Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические процессы в Кировской области в 2011-2013 гг.




 

Социально-экономическое положение Кировской области:

·   Среднегодовая численность постоянного населения области составила 1 396,1 тыс. человек, в том числе городское население - 1 007,7 тыс. человек, или 72,2% от общей численности населения, сельское население - 388,4 тыс. человек, или 27,8% от общей численности.

·   Население Кировской области - русские (90,8%), татары (2,9%), марийцы (2,6%), удмурты (1,2%), украинцы (1%), другие (1,5%).

·   Население области за последние 20 лет сократилось на 264 тыс. человек. Продолжающаяся миграция населения из сельской местности в города, из малых городов в крупные приводит к появлению большого количества малонаселенных пунктов. На начало 2010 года в Кировской области из 4 320 населенных пунктов 907 имели нулевую численность населения, а 1 374 - менее 10 постоянно проживающих.

·   Структура экономики Кировской области на протяжении последних лет достаточно стабильна: наибольший удельный вес традиционно принадлежит обрабатывающим отраслям промышленности, сельскому и лесному хозяйству. Значительную долю занимают также транспорт, связь и торговля.

·   В структуре обрабатывающих производств основными видами деятельности являются химическое производство, пищевая промышленность, металлургическое производство, машиностроение.

Жители Кировской области неудовлетворенны текущей социально - экономической ситуацией. Основными причинами недовольства являются: недостаток денежных средств и отсутствие перспектив развития, что особенно актуально для молодежи, восприятие области, как ее жителями, так и жителями соседних регионов отличается реалистичностью. Все участники исследования осознают имеющиеся в области проблемы, но при этом не считают ситуацию безнадежной; поэтому согласно статье №1 закона Кировской области от 25 февраля 2011 года №613-ЗО «О программе социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы»: утвердить программу социально-экономического развития на 2011-2013 годы. (закон) Генеральная цель программы - создание предпосылок для перехода к ускоренному социально-экономическому развитию региона в соответствии с долгосрочными целевыми показателями - представляет собой наиболее значимую цель деятельности органов государственной власти Кировской области, сформулированную с учетом региональных проблем и заявленных стратегических приоритетов развития Кировской области. Государственный заказчик программы - Правительство Кировской области.

Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа и Кировской области на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению следующих факторов и проблем:

1. усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

2. ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста;

3. возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

4. исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта. [22]

Стратегией предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются: значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности; высокие риски ведения предпринимательской деятельности; низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса. [20]

Сроки и этапы реализации стратегии:

1) 2009-2011 годы - реализация антикризисной программы, направленной на сохранение промышленного и кадрового потенциала бюджетообразующих и инфраструктурных отраслей. Создание опорного каркаса социальной сети; создание опорного транспортного каркаса; подготовка документации по развитию приоритетных отраслей и инвестиционных проектов; газификация приоритетных промышленных площадок; создание инновационной инфраструктуры.

) 2012-2015 годы - реализация отложенных инвестиционных проектов.

Развитие транспортной инфраструктуры; развитие опорной социальной сети; изменение административно-территориального устройства области; развитие инновационного биотехнологического кластера.

) 2015-2020 годы - выход реализуемых проектов на полную мощность.

Рост собственных доходов консолидированного бюджета; изменение структуры экономики - увеличение доли обрабатывающих и инновационных производств, средней заработной платы, производительности труда; решение существующих в настоящее время базовых вопросов в области энергетики, жилищного строительства.

Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии: целевым сценарием стратегического развития области выбран инновационный сценарий.

Достижение целей программы осуществляется через решение системы взаимоувязанных задач, каждая из которых должна осуществляться посредством реализации комплекса мероприятий по определенным направлениям деятельности органов исполнительной власти Кировской области, направленным на решение основных проблем социально-экономического развития региона.

 

Таблица 1 - Основные цели программы социально-экономического развития в Кировской области на 2011-2013 годы.

Генеральная цель Программы создание предпосылок для перехода к ускоренному социально-экономическому развитию региона в соответствии с долгосрочными целевыми показателями Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 №142/319 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года»
Цели Программы второго уровня · повышение инвестиционной привлекательности Кировской области; · поддержка бюджетообразующих отраслей экономики; · повышение уровня комфортности социальной среды
Цели Программы третьего уровня · модернизация экономики; · диверсификация экономики; · поддержка проектов, направленных на повышение доли добавленной стоимости в валовом региональном продукте; · развитие транспортной инфраструктуры; · укрепление человеческого капитала; · создание предпосылок для повышения конкурентоспособности социальной инфраструктуры.

 


Основные задачи программы:

1. привлечение государственных и частных инвестиций для реализации важнейших проектов регионального развития, создание условий для привлечения в экономику региона эффективных собственников;

.   создание и обеспечение эффективного функционирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства;

.   создание условий для инициации инвестиционных проектов по комплексному освоению природно-минеральных ресурсов области и инвестиционных проектов инновационной направленности;

.   подготовка комплекса мер по созданию городской агломерации «Большой Киров»;

.   создание организационно-экономических предпосылок кластеризации экономики Кировской области;

.   формирование зон опережающего социально-экономического развития;

.   подготовка мероприятий модернизации территориально-поселенческой структуры и социальной сферы.

Реализация Стратегии, при выбранном сценарии, позволит достичь следующих значений целевых индикаторов:

·   обеспечить рост валового регионального продукта в 2,6 раза до 393,6 млрд. рублей (в сопоставимых ценах);

·   увеличить доход консолидированного бюджета области в 2,5 раза до 88 698 млн. рублей;

·   повышение объема рубок лесных насаждений с 1 га лесного фонда в 1,5 раза до 2,16 куб. м/га;

·   увеличить ввод в эксплуатацию жилых домов, за счет всех источников финансирования в 2,3 раза до 1 000 тыс. кв. м;

·   повысить производительность труда в 3,1 раза;

·   увеличить среднемесячную номинальную начисленную заработную плату (в сопоставимых ценах) в 3,3 раза;

·   увеличить долю многоквартирных домов, в которых управление осуществляется товариществом собственников жилья в 4,5 раза до 30%;

·   снизить долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть на 1,9% до 18%;

·   увеличить уровень благоустройства жилищного фонда до 70%;

·   снизить материнскую смертность в 4 раза до 7,6 человек;

·   снизить младенческую смертность в 1,5 раза до 5 человек;

·   повысить охват молодежи, получающей социальные услуги в рамках реализации молодежных программ в 1,75 раза до 70%;

·   повысить качество социальных услуг, снизить уровень заболеваемости, увеличить продолжительность жизни населения области.

Межрайонные центры оказания высокотехнологичных социальных услуг разместятся в городах Вятские Поляны, Зуевка, Котельнич, Нолинск, Омутнинск, Слободской, Советск, Яранск, Кирово-Чепецк, Луза, п. Юрья. Локальные центры будут организованы в гг. Кирс и Уржум. В таких центрах должны быть синхронизированы все направления деятельности и развития отраслей социальной сферы: культуры, образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания. Стоит задача обеспечить в таких центрах качество услуг не ниже, чем в областном центре.

Данная мера направлена, прежде всего, на обеспечение доступности высокотехнологичных услуг для населения и более комфортное их получение. Идет речь о приближении высокотехничных услуг к человеку, о сокращении времени и транспортных затрат на их получение, что особенно важно при наличии проблем транспортного обслуживания.

Формирование таких центров, с одной стороны позволит снять напряженность в областном центре, с другой стороны, за счет сосредоточения оказания различных социальных услуг в одном центре - снизить бюджетные затраты на создание самих межрайонных центров.

В муниципальных образованиях, не вошедших в опорный каркас, необходимо обеспечить повышение качества услуг первичного звена. Примером реализации такого подхода является областная целевая программа развития здравоохранения, предусматривающая кардинальное изменение ситуации по техническому состоянию ФАПов. Массового закрытия ФАПов, участковых больниц и других учреждений сферы социальных услуг муниципального уровня не планируется.

В межрайонных центрах станет возможным активное развитие производств и привлечение квалифицированных специалистов, повысится инвестиционная привлекательность этих территорий, снизится отток населения, прежде всего молодежи.

Данная идеология заложена в основу формирования стратегии развития социальной сферы и будет способствовать улучшению качества и комфортности жизни населения, позволит предотвратить «опустынивание» периферийных территорий области и обеспечить трудовыми ресурсами экономическое развитие области и муниципалитетов.

Развитие социальной сферы будет сконцентрировано в следующих направлениях: развитие систем образования и здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры и социальной защиты населения.

Развитие системы образования на базе использования самых современных знаний и технологий становится ключевым элементом глобальной конкуренции за человеческий ресурс.

Главной целью развития системы образования области на период до 2020 года является построение современной модели образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя.

Достижение указанной цели позволит удержать лидирующую позицию области среди регионов Российской Федерации по качеству образования.

Для реализации указанной цели необходимо решить комплекс задач.

Одной из основных задач является получение качественного образования вне зависимости от места жительства.

Данная задача может быть решена через географическую «привязку» крупных и многопрофильных центров образовательных услуг к точкам территориального развития. Для этого на 1-м этапе в качестве эксперимента планируется создать 11 областных государственных общеобразовательных учреждений в городах Белая Холуница, Вятские Поляны, Зуевка, Кирово-Чепецк, Луза, Омутнинск, Советск, Уржум, Яранск, пгт Оричи, пгт Юрья на базе имеющихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Это будет первым шагом к созданию крупных современных средних школ в развитии сети учреждений общего образования и позволит сконцентрировать ресурсы и контингенты обучающихся, особенно на старшей ступени обучения.

Другим путем решения данной задачи является предоставление возможности получения высокотехнологичных услуг путем приближения их к человеку через развитие дистанционной системы обучения и обеспечения учреждений образования широкополосным доступом к сети Интернет. Для решения задачи по получению высококачественного и всемерно доступного образования проведена компьютеризация школ, осуществляется предоставление учреждениям доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, обеспечение учреждений электронными учебниками. В результате данной работы планируется формирование единой образовательной информационно-коммуникационной среды, совершенствование информационного обмена, в том числе через образовательный портал. Данное направление работы позволит успешно применять дистанционные формы обучения на всех ступенях получения образования. В целях повышения доступности образовательных услуг детям-инвалидам, в том числе обучающимся на дому, начата работа по предоставлению образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий.

Другой важнейшей задачей является обеспечение соответствия структуры подготовки кадров потребностям экономики. В настоящее время после получения профессионального образования менее половины выпускников не устраиваются на работу по полученной специальности.

В результате развития системы образования, сопровождающегося ростом качества образовательных услуг, удовлетворенность населения качеством общего, а также начального и среднего профессионального образования возрастет с 74,8% в 2008 году до 90% в 2020 году, доля выпускников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, возрастет в 1,5 раза (с 62% до 80%).

Система здравоохранения региона обладает серьезным потенциалом инновационного развития и возможностями занять лидирующие позиции по ряду направлений специализированной медицинской помощи (в настоящее время эти центры сконцентрированы в г. Кирове).

Главной целью здравоохранения Кировской области на период до 2020 года является сохранение и укрепление здоровья людей за счет удовлетворения их потребностей в качественной и доступной лечебно-профилактической помощи, формирования здорового образа жизни. Основными задачами будут являться приближения медицинских услуг непосредственно к потребителю (обеспечение доступности) и профилактика заболеваний, что приведет к росту показателя ожидаемой продолжительности жизни.

Из-за отдаленности многих населенных пунктов от областного и районных центров, имеющегося дефицита материальных и кадровых ресурсов и, соответственно, ограниченности жителей районов в получении высококачественной медицинской помощи в центрах опорного каркаса будут создаваться межмуниципальные лечебно-диагностические центры, оснащенные современным оборудованием.

Целями политики в сфере культуры будут являться сохранение культурного наследия, эффективная реализация культурного потенциала области.

Основной задачей является укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства. В текущем году введено в эксплуатацию новое современное здание Кировского областного театра кукол, возведение которого началось в 2001 году. Использование здания театра кукол имеет интересный комплексный подход, позволяющий юным жителям области не только отдохнуть на спектаклях и посетить музей кукол, но и познакомиться с уникальными экспонатами палеонтологического музея. Будет продолжена дальнейшая реализация проектов по строительству и восстановлению зданий учреждений культуры и искусства, в частности планируется завершение пристроя на 2 млн. ед. хранения к областной библиотеке имени А.И. Герцена.

Основными задачами развития системы социальной защиты населения являются: доступность и усиление адресности предоставления государственных услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию уязвимых групп населения, оптимизация сети учреждений социального обслуживания.

К 2020 году сформируются рынок качественных и вариативных социальных услуг, система участия бизнеса в реализации социальных проектов на принципах социальной ответственности; будут реализованы мероприятия по созданию материально-организационной базы, отвечающей современным стандартам качества жизни и повсеместное обеспечение получателей мер социальной поддержки электронными социальными картами.

Одним из индикаторов развития системы социальной защиты населения является полный охват нуждающейся категории населения услугами социального обслуживания, который будет достигнут в 2020 году.

В развитии здравоохранения будет взят курс на снижение показателя смертности населения, в том числе младенческой и материнской смертности. Индикатором эффективности функционирования системы здравоохранения станет показатель подушевого норматива финансирования, который к 2020 году возрастет в 2,3 раза по отношению к уровню 2009 года.

В результате развития системы образования, сопровождающегося ростом качества образовательных услуг, удовлетворенность населения качеством общего, а также начального и среднего профессионального образования возрастет с 74,8% в 2008 году до 90% в 2020 году.

Одним из индикаторов развития системы социальной защиты населения является полный охват нуждающейся категории населения услугами социального обслуживания, который будет достигнут в 2020 году.

В целом можно констатировать, что за период реализации Стратегии Кировская область не только усилит свои позиции по основным социально-экономическим показателям среди субъектов Приволжского федерального округа, но и поднимется вверх на 3-4 позиции.

Итоги социально-экономического развития Кировской области в январе-апреле 2014 года свидетельствуют о росте оборота розничной торговли и ввода в эксплуатацию жилых домов. Также снизилась численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости.

В отчетном периоде в бюджет всех уровней поступило 12,2 млрд. рублей, что на 0,5% превышает факт аналогичного периода 2013 года. Наибольший рост поступлений получен за счет НДС, НДФЛ и акцизов на алкогольную продукцию.

По итогам января-апреля 2014 года индекс промышленного производства в области по отношению к соответствующему периоду 2013 года составил 98,3%.

Энергетический комплекс по итогам января-апреля 2014 года в структуре промышленного производства области занимал 22,8%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», за январь-апрель 2014 года составил 6,8 млрд. рублей, индекс физического объема составил 88,4%.

Оборот организаций по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» за январь-апрель 2014 года составил 5,7 млрд. рублей, или 120,6% в текущих ценах к соответствующему периоду прошлого года.

Внешнеторговый оборот Кировской области в январе - марте 2014 года без учета торговли с Белоруссией и Казахстаном составил 281,2 млн. долл. США (89,2% к соответствующему уровню 2013 года), в том числе экспорт 213,7 млн. долл. США (86%), импорт - 67,5 млн. долл. США (101,4%). За период январь-март 2014 года по полному кругу предприятий вложено 8579,2 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 2,7% ниже аналогичного периода прошлого года. Индекс потребительских цен на товары и услуги в апреле 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 103%.

Организациями транспорта и индивидуальными предпринимателями, занимающимися коммерческими грузовыми перевозками, в январе-апреле 2014 года было перевезено 2,8 млн. тонн грузов, что на 3,7% меньше, чем в соответствующем периоде 2013 года. Грузооборот составил 136,2 млн. тонно-километров и увеличился на 1,7%. Стоимость услуг пассажирского транспорта в апреле 2014 года увеличилась на 2,3% по сравнению с декабрем 2013 года. Стоимость проезда на муниципальном транспорте в апреле 2014 года составила: на троллейбусе - 15 рублей, на автобусе - 16 рублей.

По итогам января-марта 2014 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника составила 19549 рублей и выросла по сравнению аналогичным периодом прошлого года на 10,6%.

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на 1 мая 2014 года составила 10,2 тыс. человек и увеличилась с начала года на 0,5 тыс. человек (9,7 тыс. человек).

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, на 1 мая 2014 года осталась без изменений по сравнению с количеством безработных по состоянию на 1 января 2014 года (8,5 тыс. человек) и составила 8,5 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 мая 2014 года увеличился на 0,06 п.п. относительно уровня безработицы на 1 января 2014 года (1,24 ЭАН) и составил 1,3% экономически активного населения.

За январь-апрель 2014 года численность родившихся увеличилась на 1,1% по сравнению аналогичным периодом прошлого года и составила 5472 человека. Численность умерших сократилась на 8,9% и составила 6688 человек. Число умерших превысило число родившихся на 22,2% (в январе-апреле 2013 года - на 35,7%).

Таким образом, к 2020 году по объему валового регионального продукта Кировская области поднимется с 8-го на 6-е место, по показателю ввод в действие жилых домов (кв. м общей площади на 1 человека) - с 12-го на 6-е место, по показателю доля граждан, живущих в неблагополучном жилье, (%) - с 8-го на 6-е место, по показателю коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) - с 5-го на 1-е место, по показателю ожидаемая продолжительность жизни (лет) - с 10-го на 9-е место. [22]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...