Департамент Образования как основной субъект реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Фактически в каждой семье есть люди, которые пользуются образовательными услугами. Система образования встречает человека, когда он только входит в сознательную жизнь и выпускает его из своих ворот уже в достаточно зрелом возрасте. Но образование в нашей стране, подверглось в первые годы реформ серьезным негативным явлениям. Заработная плата педагогов находилась на низком уровне, ухудшилось состояние материально-технической базы учебных заведений. Национальный проект в сфере образования позволит изменить ситуацию, повысить жизненный уровень учителей и оснастить учреждения образования новой техникой и оборудованием. Будет сделан важный шаг к обеспечению реальной общедоступности образования и повышения его уровня. [18] Давно сказано, что образование для народа - самое важное, после хлеба. В XXI веке образование приобретает ещё более важное значение - начинается эпоха интеллектуальной и технологической конкуренции между странами, в глобальном масштабе. А в исторической перспективе потому шансов выжить будет больше у тех государств, население которых окажется более образованным. Ведь ни одна страна, - как справедливо говорил американский президент Джон Кеннеди - не может быть более развитой, чем развито ее образование. Отсюда легко понять приоритетность Национального проекта «Образование». [15] Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны отдельных проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин возникновения этих проблем заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан.
Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий. При разработке и реализации приоритетного национального проекта «Образование» использован так называемый проектный подход в управлении, в связи с чем представляет интерес общая характеристика признаков данного подхода, отличие его от других механизмов управления и программно-целевого планирования. Система планирования реализации приоритетного национального проекта в сфере образования включает следующие элементы: · параметры проекта (задачи, основные мероприятия, их целевые показатели и объемы финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации), утверждаемые президиумом Совета; · сетевой график приоритетного национального проекта, утверждаемый Министерством образования и науки РФ; · соглашения между федеральными министерствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта; · планы реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации; · соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта; · планы реализации приоритетного национального проекта в городских округах и муниципальных районах.
Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется на территории Кировской области с 2006 года. Предметом и целью приоритетных национальных проектов является не только улучшение материально-технической базы важнейших для общества отраслей и материального состояния их работников, но и одновременная модернизация самих основ функционирования общественных отношений в сферах, охватываемых действием проектов, поэтому его цель - поддержка лидеров, создание эффективной системы общего образования, отвечающей современным требованиям и запросам общества. Организация управления национальными проектами основана на широком привлечении общественности, представителей всех властных и социальных институтов в процессы выработки и реализации государственной политики национальных приоритетов, а также максимально возможном развитии всех форм координации и взаимодействия в достижении целей этих проектов. В рамках нацпроекта в Департаменте образования на конкурсной основе поддержаны лучшие педагогические работники, образовательные учреждения, обеспечивающие новое качество образования. Созданы условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. В массовую практику внедрены современные образовательные технологии, а также элементы новых управленческих механизмов (проектный подход, конкурсный отбор, грантовая поддержка). В результате этих мероприятий укрепилась материально-техническая база учреждений образования, в целом повысилась открытость образовательной системы, её восприимчивость к запросам общества. Департамент обеспечивает взаимодействие средней и высшей школы. 77 общеобразовательным учреждениям присвоен статус лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, спрофилированных на вуз, а также обеспечивающих образовательные потребности учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Обеспечено выполнение задачи, поставленной Правительством области, сформировать образовательный комплекс, способный эффективно решать задачи профессионального образования. Нормативные и правовые акты, разработанные департаментом образования и принятые законодательной и исполнительной властью области, позволяют реализовать гарантии получения гражданами качественного образования. Это прежде всего законы области «Об образовании в Кировской области», «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области».
Приняты меры социальной поддержки обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определены гарантии прав граждан на получение дошкольного образования. Департамент образования стремится придать образованию новые импульсы для развития и поддержания высокого уровня его качества. На это направлена реализуемая в Кировской области государственная программа «Развитие образования» на 2013-2015 годы. В 2011-12 учебном году на условиях софинансирования из федерального бюджета на территории Кировской области реализовались следующие направления приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО): 1. Выплата ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения классным руководителям: Проводились выплаты на сумму 134,465 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета 93,665 млн. рублей, за счет средств областного бюджета - 40,800 млн. рублей. По состоянию на 01.07.2011 7110 классным руководителям выплачено 68,45 млн. рублей, из них за счет средств областного бюджета 19,7 млн. рублей. 2. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов: На реализацию мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» было предусмотрено 5,0 млн. рублей из средств областного бюджета. На общую сумму 2,25 млн. рублей подключены рабочие места детей-инвалидов и учителей, а также им оплачен доступ к образовательным ресурсам сети Интернет. Средства пошли на создание условий для обучения по дистанционным технологиям 60 детей-инвалидов. Обучение прошли также 60 педагогов и 60 родителей. В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 22.06.2011 №151 (в ред. от 13.09.2011 №251) в 2011 году создано Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа «Кировский областной центр дистанционного образования детей» (далее - Центр). Утвержден Устав учреждения.
С 01.09.2011 года в Центре дистанционного обучения обучается 120 детей из 36 районов Кировской области (в начальных классах - 43, в среднем звене - 57, в старших классах - 20 человек). На основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения к 2013 году предполагается обучать 215 детей-инвалидов.
Таблица 2 - Количество детей-инвалидов, обучающихся в Центре.
3. Поощрение лучших учителей: В образовательной системе школьного образования города Кирова трудятся около 14 тысяч работников, более 3 тысяч учителей, учителей создающих высокий уровень образования в КО и России. Многие из них удостоены высоких наград и званий. . Поддержка талантливой молодежи: Привлечение в школу молодых учителей и закрепление их одна из задач управления образованием на каждом уровне. Отсутствие задорных, ищущих новое, инновационное молодых педагогов в наших солидных по возрасту коллективах негативно влияет на жизнь школы, создают дефицит кадров, а иногда вызывают непонимание, конфликты с обучаемыми и родителями. Управлением округа совместно с ВГГУ проведено анкетирование молодых учителей (стаж до 3-х лет) по теме «Проблемы адаптации молодого учителя». В вопросе, «Что вызывает удовлетворение в профессиональной деятельности?» - наиболее часто звучал ответ: творческий характер работы учителя и общение с учениками и коллегами, а проблемами жилье и низкая зарплата. С целью привлечения в школы молодых учителей оказываются меры социальной поддержки: · со стороны областного бюджета 6 должностных окладов и социальная выплата 100 тысяч рублей; · 50 студентам педагогических специальностей по договору с ДО осуществляются социальные выплаты в виде стипендий в размере 5 тысяч рублей; · организованы выплаты молодым специалистам со стороны городского бюджета; · Второй год ГУО и ЦПКРО организуется лагерь молодого учителя; · Ведется разработка областной целевой программы по предоставлению ипотечного кредитования;
· С февраля 2012 года действует областная программа строительства и предоставления служебного жилья работникам бюджетной сферы (получили служебное жилье 7 семей педагогических работников). · В июне этого года появилась городская ассоциация молодых педагогов. По источникам финансирования приоритетные национальные проекты отличаются от иных действующих форм программно-целевого регулирования тем, что основаны на объединении ресурсов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Отличительной чертой национальных проектов является и то, что формально их утвержденные параметры не предусматривают конкретных сумм финансирования из внебюджетных источников. Данный подход также позволит избежать одну из серьезных проблем, возникающих в практике реализации государственных и муниципальных целевых программ. Как правило, в указанных программах достижение целевых показателей ставится в прямую зависимость от конкретных объемов внебюджетного финансирования. При этом не учитывается то обстоятельство, что внебюджетные источники не являются до конца управляемыми. [22]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|