Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

очной и заочной форм обучения




1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

2. Предмет философии и его историческая динамика.

3. Проблемное поле философии. Функции философии.

4. Специфика философии Др. Индии, ее культурно – мировоззренческие основания, традиции и основные школы.

5. Особенности философской мысли Др. Китая, ее рационально – прагматическая направленность. Конфуцианство, легизм, их место и роль в древневосточной культуре.

6. Античная философия, ее особенности и этапы развития.

7. Натурфилософская ориентация досократовской философии.

8. Классический период древнегреческой философии. Философские взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, их значение для античной культуры и современности.

9. Философия эпохи эллинизма.

10. Динамика, основные принципы и этапы развития средневековой философии. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

11. Специфические черты философии эпохи Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.

12. Основные гносеологические парадигмы философии Нового времени XVI – XVII вв. Опытно–индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационально–дедуктивного метода Р. Декарта.

13. Социально–исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

14. Классическая немецкая философия. Философия Канта: докритический и критический периоды.

15. Метод и система философских взглядов Гегеля.

16. Антропологический материализм Фейербаха.

17. Неклассическая философия XIX в. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.

18. Марксистская философия и трансформация ее идей в современных условиях.

19. Русская философия и основные этапы ее развития.

20. Идеи западничества и славянофильства в русской философии 19 в.

21. Основные идеи религиозной философии Вл. Соловьева и Н. Бердяева.

22. Философская мысль Беларуси.

23. Исторические предпосылки возникновения современного неопозитивизма и его основные принципы. Постпозитивизм.

24. Экзистенциально–феноменологическая стратегия философского мышления. Проблемы экзистенции, свободы и отчуждения.

25. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Принципы и современное состояние неотомизма. Неопротестантизм.

26. Философия структурализма и постструктурализма. Постмодернизм.

27. Категория бытия, его аспекты и основные формы.

28. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

29. Основные структурные уровни организации материального мира.

30. Динамическая и пространственно–временная организация бытия.

31. Диалектика, ее исторические формы и альтернативы.

32. Основные принципы, законы и категории диалектики.

33. Понятие природы, ее основные виды. Биосфера и ноосфера, закономерности их развития.

34. Эволюция представлений о природе в философских системах Запада и Востока.

35. Коэволюционная стратегия взаимосвязи природы и общества.

36. Современные экологические проблемы и пути их решения.

37. Разработка и обоснование концепции человека в философской антропологии.

38. Проблема антропогенеза и ее современные концепции: креационистская, эволюционная, игровая.

39. Диалектика соотношения природного и социального в развитии человека. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций.

40. Понятие сознание, источники его существования и структура.

41. Генезис сознания, его биологические и социальные предпосылки возникновения. Эволюция форм отражения.

42. Сущность психофизиологической проблемы: мозг и сознание, перспективы создания искусственного интеллекта.

43. Становление философского образа познания и его основные принципы. Проблема субъекта и объекта познания.

44. Чувственная и рациональная стороны познания, их формы и взаимосвязь. Критика сенсуализма, рационализма и иррационализма.

45. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

46. Понятие науки, ее структура и функции.

47. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

48. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы.

49. Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования.

50. Формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, теория.

51. Этические нормы и ценности науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

52. Предмет социальной философии и ее место в системе философского знания и социально – гуманитарных наук.

53. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас).

54. Социальная структура общества и ее типы. Современная концепция социальной стратификации.

55. Общество как развивающаяся система: детерминанты и механизмы социального развития.

56. Источники и движущие силы социальной динамики.

57. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

58. Понятие и структура способа производства. Техника и ее роль в истории цивилизации.

59. Феномен власти в жизни общества: власть и политика, власть и социальный интерес.

60. Понятие политической системы общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества.

61. Государство и гражданское общество. Концепция правового государства.

62. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

63. Традиции и новации в динамике культуры.

64. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

 

 

VI. Список литературы

1. Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 40 – 52.

2. Александров В. И. Основные признаки исторической формы мировоззрения // Философия и общество. – 2008. – № 4. – С. 90 – 109.

3. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1999.

5. Базалук О.А. Происхождение человечества: Новая космологическая концепция: монография/ О.А. Базалук; М-во образования и науки Украины. – Днепропетровск: Пароги, 2003.

6. Балыбердин В.С. Тайна зарождения Вселенной. – М., 2002.

7. Барковская А.В. Антропосоциальная парадигма в философии природы. – Мн., 2000.

8. Барулин В.С. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. – М.: Гранд, 1999.

9. Бачило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учеб. пособие. – М., 2001.

10. Бганба В.Р. Философия. Экология. Ноосфера: Избр. науч. работы. – М., 2003.

11. Безант, Аннк. Изучение сознания: Вклад в психологию: Пер. с англ. – М.: Алтейя, 2002.

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

14. Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности – изд. МОУ, 1990.

15. Бердяев Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре. – М., 1990.

16. Берзенков В.Г. Человек как объект комплексного и междисциплинарного исследования: методологические аспекты // Личность. Культура. Общество: Науч-практ. Журнал. – 2002. – Т.4, вып. 3-4.

17. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. – М.: Индрик, 2002.

18. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

19. Бобров В. Введение в философию: Учеб. пособие. – М., 2000.

20. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. – СПб.: Лань, 1999.

21. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. – М., 2003.

22. Бучило Н.Ф. История и философия науки. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2009.

23. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб пособие. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

24. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.

25. Васильев Л. С. История религий Востока. – М., 2001.

26. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов// под ред. Фролова И.Т.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002.

27. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

28. Вельков В. В. Куда идет эволюция человечества? // Человек. – 2003. – №2.

29. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

30. Винник Д.В. Сознание как проблема в современной философии и науке // Филос. науки. – 2002. - №4.

31. Вишневский М. И. Философия. – Мн.: Вышейшая школа, 2008.

32. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера //Соис: Социол. исслед. – 2003. - №4.

33. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: СПб., 2000.

34. Глозман А. Б. Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное // Философия и общество. – 2008. – № 1. – С. 139 – 157.

35. Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2001.

36. Громов Р. Сознание и его части: мереологическая модель исследования в психологии Ф. Брентано// Логос. – 2002. – №1.

37. Губанов Н. И. Является ли философия наукой? // Философия и общество. – 2008. № 1. – С. 196 – 2002.

38. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – СПб., 2000.

39. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001.

40. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1989.

41. Гуревич П.С. «Безместность человека» // Философия и культура – 2009. №. 2 (14). – С. 5 – 8.

42. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб пособие. – М.: Гардарика, 2004.

43. Гуревич П.С. Философия в контексте человеческого существования. // Путь в философию: Антология. – М., 2001.

44. Гусев Ю.А. Социальное познание. – Мн., 2002.

45. Гусейнов А. А. Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. – 2009. - №. 1. – С. 11 – 16.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. (Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). – М., 1991.

47. Девятова С. В., Купцов В. И. Феномен науки // Соц. – гум. знания. – 2009. –№ 1. – С. 153 – 177.

48. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М., 1989.

49. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарика, 2003.

50. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания: (по поводу кн. Дж. Серла «Открывая сознание заново») // Вопросы философии. – 2003. - №7.

51. Дубровский Д.И. Основные категориальные планы проблемы сознания // Вопросы философии. – 2008. – № 12. – С. 59 –75.

52. Дубровский Д.И. Еще раз о проблеме идеального // Философия и о-во. – 2002. – №2.

53. Евлампиев И.И. История русской философии. Учебное пособие. – М., 2002.

54. Ермаков Е.Е. Философия: Учеб. – М.: Высшая школа, 2004.

55. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

56. Иконникова Н.И. К проблеме взаимодетерминации способов бытия человека // Филос. науки. – 2003. - №8.

57. История белорусской философии. – Мн., 1999.

58. История философии. Учебное пособие для вузов. // Под ред. В.П. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М., 2001.

59. История методологии социального познания. Конец XIX – XX века. /Отв. ред. В.Б. Власова. – М.: ИФРАН, 2001.

60. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

61. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

62. История философии: Учеб. для высших учебных заведений. - 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

63. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2000.

64. Кемеров В. Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы // Вопросы философии. – 2008. - № 10. – С. 20 – 32.

65. Кисель В.Я. Галерея античных философов: Учеб. пособие: В 2 т. – М.: Гранд: Фанрпресс, 2002.

66. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие. – Мн.: Татлфея, 2004.

67. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

68. Комаров В.Д. Основы философии техники // Философия и о-во. – 2001. - №1.

69. Коротких В.И. О новом понимании структуры системы философии Гегеля // Вопросы философии. – 2003. - №4.

70. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. для вузов по специальности «философия». – М.: Высш. шк., 2003.

71. Кузнецова Т.В. Философская теория культуры: этапы развития. – Филос. науки. – 2003. - №7.

72. Кулик С.П. Проблема сознания: парадоксы современных исследований. – Мн., 2001.

73. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

74. Лебедев С. А. Предмет и структура современной философии науки // Вестник Московского ун – та. Серия 7, Философия. – 2009. № 1. – С. 3 – 25.

75. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

76. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Обществ. Науки и современность. – 2003. - №4.

77. Лойко Л.Е. Философия: Учеб. пособие. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004.

78. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1993.

79. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – СПб.: Алетейя, 2000.

80. Лосский Н.Л. История русской философии. – М., 1991.

81. Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000.

82. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

83. Мерло-Понти М. В защиту философии. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.

84. Миголатьев А.А. Философия и цивилизация // Социал.-гуманит. знания. – 2004. - №2.

85. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. – М., 2002.

86. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л. А. Микешина. – Изд. 2–е, дополн. – М.: «Канон+«РООИ» Реабилитация», 2009.

87. Михайлов А.И. Современное философское мышление и проблема сознания // Филос. науки. – 2003. - №3.

88. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

89. Моисеева Н. А. Философия: краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

90. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

91. Назарова О. Ю. Актуальность марксизма в современном мире: неомарксизм Ф. Джеймисона / О. Ю. Назарова. – Вестник Ленинградского гос. ун-та. Серия философия. – 2009. – №1 (25). – С. 23 – 30.

92. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 61 – 75.

93. Налетов И. З. Философия. – М.: Инфра-М, 2008.

94. Наука: Возможности и границы / Под ред. Е.А. Мамгуро. – М.: Наука, 2003.

95. Нижников С. А. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.

96. Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1994.

97. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

98. Новая философская энциклопедия в 4-х т. – М., 2000.

99. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

100. Ортега-и-Гассет Х. Размышление о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М., 1997.

101. Островский Э. В. Философия: Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2009.

102. Ошо. Смерть – величайший обман: Пер. с англ. – Киев: София; М.: Гелиос, 2002.

103. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

104. Позняков В.В. Систематическое единство культуры // Человек. Грамадства. Свет. – 2003. - №1.

105. Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. и предисл. А.Ф. Грязнова. – М.: ДОМ интеллектуал. Кн.: Идея-пресс, 2000.

106. Рабардель П. Люди и технологии. – М., 1999.

107. Райл Г. Понятие сознания (пер. с англ.) / Общ. научн. ред. В.П. Филатова. – М., 2000.

108. Рассел Б. История западной философии. М., 2000.

109. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение: Учебное пособие. – Мн.: МИУ, 2002.

110. Рябоконь Н.В. Философия и методология науки: курс лекций / Н. В. Рябоконь. – Мн.: Изд-во МИУ, 2008.

111. Сабиров В.Ш. О мировоззренческих основаниях современной западной танатологии // Человек. – 2002. - №5.

112. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии, / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. – М.: Республика, 2000.

113. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто»// Вопросы философии. – 2002. - №7.

114. Серл Джон. Открывая сознание заново. – М.: Идея-пресс, 2002.

115. Сизов В.С. История философии: Учеб пособие. – М.: Экономистъ, 2004.

116. Синергетическая парадигма. – М., 2000.

117. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2001.

118. Слесарев В.О. Концепция человека в рамках парадигм научного и вненаучного знания // Полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. – 2002. - №1.

119. Современная западная философия. / Под общей ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн.: Высшая школа, 2000.

120. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. – М., 1989.

121. Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социс. – 2004. - №6.

122. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

123. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.

124. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 2004.

125. Стеклова И.В. Наука среди форм познания // Соц.-гуманит. знания. – 2003. - №1.

126. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов И.А. Философия науки и техники: Учебное пособие. – М., 1996.

127. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 56 – 10.

128. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.

129. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009.

130. Суворов О.В. Проблема становления новых законов в процессе эволюции Вселенной // Филос. науки. – 2001. - №2.

131. Тарасов Ю. Н. Философия науки: общие проблемы. – Воронеж, 2008.

132. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2004.

133. Терегулов Ф.Ш. Материя и ее сознание. – М., 2002.

134. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Цивилизация перед судом истории. – М., Айриспрес, 2002.

135. Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.: Айрис-пресс, 2003.

136. Тоффлер О. Третья волна. – М., 1999.

137. Тузова Т.М. Специфика философской рефлексии. – Мн.: Право и экономика, 2001.

138. Уемов А.И. Философское значение атрибутивных общесистемных параметров // Вопросы философии. – 2003. - №2.

139. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.

140. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.

141. Философия: Учебник // Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – 3-е изд. - М.: Юнити - ДАНА, 2004.

142. Философия: (полный курс): Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «МартТ», Ростов н/Д. – 2004.

143. Философия. Учеб. Пособие для студентов вузов./ Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Тетрасистемс, 2002.

144. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.

145. Философия техники: история и современность. – М., 1997.

146. Флоренский П.Л. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. – 2003. - №8.

147. Флоренский П.А. Введение в историю античной философии // Филос. науки. – 2003 - №7.

148. Формы времени. – М., 2002.

149. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. – М.: Прогресс – Традиция, 2001.

150. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Соч. – М., 1999.

151. Человек: траектория понимания: Сб. статей. – Новосибирск: Кн. Изд-во, 2002.

152. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

153. Черникова И. В. Постнеклассическая наука и философии процесса. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007.

154. Чувин Б.Т. Феномен жизни // Сознание и физ. реальность. – 2002. – Т.7, №5.

155. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 1. – М., 1992.

156. Шпенглер О. Закат Европы: в 2т. – М., 1998.

157. Эррикер К. Буддизм. – М., 2001.

158. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. – 2004. – №2.

159. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2001.

160. Якушев А. В. Философия: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009.

161. Яскевич Я. С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Я. С. Яскевич, В. К. Лукашевич. – Минск: БГЭУ, 2009.

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. – Т.23. – С.21.

[2] См: Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. – 1998. - №8._С. 26-32; Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции// Общественные науки и современность. – 2000. - №2. – С.123 – 130.

[3] См.: Горбачев В.Г. Проблема человека в зеркале вузовской философии // Социал. – гуманитарные знания. – 2002. - №6. – С.73.

[4] Моторина Л.Е. Феномен человека: методология исследования // Полигнозис. – 2002. - №1. – С. 40.

[5] Подробнее об этом см.: Дубровский Д.И. Природа человека и социальные процессы // Полигнозис. – 2002. - №2. – С. 97.

[6] Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н.. Соч.: В 2 т. Философия хозяйства. Трагедия философии. – Т.1. – М.: Наука, 1993. – С. 133.

[7] Франк С. Непостижимое. – М., 1990, с. 280.

[8] Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990, с. 215.

[9] Не случайно в последнее время появляются работы, в которых труды доктора Р.Моуди подвергаются критике. См., например, В.Ш.Сабиров. О мировоззренческих основаниях современной западной танатологии // Человек. – 2002. – № 5. – С. 103.

[10] Относительно проблем личного бессмертия и продления жизни см.: Дж.Харрис. Сканирование горизонта. Этические проблемы бессмертия // Человек. – 2002. -- № 3. – С. 5-12; Л.А.Кеннеди. Что сулит нам продление жизни // Человек. – 2002. -- № 3. – С. 13-20.

[11] Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. – Новосибирск, 1990. – С. 17-18.

[12] Профессор Калифорнийского университета (г.Сан-Диего США) Патриция С. Черчленд высказал предположение, что нейрофизиология и психология будут продолжать коэволюционировать до тех пор, пока в будущем, на некотором более высоком уровне психологические теории не окажутся редуцированными к более фундаментальной нейрофизиологической теории. Именно тогда, по его мнению, возникнут предпосылки для разработки единой теории сознания и мозга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...