Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная деятельность Департамента Образования по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Кировской области




 

Реализация ПНПО привела к устойчивым положительным изменениям в региональной системе образования. Опыт инновационной деятельности в сфере образования позволил стимулировать не отдельные частные, а общесистемные положительные изменения (финансово-экономические, образовательные, социальные).

За 2006-2013 годы общий объём финансирования в рамках ПНПО составил два млрд. рублей, в том числе объём средств областного бюджета - более 700 млн. рублей.

На территории области осуществлялась реализация 12 мероприятий ПНПО:

·   Выплата ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения классным руководителям;

·   Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;

·   Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;

·   Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;

·   Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

·   Приобретение школьных автобусов;

·   Поощрение лучших педагогических работников;

·   Развитие технической основы информационных технологий;

·   Развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

·   Поддержка талантливой молодёжи;

·   Реализация экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания;

·   Обеспечение доступности дошкольного образования» в части обучения педагогов на стажировочных площадках.

В школы поступили комплекты оборудования для учебных кабинетов и школьные автобусы. Обеспечен доступ участников образовательного процесса к сети интернет. Дети-инвалиды и дети из отдаленных сельских школ обучаются в центре дистанционного образования. В школьные столовые поставлены современные комплекты оборудования.

Дополнительные выплаты за классное руководство ежегодно получают около 7 тыс. классных руководителей, работающих в общеобразовательных учреждениях, в вечерних (сменных), специальных (коррекционных) школах, школах - детских садах, кадетских школах.

В 2012 году на президентскую премию было принято 63 заявки. Экспертная комиссия, состоящая из представителей 12 гражданских институтов, провела экспертизу документов по критериям отбора.

Кандидатуры девяти лучших учителей утверждены в 2012 году на заседании совета по реализации национального проекта «Образование»:

Фирюлина Надежда Витальевна - учитель физики и информатики (лицей г. Кирово-Чепецка);

Домская Татьяна Аркадьевна - учитель русского языка и литературы (лицей естественных наук, г. Киров);

Вострикова Нина Николаевна - учитель английского языка (лицей естественных наук, г. Киров);

Тупицина Наталья Александровна - учитель русского языка и литературы (Вятская гуманитарная гимназия, г. Киров);

Гришина Татьяна Юрьевна - учитель русского языка и литературы, (Кировский физико-математический лицей);

Стяжкина Елена Вадимовна - учитель английского языка (многопрофильный лицей г. Вятские Поляны);

Брезгина Людмила Дмитриевна - учитель математики (школа д. Быданово Белохолуницкого района);

Кобелева Галина Александровна - учитель информатики (гимназия №1 г. Кирово-Чепецка),

Нелюбина Юлия Владимировна - учитель начальных классов (средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Омутнинска).

С начала реализации проекта по модернизации системы общего образования фонды оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений увеличились на 84% (таблица 3). Среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла с 8828 рублей в 1 квартале 2011 года до 20 тыс. рублей в январе 2014 года.

В перспективе созданный механизм повышения оплаты труда учителей будет иметь долговременный характер: зарплата учителей постоянно будет привязана к средней зарплате по экономике области, следовательно, будет постоянно расти.


Таблица 3 - Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Кировской области

  общий объем средств (млн. рублей) средства федерального бюджета (млн. рублей) средства областного бюджета (млн. рублей)
2011 год 227,092 215,737 11,355
2012 год 789,186 652,711 136,475
2013 год 546,024 437,809 83,195

 

В 2013 году более 3 тысяч учителей и руководителей школ прошли курсы повышения квалификации. (Таблица 4) Педагоги обучались не только в области, но и на стажировочных площадках в г. Санкт-Петербурге, г. Костроме, г. Самаре, г. Вологде, г. Казани и г. Перми.

 

Таблица 4 - Направления расходования средств по модернизации системы общего образования Кировской области

  2012 год 2013 год
проведение капитального ремонта зданий и объектов общеобразовательных учреждений 199,695 133,805
приобретение оборудования, в том числе учебно-лабораторного, спортивного, компьютерного оборудования, оборудования для школьных столовых и медицинских кабинетов 386,923 260,055
приобретение школьных автобусов 43,1 24,669
пополнение фондов школьных библиотек, в т.ч. учебниками 76,8 45,557
Текущий ремонт 5 5
Повышение квалификации педагогов 30,215 20,938
Организация дистанционного обучения 42,167 48
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования 5,3 3

 

Премиями для поддержки талантливой молодёжи в 2006-2013 годы отмечены 778 победителей и призёров международных, всероссийских, областных олимпиад и иных конкурсных мероприятий. (Таблица 5) Правительством Кировской области учреждены премии победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и областных предметных олимпиад (в 2012 году в размере от 4 до 7,5 тыс. рублей на общую сумму 1,750 млн. рублей их получили 282 учащихся, в 2013 - 256).

 

Таблица 5 - Поддержка талантливой молодежи Кировской области в 2006-2013 году

Количество представителей молодежи и объем полученных средств 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год Итого
Объем средств федерального бюджета, млн. рублей 2,40 2,91 2,49 2,79 2,91 3,24 2,28 2,4 более 20 млн. руб.
Количество человек, получивших поддержку за счетсредств федерального бюджета 68 75 61 72 81 73 65 71 566
Количество человек, получивших поддержку за счетсредств областного бюджета 16 32 35 46 46 46 46 46 303

 

С целью стимулирования лучших выпускников школ к получению высшего образования в нашей области и предупреждения оттока талантливой молодежи в другие регионы России Правительством области учреждены стипендии:

в размере 15000 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам ЕГЭ 100 баллов по трем и более предметам (до первой аттестации); студентам первого и последующих курсов, получавшим стипендию только в размере 15000 рублей, имеющим одну или несколько оценок «отлично» по всем предметам по итогам первой и последующих аттестаций;

в размере 10000 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам единого государственного экзамена 100 баллов по двум предметам (до первой аттестации); студентам первого и последующих курсов, получавшим стипендию только в размере 10000 рублей, имеющим одну или несколько оценок «отлично» по всем предметам по итогам первой и последующих аттестаций;

в размере 4330 рублей - студентам первого курса, набравшим по результатам ЕГЭ 100 баллов хотя бы по одному из предметов, и студентам первого и последующих курсов (также «стобальникам»), имеющим оценки «отлично» по всем предметам;

в размере 2500 рублей - выплачивается студентам первого курса, набравшим 250 баллов по трём предметам, студентам первого курса, являющимся медалистами, студентам первого и последующего курсов, имеющим только оценки «отлично» и «хорошо» по итогам предыдущих сессий.

В 2013 году по итогам десяти областных конкурсных мероприятий, проходивших в рамках нацпроекта, присуждены 16 областных премий по 5 тыс. рублей каждая. В числе лауреатов - учащиеся как образовательных учреждений (ВятГГУ, Вятского автомобильно-промышленного колледжа, детского дома д. Самоулки Свечинского района, детско-юношеских спортивных школ области и других), так и молодые специалисты кировских предприятий (завода «Маяк» и ОАО «ЛЕПСЕ»).

Награждение представителей талантливой молодежи дипломами и выплаты премий состоятся в декабре 2013 года, уточнили в департаменте образования.

В ноябре 2013 г. состоялись съезд учителей русского языка и литературы и российское литературное собрание. Представителями от Кировской области на этих мероприятиях были педагоги Вятской гуманитарной гимназии: заслуженный учитель России Елена Николаевна Кузнецова и победитель конкурса федерального уровня среди учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Светлана Александровна Окунева. В ходе форумов была создана общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей русского языка и литературы», необходимость которой давно обсуждалась в кругу словесников. Ассоциация ставит своей целью объединить усилия педагогов-филологов в деле формирования у широкого круга лиц, в том числе у представителей органов государственной власти и местного самоуправления, бережного и ответственного отношения к русскому языку, к наследию классической и современной литературы. Также в целях организации - создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания и их апробации.

Шесть учреждений начального, среднего и высшего (Вятский государственный университет) профессионального образования получили государственную поддержку на реализацию инновационных программ на общую сумму более 434 млн. рублей. На базе победителей конкурса учреждений НПО и СПО созданы ресурсные центры профессионального образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. За счёт средств федерального и областного бюджетов поддержана реализация 124 инновационных программ общеобразовательных учреждений.

Улучшение условий обучения в школах, стимулирование инновационной деятельности всех участников образовательного процесса способствовали повышению качества обучения и воспитания учащихся.

Увеличилась доля учащихся 10-11 классов, обучающихся по индивидуальным образовательным программам. Наблюдается позитивная динамика в сохранении контингента учащихся. Снизился отсев учащихся из школ до получения ими основного общего образования. Средний балл по всем предметам, которые выпускники сдавали в форме ЕГЭ, в области выше, чем по России.

Доступ к сети интернет позволил школам области широко использовать электронные образовательные ресурсы, участвовать в дистанционных проектах, а также включиться в систему комплексного электронного мониторинга «Наша новая школа». Реализуется план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде.

Модернизируются системы внутришкольного управления. Идёт процесс формирования экспертного сообщества. Активизировалось межведомственное взаимодействие. На территории области появились новые гражданские институты - областная общественная организация участников конкурса «Учитель года Кировской области», ассоциация инновационных образовательных учреждений Кировской области, ассоциация молодых педагогов Кировской области.

Развиваются сетевые, партнерские отношения, укрепляющие единое культурно-образовательное пространство в регионе. В целом, комплекс мероприятий проекта позволяет обеспечивать реализацию ключевых принципов модернизации образования: доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов.

марта 2014 года состоялось заседание Совета по реализации приоритетного национального проекта в свере образования и модернизации системы образования кировской области.

Как заметил заместитель главы департамента образования Александр Михайлович Измайлов, в 2014 году реализация нацпроекта будет проходить по двум основным направлениям. Первое - поддержка лучших педагогических работников (учителей, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, матеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин). С начала апреля часть преподавателей в номинации «Лучший учитель» будут претендовать на получение премии из федерального бюджета, остальные номинанты - на получение премии Правительства Кировской области. В конкурсном отборе могут принять участие учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Победители конкурсных отборов прошлых лет могут участвовать в конкурсе только через 5 лет.

В 2014 году в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 37 педагогов (в 2013 году - 32), из них 21 педагог участвовал в конкурсе впервые. Большая часть участников - педагоги городов и поселков городского типа.

В составе участников конкурса - 9 преподавателей начальных классов, 8 учителей математики, физики, информатики, 6 преподавателей иностранного языка, 7 - истории и обществознания, 4 - русского языка и литературы, 3 преподавателя биологии и географии.

Экспертная комиссия из 20 представителей различных ведомств и сфер деятельности, а также общественных институтов, оценивала учебные достижения конкурсантов, внеурочную деятельность, социальный опыт, использование современных технологий, наличие собственных методический систем, профессиональное развитие. В результате работы был составлен рейтинговый список из 8 человек, в который вошли три преподавателя английского языка, и по одному преподавателю физики, математики, истории, биологии, информатики. Участники конкурса, не вошедшие в рейтинговый список, будут рассмотрены при определении кандидатур на присуждение областных премий, отметил А.А. Галицких.

Вторым основным направлением реализации нацпроекта является поддержка талантливой молодежи. В рамках направления по господдержке талантливой молодежи установлены сроки проведения отбора региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках реализации ПНП «Образование» в 2015 году (а также сроки проведения экспертизы документов победителей и призеров конкурсных мероприятий для выдвижения на премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году).

Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. Иными словами, национальный проект - это не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Это катализатор системных изменений, которые назрели готовность, к которым, наконец, то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены. [17]

 


Заключение

 

Социально-экономические процессы - это постоянно изменяющиеся, непрерывные сложные явления, формирующиеся на макроуровне экономики и оказывающие одновременное воздействие как на экономическую, как и на социальную сторону жизни общества. Развитие социально-экономических процессов обеспечивает оптимальные решения для положительной динамики управляемых процессов, поэтому основной формой реализации социально-экономических процессов является разработка и принятия специальных государственных программ социально-экономического развития, после чего они реализуются на практике и контролируются.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти на региональном уровне принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства. Региональная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах, поэтому чем лучше и правильней будет подобран исследовательский метод для способа получения информации об объекте, тем лучше наилучший будет результат социальной политики на региональном уровне.

Благодаря программе «Социально-экономического развития» в Кировской области реализуются социально-экономические процессы. Программа нацелена на решение проблем и развития региона, при решении поставленных задач осуществляется комплекс мероприятий по определенным направлениям. Программа является антикризисным инструментом, позволяющим обеспечить окончательное преодоление кризисных явлений в экономике региона и подготовить предпосылки к переходу к динамичному инновационному развитию и диверсификации экономики области посредством поддержки ускоренного развития приоритетных и модернизации традиционных секторов специализации экономики региона, а также сохранение и развитие высокого качества человеческого потенциала области. Достижение целей Программы позволит максимально нивелировать отрицательные последствия мирового финансово-экономического кризиса в Кировской области, повысить эффективность социальной сферы и общественной инфраструктуры, активизировать институциональные преобразования, что станет основой для качественного роста уровня жизни населения Кировской области.

Наряду с программой «Социально-экономического развития» в Кировской области так же реализуется приоритетный национальный проект «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качественного образования, меняющегося по запросам общества и социально-экономическим условиям. Департамент образования Кировской области основной субъект ПНПО выполняет задачи поставленные Правительством Кировской области приоритетного национального проекта «Образование», смотрит за реализацией мероприятий, проводит конкурсы и т.д. для получения гражданами качественного образования.

Проект стартовал в 2006 году, Департаментом образования был проделан большой труд в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» помог многим реализовать себя: большое количество человек участвовали в различных мероприятиях и конкурсах, самые лучшие были награжденные различными премиями или наградами, кто-то наоборот обогатил себя новыми знаниями и прошел курс повышения квалификации, также помощь молодым специалистам выбрать правильный путь.

Но как бы ни был хорош этот приоритетный национальный проект, у него есть ряд недостатков, устранение которых, как я считаю, позволило бы повысить общую эффективность проекта: плановые показатели проекта включают в основном количественные характеристики финансового и материального обеспечения образовательных учреждений (дополнительные выплаты педагогам, гранты школам, поставки автобусов, подключение школ к сети Интернет и т.д.), но вопросы же модернизации системы образования недостаточно комплексно и последовательно отражены в параметрах проекта. К недостаткам приоритетного национального проекта «Образование» следует отнести отсутствие в его параметрах показателей, характеризующих конечные результаты, которые могли бы рассматриваться в качестве критериев эффективности проектных мероприятий, очевидно, что повышение уровня материального обеспечения системы образования и даже ее модернизация не являются самоцелью.

 


Библиографический список

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001 - 39 с.

2. Российская Федерация. Законы Кировской области. Закон Кировской области о программе социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы

.   Российская Федерация. Указы президента. Указ президента об основных положениях региональной социальной политики от 3 июня 1996 года №803 [Текст]: офиц. текст. - М.: Российская газета

.   Апостолова Т.М. Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации [Текст]/ Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 570 с.

.   Буракова Л.П, Социально-экономические процессы [Текст]/ Научные труды Академии Управления при Президенте Республики Беларусь. Выпуск 10. В трех частях. Часть 1. Экономика - Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 16-25 с.

.   Волгин Н.А. Социальная политика [Текст]/ Н.А. Волгин. - М.: «Экзамен», 2003. - 735 с.

.   Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]/ Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 184 с.

.   Лаврентьева И.П. Социальная политика в социальной сфере [Текст]/ И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев. - Ульяновск.: УлГТУ, 2009. - 129 с.

.   Маргулян Я.А. Социальная политика [Текст]/Учебник. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 236 с.

.   Романов В.Н. Исследование социально-экономических процессов в современной России [Текст]/В.Н. Романов. - Ульяновск.: УлГТУ, 2009. - 144 с.

.   Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов [Текст]/ Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 364 с.

.   Рой О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст]/Учебное пособие. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

.   Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических процессов [Текст]/ Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 189 с.

.   Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования [Текст]/ Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 239 с.

.   Педагогические измерения / Аванесов В.С. // Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода общественно-госудаственному управлению образовательной сферой: http://testolog.narod.ru/Obrazov42.html

.   Современные проблемы глобализации мирового хозяйства и социально-культурного развития человека [Текст]/ Игнатьева О.А. // Особенности социальной политики Росси на современном этапе развития рыночной экономики. - Казань. 2012.: http://kpfu.ru/publication? p_id=46172

.   Чурай Е.В. // Национальный проект «Образование» как элемент государственного механизма управления социальной сферой: http://conf.inexo.ru/национальный-проект-образование-как/

.   Чиновник. Стратегия национальных проектов: http://chinovnik.uapa.ru/en/issue/2006/01/01/

.   Комсомольская правда [Текст]/ В.В. Путин // Строительство справедливости. Социальная политика для России, 2012.

.   Российская газета. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №165-р г. Москва

.   Матненко А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/? matnenko.html

.   Сайт правительства Кировской области: http://www.kirovreg.ru

23. http://azbook.net/book/46-gosudarstvennoe-regulirovanie-yekonomiki/12-tema-9-gosudarstvennaya-socialnaya-politika.html

24. http://any-book.org/download/83793.html

.   http://xreferat.ru/84/2673-1-metody-issledovaniiy-social-no-ekonomicheskih-processov-v-regione.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...