Конституционный Суд Республики Беларусь: состав, порядок формирования, компетенция.
Статья 19. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 20. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Статья 21. Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь. Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Статья 22. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения: о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь; о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь помимо компетенции, предусмотренной частями первой и второй настоящей статьи: в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, - до подписания этих законов Президентом Республики Беларусь; по предложениям Президента Республики Беларусь принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь; по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства; по предложениям Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
по предложениям Президента Республики Беларусь проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов; принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности; принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Государственные органы, не указанные в частях первой и третьей настоящей статьи, иные организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обращаются с инициативой о внесении предложений, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду Республики Беларусь, к Президенту Республики Беларусь, органам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь таких предложений. Инициативные обращения подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством. Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений. Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Беларусь в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.
Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь порядок осуществления конституционного судопроизводства определяется законом. Вопросы организации подготовки и проведения заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, обеспечения условий для осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь и его судьями своих полномочий, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, порядок и формы участия Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, не урегулированные настоящим Кодексом и иными законодательными актами, регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, утверждаемым Конституционным Судом Республики Беларусь. Статья 24. Заключения, решения и иные документы Конституционного Суда Республики Беларусь По вопросам, указанным в частях первой и второй статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения. По вопросам, указанным в части третьей статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает решения. По вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь принимают определения. Обращения Конституционного Суда Республики Беларусь к государственным органам, иным организациям, должностным лицам излагаются в форме запросов и представлений. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа. Определения, запросы и представления Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом Республики Беларусь. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами. Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Статья 25. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь: организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь; председательствует на заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь; организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь; осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь, утверждает в пределах установленной численности работников структуру Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и штатное расписание Конституционного Суда Республики Беларусь; вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда Республики Беларусь; вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные организации, должностным лицам предложения по совершенствованию законодательства, а также об устранении нарушений законодательства; представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными; ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь: осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей; руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей; организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь; ведет личный прием граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Статья 27. Научно-консультационный совет при Конституционном Суде Республики Беларусь При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.
Районные (городские) и специализированные суды: образование, реорганизация и прекращение деятельности, состав, компетенция, компетенция председателя. Областные (Минский городской) суды: состав, компетенция, компетенция председателя. Верховный Суд Республики Беларусь: состав, компетенция, компетенция председателя. Районный (городской) и специализированный суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.) образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Районный (городской) суд — представитель низшего, самого многочисленного звена системы судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд, а также специализированный суд образуется в: районе; городе областного подчинения, не имеющем районного деления; районе города. Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов. Районный (городской) суд: 1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях; 2) рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений; 3) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 4)осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Количество судей для каждого районного (городского), специализированного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь. Суды состоят из председателя суда, судей, народных заседателей. При наличии пяти и более судей в нем вводится должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного (городского) и специализированного судов вводится должность второго заместителя председателя суда. Председатель суда (его заместитель) назначается на должность сроком на пять лет Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Председатель суда (его заместитель) рассматривает и разрешает дела в судебных заседаниях, организует работу суда, руководит работой аппарата суда и осуществляет другие полномочия. В районном (городском), специализированном суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебного заседания, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировано-множительной техники, судебный исполнитель и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|