Понятие, свойства и символы судебной власти. Соотношение понятий «правосудие», «судебная власть» и «судопроизводство».
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Предмет, система и значение дисциплины «Судоустройство».
Судоустро́йство — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов. Судоустройство как наука (наука о судоустройстве это система взглядов о том, как должна развиваться судебная система и система правоохранительных органов, учитывая зарубежный опыт) Как отрасль права (отрасль права это совокупность правовых норм, которые регулируют те или иные общественные отношения) (Строгович рассматривал судоустройство как самостоятельную отрасль права как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу осуществления правосудия и отношения, складывающиеся в системе правоохранительных органов.) Судоустройство как учебная дисциплина (учебная дисциплина комплексная, которая изучает не только организацию и функционирование судов, но и деятельность иных правоохранительных органов) 2. Понятие и признаки правоохранительной деятельности, правоохранительных органов. Место суда в осуществлении правоохранительной деятельности.
Правоохранительные органы: суд, прокуратура, следственный комитет, адвокатура, нотариат, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, интерпол, и т.д. Эти органы (правоохранительные) осуществляют правоохранительную деятельность – один из видов государственной деятельности, который направлен на охрану прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, и государственных и общественных интересов. Признаки правоохранительной деятельности: · В процессе ее осуществления реализуется закон, т. е. применяется право (явл. разновидностью правоприменительной деятельности);
· Деятельность направлена на защиту или восстановление нарушенных прав; · Деятельность осуществляется не в любой, а только в строго установленной законодательством форме; · Законные и обоснованные требования, решения сотрудников правоохранительных органов и судей обязательны для исполнения всеми участниками, кот. они адресованы. Суд в данном случае занимает главенствующую позицию, а остальные вспомогательную функцию. И лишь суд окончательно судит о праве, о виновности или невиновности, о целесообразности, о размере и виде наказания и т.д.
Классификация нормативных правовых актов по судоустройству и организации правоохранительных органов. Также выделяют НПА: а) международные (Конвенция о правах ребёнка Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.); б) национальные (общие и кодифицированные) По юридической силе источники подразделяются на следующие виды: 1) Конституция Республики Беларусь (Конституция РБ) — основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и правоохранительных органов; 2) кодексы, основным из которых для «Судоустройства» является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Также сюда относятся Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь., Гражданско-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и др.;
3) законы: «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел», «Об органах государственной безопасности», «Об адвокатуре», «О Конституционном Суде в Республике Беларусь», «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и др.; 4) декреты и указы Президента Республики Беларусь:. Декрет Президента от 3 мая 1997 г. № 12 «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», Указ от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» и др.; 5) постановления Совета Министров Республики Беларусь: постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1605 было утверждено положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь, Постановлением Совета Министров от 6 февраля 2007 г. № 150 утверждена Инструкция о порядке формирования и организации работы с резервом кадров судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь и др.; 6) нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов (в том числе заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь). К источникам судоустройства следует отнести и ведомственные нормативные акты, регулирующие делопроизводство, вопросы статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, положения и пр. Понятие, свойства и символы судебной власти. Соотношение понятий «правосудие», «судебная власть» и «судопроизводство». Профессор Мартинович под судебной властью понимала систему независимых судов, призванных от имени гос-ва осуществлять правосудие и разрешать судебные споры в судебных заседаниях. Профессор Борико под судебной властью понимал систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению правовых споров и применению мер государственного принуждения к лицам, виновным в совершении преступления.
Символы судебной власти: герб, флаг, молоточек, мантия. Само слово «правосудие» переводится с латинского как «справедливость» и обозначает «судить на основе права по закону, по совести». В современном мире существуют две точки зрения насчет правосудия: 1. Самостоятельный вид государственной правоприменительной деятельности. 2. Основная функция судебной власти, которая заключается в рассмотрении и разрешении дела. В зависимости от категорий рассматриваемых судом дел различают: уголовное, гражданское, экономическое, административное и конституционное правосудие. Правосудие и судебная власть близкие, но не идентичные понятия. Судебная власть более широкое понятие, которое включает в себя, кроме правосудия, и иную деятельность, например: прием граждан председателем суда, ведение архивного делопроизводства, анализ судебной практики, судебной статистики, и т.д.
Конституционные основы судебной власти (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, презумпция невиновности, право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь). Конституционные основы (принципы) судебной власти- основополагающие идеи, руководящие принципы о том, как должна быть организована судебная власть в том или оном государстве. Принципы: · Принцип законности (Суд и судьи должны подчиняться закону) · Осуществление правосудия только судом (Образование чрезвычайных судов запрещено(3-ки, 4-ки как в СССР)) · Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел судом. Судья единолично рассматривает большинство дел, но есть исключения, когда дела рассматриваются коллегией судей. В РБ предусмотрено 2 варианта коллегиального рассмотрения дел: 1. Один профессиональный судья + 2 народных заседателя = судебная коллегия по рассмотрению уголовных дел, о преступлениях в которых обвиняемый является несовершеннолетним лицом. Уголовные дела за которые предусматривается наказание в виде лишения свыше 10 ЛЕТ.
2. Три и более профессиональных судьи. Пример: в суде кассационной инстанции дела рассматриваются в составе 3-х профессиональных судей. Дела в надзорной инстанции рассматриваются в составе 3-х и более профессиональных судей. !!! Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиально, т к в составе Конституционного суда 12 судей и каждое дело рассматривается коллегиально. · Язык судопроизводства. Рассматривание дел в суде может осуществляться на 2- х гос. языках РБ. Если какой-либо участник судопроизводства не владеет этими языками, то ему должны бесплатно предоставить переводчика. · независимость судей и подчинение их только закону. Все судьи при осуществлении правосудия являются независимыми, в конституции и кодексе о судоустройстве и статусе судей предусматривается гарантия судебной независимости: - особый порядок назначения судей на должность - ответственность за нарушения порядка в судебном заседании - надлежащие социальное и материальное обеспечение судей - неприкосновенность судей - тайна совещательной комнаты Судьи назначаются Президентом РБ по представлению председателя Верховного Суда РБ – судьи общих судов, судьи Конст. суда РБ(6 През. РБ, 6 Советом Республики) · презумпция невиновности – никто не может быть признав виновным в совершении преступления, до тех пор пока его вина не будет установлена приговором суда. · Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон. Природа состязательности состоит в не совпадении интересов сторон. · Гласность. Любой человек в праве присутствовать в судебном заседании(достигший 16 лет), но из этого правила есть исключение, когда судебное заседание является закрытым. Категории дел закрытых судебных заседаний: - дела о половых преступлениях. - дела при которых может быть разглашена гос. тайна. - дела при которых необходимо обеспечить безопасность кого-либо из участников. - когда об этом ходатайствует(просит) сам участник процесса · право граждан и организаций на юридическую, в том числе, адвокатскую помощь · доступ к правосудию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|