Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодификация уголовного законодательства в дореформенный период




 

Кодификация уголовного законодательства и разработки проекта первого русского уголовного кодекса начались после издания в 1832-1833 гг. Свода законов Российской империи, консолидировавшего действовавшее в России к концу 1820-х гг. законодательство. В ходе подготовки проекта сложились система государственных органов, привлеченных к разработке законопроекта, приемы и методы законодательной техники, а результатом явились издание комплекса подготовительных материалов для рассмотрения Государственным советом и утверждение императором нового уголовного законодательства.

Разработка проекта Уложения началась после издания акта официальной инкорпорации действовавшего в России уголовного законодательства, вошедшего в 15-й том Свода законов Российской империи издания 1832 г. В связи с изданием Свода законов было принято решение о его ревизии для выяснения пропусков, противоречий и неясностей. Инициатором одновременной переработки уголовного законодательства выступил главноуправляющий 2-м отделением Собственной его величества канцелярии М.М. Сперанский, который еще в начале XIX в. ратовал за кодификацию русского законодательства. После завершения в 1832-1833 гг. первого издания Свода законов Сперанский вместе с министром юстиции Д.В. Дашковым представил Николаю 1 докладную записку, в которой предложил провести исправление всех законов «систематическое», т.е. кодифицировать отрасли права. Император распорядился, что «нужно начать с исправления законов уголовных, коих недостатки в особенности ощутительны».

Вначале работы были разделены между двумя учреждениями: 2-м отделением и Министерством юстиции. Первое занималось составлением сравнительного изложение различных систем и законов уголовных, второе - «приведем в систематический порядок материалов, собранных через практические наблюдения в производстве дел, и составлением свода сих на основании сделанных на законы уголовные замечаний».

-ое отделение ведало усовершенствованием и систематизацией законодательства, и его внимание к уголовному праву было вполне естественным. Привлечение же к этой деятельности Министерство юстиции обусловливалась тем, что Департаментом законов Государственного совета в заседаниях 3,17,24 февраля 1833 г. были утверждены правила проверки Свода законов, согласно которым Министерство юстиции через канцелярии и обер-прокуров Сената, губернских прокуроров должно было организовать выявление противоречий, неясностей или пропусков, «требующих изъяснения».

В феврале 1839 г. Д.В. Дашков, занявший после смерти М.М. Сперанского должность главнокомандующего 2-м отделением, встал во главе работ по систематизации общего и отраслевого законодательства и решил объединить во 2-м отделении, все работы по усовершенствованию правовой системы. Он внес предложение Николаю 1 о дальнейшей организации подготовки Уложения о наказаниях.

Новый министр юстиции Д.Н. Блудов согласился «с тем, чтобы с сего времени рассмотрение всех донесений от подведомственных Министерству юстиции мест касательно негласной проверки Свода законов входило в исключительную обязанность 2-го отделения, равно как и рассмотрение всех замечаний, относящихся к исправлению уголовных законов». 18 мая 1839 г. последовало повеление Николая 1: «1) Комитет, учрежденный 1 февраля 1834 г. при Министерстве юстиций для негласной проверки Свода законов, закрыть… 2) Занятия и дела Комитета передать во 2-е отделение… равно и все работы, оконченные или начатые по исправлению Уголовного уложения, с тем чтобы впредь были также передаваемы во 2-е отделение все донесения и бумаги, поступившие в Министерство юстиции от подведомственных мест и лиц. 3) Канцелярию комитета упразднить и определенный на ее содержание… отпуск из государственного казначейства 15 т. р. причислить до времени к суммам первого отделения. 4) На счет сей суммы выдавать содержание чиновникам, кои будут временно прикомандированы во 2-е отделение из других министерств для занятий по Уголовному уложению и для проверки Свода, а остатки употребить на покупку нужных книг и канцелярские потребности, а также… и на единовременные выдачи по усмотрению главнокомандующего отделением…»

С передачей работ по подготовке Уложения о наказаниях из Министерства юстиции во 2-е отделение работа по составлению кодекса активизировалась. В составе 2-го отделения было образовано новое подразделение - редакция уголовного уложения, для размещения которой был приобретен бывший библейский дом. Редакцию возглавлял надворный советник барон О.Ф. Раден. Редакция Уголовного уложения существовала до 1846 г. Работу редакции контролировал лично Николой 1. Еженедельно руководством отделения ему представлялись доклады о ходе работ по отделению. В начале 1841 г. он рассмотрел и одобрил подробный план Уголовного уложения Российской империи.

Разработку кодекса редакция Уголовного уложения начала с того, что ею были собраны и систематизированы правовые акты, имеющие отношение к разрабатываемому закону. Было изучено законодательство начиная с Соборного уложения 1649 г. до законов, изданных в 1842-1843 гг. Чиновниками редакции изучались те или иные обстоятельства принятия актов, выявлялись пробелы, проводились консультации с министерствами и ведомствами, имеющими отношение к применению уголовного и административно - полицейского законодательства. На основании изучения истории развития русского уголовного права, действовавшего законодательства, а также через посредство его теоретической оценки было подготовлено «Историческое обозрение уголовного законодательства». Особое внимание было уделено обработке замечаний юристов - практиков. Из них было сделано «систематическое извлечение», данные которого были использованы при кодификации. На основе отчетов Министерства юстиции было подготовлено «Обозрение уголовной статистики» за 1834-1840 гг. В ходе подготовки проекта Уложения было изучено 15 действующих зарубежных уголовных уложений.

К концу 1840 г. были обобщены имеющиеся материалы и редакция подготовила «Подробный план Проекта Уголовного уложения Российской империи». План представлял собой подробную структуру и определил основные направления детализации норм будущего Уголовного кодекса, который включал в себя две части, 13 разделов, которые в свою очередь делились на главы, отделения и параграфы. В Общей части определялись общие положения о преступлениях и проступках, о формах умысла, стадиях совершения и соучастниках преступлений, определялись роды, виды и степени наказания, порядок их применения и их правовые последствия. Специальные главы Общей части должны были содержать нормы о порядке применения норм Особенной части кодекса, об определении наказания в зависимости от умысла, о соучастии, стадиях совершения преступления и обстоятельствах, увеличивающих или уменьшающих вину и наказание. Ряд пунктов определял введение норм о пределах действия кодекса в отношении российских подданных, иностранцев и за пределами империи. Детализировалось будущее содержание Особенной части проекта, 12 разделов которой предусматривали родовые и видовые признаки преступлений и проступков - преступлений против веры, государственных, против правительства, чиновников по службе; нарушения постановления о повинностях, общественном благоустройстве; против «жизни, здравия, чести и свободы честных людей», законов о состояниях, прав собственности и т.п. План определял основные конкретные виды тех или иных групп правонарушений. Он был рассмотрен Особым комитетом по рассмотрению проекта уложения. 2 января 1841 г. «Подробный план Проекта Уголовного уложения Российской империи» получил высочайшее одобрение Николая 1.

Дальнейшие работы по подготовке проекта Уложения проводились на основе указанного плана чиновниками редакции Уголовного уложения. Работа продолжалась до середины 1843 г., а затраты на подготовку закона составили более 50 тыс. рублей.

Николай 1 распорядился завершить работы в ноябре 1843 г.

К концу 1843 г. подготовка проекта Уложения о наказаниях была завершена. С ноября 1843 г. началось издание материалов для Государственного совета.

По традиции, сложившейся в дореформенной России, важнейшие законопроекты предварительно обсуждались на заседаниях департаментов Государственного совета, в комитете министров или особых комитетах. Уголовный кодекс затрагивал интересы всей политико - правовой системы страны и требовал детального изучения, согласования и учета мнений представителей различных министерств и ведомств, высшей бюрократии. Было решено рассмотреть вопрос о содержании проекта уголовного кодекса не на заседании департамента законов Государственного совета, а на общем собрании департаментов совета.

В ходе обсуждения в проект было внесено 825 редакционных, дополняющих и изменяющих отдельные формулировки положений. В мае- июне 1845 г. на ряде общих собраний департаментов Государственного совета была заслушана предложенная комиссией редакция уголовного кодекса.

августа 1845 г. указ Николая 1 объявил об утверждении Уложения. На титульном листе кодекса была наложена резолюция императора: «Быть по сему».

Сразу же после утверждением Николаем 1 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных начались работы по опубликованию кодекса. Текст уголовного закона объемом 41 печатный лист было решено издать двух видов - большого (8 тыс. экз.) и малого (1,1 тыс. экз.) форматов.

Одновременно с Уложением специальным николаевским указом от 15 августа 1845 г. были утверждены рассмотренные Государственным советом три закона о привидении карательной системы в соответствие с Уложением: 1) «Дополнительные постановления о распределении и употреблении осужденных в каторжные работы»; 2) «Положение об исправительных арестантских ротах гражданского ведомства»; 3) «Дополнительные правила к Уставу о содержащихся под стражей». Эти акты были опубликованы одновременно с текстом Уложения о наказаниях одним изданием.

Классификация преступлений, сделанная в проекте Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же самое можно сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась на ужесточение и проведение государственного интереса, приоритет государственных целей.

Целями наказания были устрашение, пресечение возможности повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как цель наказания отходит на задний план. Сословный характер наказаний демонстративно декларировался в проекте Уложения.

Система наказания составляла сложную иерархию наказаний уголовных и исправительных. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).

К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.

К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежные взыскания. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия, прав поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном. Применялось также частичное лишении некоторых прав и преимуществ.

Наказания подразделялись на главные, дополнительные, заменяющие. Главные составляли 11 родов наказания, дополнительные следуют за главными (поражение в правах, покаяние, конфискация, учреждение опеки, отдача под надзор полиции, запрещение промысла), заменяющие могли заменить главные. Все эти наказания считались общими.

Их дополняли особенные наказания (исключение со службы, отстранение от должности, понижение по службе, выговор, вычет из жалованья, замечание) и исключительные наказания (лишение христианского погребении, частичное лишении права наследования).

Система преступлений включала 12 разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.

Итак в 1833-1845 гг. была проведена кодификация уголовного законодательства дореформенной России и издан первый в истории страны уголовный кодекс, введенный в действие 1 мая 1846 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных подвело итог развитию уголовного права крепостнической России, закреплению в законе охранительной функции самодержавия, карательного характера его внутриполитической деятельности. Уложение 1845 г. явилось уголовным кодексом крепостнической России.

Реформы 60-х гг. вызвали пересмотр Уложения о наказаниях, его новая редакция появилась в 1866 году.

В 1881 г. учреждаются особый комитет для разработки нового проекта Уголовного уложения, к 1899 г. проект был подготовлен для рассмотрения в Государственном совете…

 


Заключение

 

В подобной работе, безусловно, очень трудно раскрыть всю полноту и многообразие русского права. Тем не менее ясно видна самобытность русского права; оно не только не является результатом перевода иностранных законодательных актов на русский язык, оно само оказало огромное влияние на право зарубежных стран.

Мы не должны смотреть на историю права лишь глазами современного читателя - необходимо все время иметь в виду, что и правовая реальность, и правовое мышление прошлого были совершенно иными, чем то, что мы имеем теперь. Осознание этого крайне необходимо в настоящее время. Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в национальной правовой традиции не меняют общей картины: российское право - это единый процесс со множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. В период становления демократии и рыночной экономики Россия подверглась большому влиянию зарубежных стран. В какой-то мере оно, конечно, необходимо, особенно на фоне того, что в России резко увеличилась возможность совершения преступлений, и, как следствие, их количество. Получили большое развитие преступления в экономической, информационной и других сферах. Тем не менее, перенимая зарубежный опыт, важно не забывать о самобытности России и её права. Хотелось бы, чтобы наши последователи знали русскую государственность и право во всех характерных именно для России особенностях.

 


Список использованной литературы

 

1. Софроненко К.А. Соборное Уложение 1649 г. - кодекс русского феодального права. М., 1959.

. Чистяков И.О. История отечественного государства и права. М., 1993.

. Скрипилев Е.А. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992.

. В.А. Томсинов «Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Х век - 1917 год». Изд. «Зерцало» Москва 2000 г.

. «Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Древней Руси» Москва, изд. «Юридическая литература», 1984

. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. М., 1992.

. История государства и права России / Под редакцией И.А. Исаева. М. 2002

. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий. М. 1995.

. Историко-юридические исследования правовых институтов и государственных учреждений СССР / Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1986.

13. А.Г. Маньков. Уложение 1649 г. Ленинград 1980.

14. М.Б. Свердлов. От Закона Русского к Русской правде. М. 1988.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...