Основная деятельность Департамента Образования по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Кировской области
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Реализация ПНПО привела к устойчивым положительным изменениям в региональной системе образования. Опыт инновационной деятельности в сфере образования позволил стимулировать не отдельные частные, а общесистемные положительные изменения (финансово-экономические, образовательные, социальные). За 2006-2013 годы общий объём финансирования в рамках ПНПО составил два млрд. рублей, в том числе объём средств областного бюджета - более 700 млн. рублей. На территории области осуществлялась реализация 12 мероприятий ПНПО: · Выплата ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения классным руководителям; · Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы; · Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы; · Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием; · Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; · Приобретение школьных автобусов; · Поощрение лучших педагогических работников; · Развитие технической основы информационных технологий; · Развитие дистанционного образования детей-инвалидов; · Поддержка талантливой молодёжи; · Реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания; · Обеспечение доступности дошкольного образования» в части обучения педагогов на стажировочных площадках. В школы поступили комплекты оборудования для учебных кабинетов и школьные автобусы. Обеспечен доступ участников образовательного процесса к сети интернет. Дети-инвалиды и дети из отдаленных сельских школ обучаются в центре дистанционного образования. В школьные столовые поставлены современные комплекты оборудования.
Дополнительные выплаты за классное руководство ежегодно получают около 7 тыс. классных руководителей, работающих в общеобразовательных учреждениях, в вечерних (сменных), специальных (коррекционных) школах, школах - детских садах, кадетских школах. В 2012 году на президентскую премию было принято 63 заявки. Экспертная комиссия, состоящая из представителей 12 гражданских институтов, провела экспертизу документов по критериям отбора. Кандидатуры девяти лучших учителей утверждены в 2012 году на заседании совета по реализации национального проекта «Образование»: Фирюлина Надежда Витальевна - учитель физики и информатики (лицей г. Кирово-Чепецка); Домская Татьяна Аркадьевна - учитель русского языка и литературы (лицей естественных наук, г. Киров); Вострикова Нина Николаевна - учитель английского языка (лицей естественных наук, г. Киров); Тупицина Наталья Александровна - учитель русского языка и литературы (Вятская гуманитарная гимназия, г. Киров); Гришина Татьяна Юрьевна - учитель русского языка и литературы, (Кировский физико-математический лицей); Стяжкина Елена Вадимовна - учитель английского языка (многопрофильный лицей г. Вятские Поляны); Брезгина Людмила Дмитриевна - учитель математики (школа д. Быданово Белохолуницкого района); Кобелева Галина Александровна - учитель информатики (гимназия №1 г. Кирово-Чепецка), Нелюбина Юлия Владимировна - учитель начальных классов (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Омутнинска). С начала реализации проекта по модернизации системы общего образования фонды оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений увеличились на 84% (таблица 3). Среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла с 8828 рублей в 1 квартале 2011 года до 20 тыс. рублей в январе 2014 года.
В перспективе созданный механизм повышения оплаты труда учителей будет иметь долговременный характер: зарплата учителей постоянно будет привязана к средней зарплате по экономике области, следовательно, будет постоянно расти. Таблица 3 - Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Кировской области
В 2013 году более 3 тысяч учителей и руководителей школ прошли курсы повышения квалификации. (Таблица 4) Педагоги обучались не только в области, но и на стажировочных площадках в г. Санкт-Петербурге, г. Костроме, г. Самаре, г. Вологде, г. Казани и г. Перми.
Таблица 4 - Направления расходования средств по модернизации системы общего образования Кировской области
Премиями для поддержки талантливой молодёжи в 2006-2013 годы отмечены 778 победителей и призёров международных, всероссийских, областных олимпиад и иных конкурсных мероприятий. (Таблица 5) Правительством Кировской области учреждены премии победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и областных предметных олимпиад (в 2012 году в размере от 4 до 7,5 тыс. рублей на общую сумму 1,750 млн. рублей их получили 282 учащихся, в 2013 - 256).
Таблица 5 - Поддержка талантливой молодежи Кировской области в 2006-2013 году
С целью стимулирования лучших выпускников школ к получению высшего образования в нашей области и предупреждения оттока талантливой молодежи в другие регионы России Правительством области учреждены стипендии: в размере 15000 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам ЕГЭ 100 баллов по трем и более предметам (до первой аттестации); студентам первого и последующих курсов, получавшим стипендию только в размере 15000 рублей, имеющим одну или несколько оценок «отлично» по всем предметам по итогам первой и последующих аттестаций; в размере 10000 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам единого государственного экзамена 100 баллов по двум предметам (до первой аттестации); студентам первого и последующих курсов, получавшим стипендию только в размере 10000 рублей, имеющим одну или несколько оценок «отлично» по всем предметам по итогам первой и последующих аттестаций; в размере 4330 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам ЕГЭ 100 баллов хотя бы по одному из предметов, и студентам первого и последующих курсов (также «стобальникам»), имеющим оценки «отлично» по всем предметам; в размере 2500 рублей - выплачивается студентам первого курса, набравшим 250 баллов по трём предметам, студентам первого курса, являющимся медалистами, студентам первого и последующего курсов, имеющим только оценки «отлично» и «хорошо» по итогам предыдущих сессий. В 2013 году по итогам десяти областных конкурсных мероприятий, проходивших в рамках нацпроекта, присуждены 16 областных премий по 5 тыс. рублей каждая. В числе лауреатов - учащиеся как образовательных учреждений (ВятГГУ, Вятского автомобильно-промышленного колледжа, детского дома д. Самоулки Свечинского района, детско-юношеских спортивных школ области и других), так и молодые специалисты кировских предприятий (завода «Маяк» и ОАО «ЛЕПСЕ»).
Награждение представителей талантливой молодежи дипломами и выплаты премий состоятся в декабре 2013 года, уточнили в департаменте образования. В ноябре 2013 г. состоялись съезд учителей русского языка и литературы и российское литературное собрание. Представителями от Кировской области на этих мероприятиях были педагоги Вятской гуманитарной гимназии: заслуженный учитель России Елена Николаевна Кузнецова и победитель конкурса федерального уровня среди учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Светлана Александровна Окунева. В ходе форумов была создана общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей русского языка и литературы», необходимость которой давно обсуждалась в кругу словесников. Ассоциация ставит своей целью объединить усилия педагогов-филологов в деле формирования у широкого круга лиц, в том числе у представителей органов государственной власти и местного самоуправления, бережного и ответственного отношения к русскому языку, к наследию классической и современной литературы. Также в целях организации - создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания и их апробации. Шесть учреждений начального, среднего и высшего (Вятский государственный университет) профессионального образования получили государственную поддержку на реализацию инновационных программ на общую сумму более 434 млн. рублей. На базе победителей конкурса учреждений НПО и СПО созданы ресурсные центры профессионального образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. За счёт средств федерального и областного бюджетов поддержана реализация 124 инновационных программ общеобразовательных учреждений. Улучшение условий обучения в школах, стимулирование инновационной деятельности всех участников образовательного процесса способствовали повышению качества обучения и воспитания учащихся. Увеличилась доля учащихся 10-11 классов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам. Наблюдается позитивная динамика в сохранении контингента учащихся. Снизился отсев учащихся из школ до получения ими основного общего образования. Средний балл по всем предметам, которые выпускники сдавали в форме ЕГЭ, в области выше, чем по России.
Доступ к сети интернет позволил школам области широко использовать электронные образовательные ресурсы, участвовать в дистанционных проектах, а также включиться в систему комплексного электронного мониторинга «Наша новая школа». Реализуется план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде. Модернизируются системы внутришкольного управления. Идёт процесс формирования экспертного сообщества. Активизировалось межведомственное взаимодействие. На территории области появились новые гражданские институты - областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области», ассоциация инновационных образовательных учреждений Кировской области, ассоциация молодых педагогов Кировской области. Развиваются сетевые, партнерские отношения, укрепляющие единое культурно-образовательное пространство в регионе. В целом, комплекс мероприятий проекта позволяет обеспечивать реализацию ключевых принципов модернизации образования: доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов. марта 2014 года состоялось заседание Совета по реализации приоритетного национального проекта в свере образования и модернизации системы образования кировской области. Как заметил заместитель главы департамента образования Александр Михайлович Измайлов, в 2014 году реализация нацпроекта будет проходить по двум основным направлениям. Первое - поддержка лучших педагогических работников (учителей, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, матеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин). С начала апреля часть преподавателей в номинации «Лучший учитель» будут претендовать на получение премии из федерального бюджета, остальные номинанты - на получение премии Правительства Кировской области. В конкурсном отборе могут принять участие учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Победители конкурсных отборов прошлых лет могут участвовать в конкурсе только через 5 лет. В 2014 году в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 37 педагогов (в 2013 году - 32), из них 21 педагог участвовал в конкурсе впервые. Большая часть участников - педагоги городов и поселков городского типа. В составе участников конкурса - 9 преподавателей начальных классов, 8 учителей математики, физики, информатики, 6 преподавателей иностранного языка, 7 - истории и обществознания, 4 - русского языка и литературы, 3 преподавателя биологии и географии. Экспертная комиссия из 20 представителей различных ведомств и сфер деятельности, а также общественных институтов, оценивала учебные достижения конкурсантов, внеурочную деятельность, социальный опыт, использование современных технологий, наличие собственных методический систем, профессиональное развитие. В результате работы был составлен рейтинговый список из 8 человек, в который вошли три преподавателя английского языка, и по одному преподавателю физики, математики, истории, биологии, информатики. Участники конкурса, не вошедшие в рейтинговый список, будут рассмотрены при определении кандидатур на присуждение областных премий, отметил А.А. Галицких. Вторым основным направлением реализации нацпроекта является поддержка талантливой молодежи. В рамках направления по господдержке талантливой молодежи установлены сроки проведения отбора региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках реализации ПНП «Образование» в 2015 году (а также сроки проведения экспертизы документов победителей и призеров конкурсных мероприятий для выдвижения на премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году). Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. Иными словами, национальный проект - это не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Это катализатор системных изменений, которые назрели готовность, к которым, наконец, то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены. [17]
Заключение
Социально-экономические процессы - это постоянно изменяющиеся, непрерывные сложные явления, формирующиеся на макроуровне экономики и оказывающие одновременное воздействие как на экономическую, как и на социальную сторону жизни общества. Развитие социально-экономических процессов обеспечивает оптимальные решения для положительной динамики управляемых процессов, поэтому основной формой реализации социально-экономических процессов является разработка и принятия специальных государственных программ социально-экономического развития, после чего они реализуются на практике и контролируются. Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти на региональном уровне принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства. Региональная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах, поэтому чем лучше и правильней будет подобран исследовательский метод для способа получения информации об объекте, тем лучше наилучший будет результат социальной политики на региональном уровне. Благодаря программе «Социально-экономического развития» в Кировской области реализуются социально-экономические процессы. Программа нацелена на решение проблем и развития региона, при решении поставленных задач осуществляется комплекс мероприятий по определенным направлениям. Программа является антикризисным инструментом, позволяющим обеспечить окончательное преодоление кризисных явлений в экономике региона и подготовить предпосылки к переходу к динамичному инновационному развитию и диверсификации экономики области посредством поддержки ускоренного развития приоритетных и модернизации традиционных секторов специализации экономики региона, а также сохранение и развитие высокого качества человеческого потенциала области. Достижение целей Программы позволит максимально нивелировать отрицательные последствия мирового финансово-экономического кризиса в Кировской области, повысить эффективность социальной сферы и общественной инфраструктуры, активизировать институциональные преобразования, что станет основой для качественного роста уровня жизни населения Кировской области. Наряду с программой «Социально-экономического развития» в Кировской области так же реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качественного образования, меняющегося по запросам общества и социально-экономическим условиям. Департамент образования Кировской области основной субъект ПНПО выполняет задачи поставленные Правительством Кировской области приоритетного национального проекта «Образование», смотрит за реализацией мероприятий, проводит конкурсы и т.д. для получения гражданами качественного образования. Проект стартовал в 2006 году, Департаментом образования был проделан большой труд в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» помог многим реализовать себя: большое количество человек участвовали в различных мероприятиях и конкурсах, самые лучшие были награжденные различными премиями или наградами, кто-то наоборот обогатил себя новыми знаниями и прошел курс повышения квалификации, также помощь молодым специалистам выбрать правильный путь. Но как бы ни был хорош этот приоритетный национальный проект, у него есть ряд недостатков, устранение которых, как я считаю, позволило бы повысить общую эффективность проекта: плановые показатели проекта включают в основном количественные характеристики финансового и материального обеспечения образовательных учреждений (дополнительные выплаты педагогам, гранты школам, поставки автобусов, подключение школ к сети Интернет и т.д.), но вопросы же модернизации системы образования недостаточно комплексно и последовательно отражены в параметрах проекта. К недостаткам приоритетного национального проекта «Образование» следует отнести отсутствие в его параметрах показателей, характеризующих конечные результаты, которые могли бы рассматриваться в качестве критериев эффективности проектных мероприятий, очевидно, что повышение уровня материального обеспечения системы образования и даже ее модернизация не являются самоцелью.
Библиографический список 1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001 - 39 с. 2. Российская Федерация. Законы Кировской области. Закон Кировской области о программе социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы . Российская Федерация. Указы президента. Указ президента об основных положениях региональной социальной политики от 3 июня 1996 года №803 [Текст]: офиц. текст. - М.: Российская газета . Апостолова Т.М. Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации [Текст]/ Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 570 с. . Буракова Л.П, Социально-экономические процессы [Текст]/ Научные труды Академии Управления при Президенте Республики Беларусь. Выпуск 10. В трех частях. Часть 1. Экономика - Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 16-25 с. . Волгин Н.А. Социальная политика [Текст]/ Н.А. Волгин. - М.: «Экзамен», 2003. - 735 с. . Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]/ Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 184 с. . Лаврентьева И.П. Социальная политика в социальной сфере [Текст]/ И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев. - Ульяновск.: УлГТУ, 2009. - 129 с. . Маргулян Я.А. Социальная политика [Текст]/Учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 236 с. . Романов В.Н. Исследование социально-экономических процессов в современной России [Текст]/В.Н. Романов. - Ульяновск.: УлГТУ, 2009. - 144 с. . Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов [Текст]/ Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 364 с. . Рой О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст]/Учебное пособие. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с. . Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических процессов [Текст]/ Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 189 с. . Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования [Текст]/ Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 239 с. . Педагогические измерения / Аванесов В.С. // Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода общественно-госудаственному управлению образовательной сферой: http://testolog.narod.ru/Obrazov42.html . Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека [Текст]/ Игнатьева О.А. // Особенности социальной политики Росси на современном этапе развития рыночной экономики. - Казань. 2012.: http://kpfu.ru/publication? p_id=46172 . Чурай Е.В. // Национальный проект «Образование» как элемент государственного механизма управления социальной сферой: http://conf.inexo.ru/национальный-проект-образование-как/ . Чиновник. Стратегия национальных проектов: http://chinovnik.uapa.ru/en/issue/2006/01/01/ . Комсомольская правда [Текст]/ В.В. Путин // Строительство справедливости. Социальная политика для России, 2012. . Российская газета. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №165-р г. Москва . Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/? matnenko.html . Сайт правительства Кировской области: http://www.kirovreg.ru 23. http://azbook.net/book/46-gosudarstvennoe-regulirovanie-yekonomiki/12-tema-9-gosudarstvennaya-socialnaya-politika.html 24. http://any-book.org/download/83793.html . http://xreferat.ru/84/2673-1-metody-issledovaniiy-social-no-ekonomicheskih-processov-v-regione.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|