уметь раскрывать структуру и основные закономерности познавательного процесса, знать классическую концепцию истины и ее альтернативы. Объяснять феномен релятивизма в современной эпистемологии. Выделять специфику научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании. План занятия: 1. Становление философского образа познания 2. Структура познавательного процесса 3. Классическая концепция истины и ее альтернативы Основные термины и понятия: познание, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, эмпиризм, рационализм, субъект познания, объект, предмет, цель, средства, проект, методы, результат, интуиция, творчество, истина, ложь, ценность.
Основная литература: 1. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 3. Бобров В. Введение в философию: Учеб. пособие. – М., 2000. 4. Волчек Е. З. Философия: Учеб. пособие для вузов. – Мн., 1998. 5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. 6. Ермаков Е.Е. Философия: Учеб. – М.: Высш. школа., 2004. 7. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2000. 8. Лойко Л.Е. Философия: Уче. Пособие. – Минск: Акад.МВД РБ, 2004. 9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. 10. Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.: Айрис – пресс, 2003. 11. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 12. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. 13. Философия: (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений) / Под ред. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МартТ», Ростов н/Д., 2004. Дополнительная литература: 1. Арлычев А.Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопр.философии. – 1999. – № 3. 2. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. – М., 2003. 3. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. – М., 1993. 4. Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М., 1984. 5. Лекторский В.А. Теория познания // Вопр. философии. – 1999. – № 8. 6. Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. – М., 1989. 7. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002. 8. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. – 2001. - № 4. 9. Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины?: Философия и наука // Вопр.философии. – 1999. – № 6. 10. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. – Киев, 1997. Темы рефератов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|