Ролевые игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению 1.1 Ролевые игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие 1.2 Игра, как средство развития интереса к изучаемому языку 1.3 Некоторые актуальные пробелы современного обучения иностранным языкам Глава 2. Цели обучения иностранному языку Глава 3. Обучение говорению с применением ролевых игр Глава 4. Речевое и неречевое поведение учителя, исходя из требований к уроку Заключение Список использованной литературы Введение
Объектом данного исследования являются ролевые игры как прием обучения иноязычной речи. Цели и задачи исследования заключаются в формировании умений и навыков которые оказывают развивающее действие на школьников. Использование ролевых игр в обучении иностранному языку вносит определенную лепту в воспитание учащихся как всесторонне развитых и социально зрелых личностей и дает им возможность приобрести практические навыки и умения. Данная работа состоит из двух основных частей, каждая из которых характеризует определенные темы данной главы. Таким образом, первая глава связана с ознакомлением ролевых игр и их влиянием на обучение иноязычной речи учащихся. Вторая глава дипломной работы посвящена принципам обучения иностранному языку. В заключении приводятся основные выводы по проведенному исследованию. Исследование данной темы не является новым оно достаточно развито известными учеными и лингвистами, но, не смотря на это, тема не теряет своей актуальности. ролевая игра урок иностранный Глава 1. Игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению
Ролевые игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие
Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимоотношение. Ролевые игры. . Сходное или различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий ход игры: участники образуют пары. Им вручают карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках является общим, а какие различными. Обсудив по 3 карточки, играющие меняются местами и продолжают работу с другими картинками. . Близнецы. Цель: активизация навыков и умений порождение монологических высказываний типа описание доказательства, сравнения и включения их в диалог. Ход игры: Все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки и задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу. . Головоломка. Цель: формирование навыков и умений связного высказывания с элементами рассуждения и доказательства. Ход игры: один из играющих получает открытку, второй - части такой же открытки. Первый играющий должен объяснить второму, как соединить части и сложить открытку. . Какие различия? Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения. Ход игры: участники игры делятся на пары, один играющий получает картинку, второй - такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается. . Эпифильм (комикс). Цель: формирование навыков и умений составления цельного, связного, логичного монологического высказывания (текста).
Ход игры: обучаемые работают в парах. У каждого из них имеется набор картинок к эпифильму. Не показывая их друг другу, играющие должны описать их так, чтобы получился сюжет эпифильма. . Поиск информаций. Цель: активизация пачковых речевых действий и вопросно - ответного коммуникативного взаимодействия. Ход игры: играющие делятся на группы. Каждый получает набор информационных карточек. Ведущий группы читает вопросы, обучаемый определяют истинную или ложную информацию на карточках. . Сооружение. Цель: активизаций навыков и умений порождение цельного и связанного высказывания типа изложения, описания, объяснения, инструкции. Ход игры: преподаватель с помощью строительных кубиков строит маленькое сооружение и показывает его одному играющему от каждой группы. Затем он закрывает это сооружение от играющих. Возвратившись к группе, играющий рассказывает, что это сооружение и как его строить. Группа строит это сооружение по описанию. Когда работа закончена, оригинал сравнивается с тем, что сделано в группах. . Выполни и передай задание. Цель: тренировка навыков и умений иноязычной речевой деятельности на основе не однократного повторения подлежащего усвоению языкового материала. Ход игры: преподаватель предлагает играющему представить себя в роли известного киноактера, писателя и т.д., и сообщить, как бы они выглядели, чем бы занимались и. т.п. . Качество характера. Цель: формирование навыков и умений выбора и аргументаций в иноязычном общении и дискуссии. Ход игры: на доске записываются слова, обозначающие качества характера человека, каждый играющий должен назвать качество, которые он ценит в человеке больше всего или меньше всего, а затем рассказать о своём друге который обладает этими качествами. . Лестница. Цель: активизация …………. Восприятия иноязычного материала и формирование языкового чутья. Ход игры: играющие рисуют лестницу из девяти ступенек. Преподаватель просит их написать на ступенях слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, и расположить их по степени экспрессивности, а так же обосновать предлагаемую последовательность. . Прием на работу. Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии. Ход игры: играющие делятся на группы. Каждая группа должна решить, кого выбрать на вакантное место. Обсуждаются четыре заявления. Ведущий каждой группы объясняет выбор. На основе сопоставления представляющий в процессе дискуссии всеми играющими принимается окончательное решение.
. Приоритеты. Цель: формирование навыков и умения выражения различных коммерческих намерений и аргументации в иноязычном общении. Ход игры: игрокам предлагаются различные суждения, утверждения, точки зрения по определенным проблемам. Они должны выбрать из них наиболее правильные и объяснить их выбор. . Реклама. Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии по заданной теме. Ход игры: каждая пора играющих получает какое-нибудь рекламное объявление. Играющие должны обсудить его содержание, выяснить, какие свойства и качества рекламируемого товара являются наиболее привлекательными для покупателя. . Секретная тема: Цель: практика иноязычного общения в форме дискуссии поз………. Ход игры: играющие делятся на пары. Каждая пара выбирает для себя тему дискуссии: не объявляя тему, играющие начинают обсуждать ее. Остальные участники игры должны угадать тему дискуссии. . Четыре слова. Цель: практика ин……. О…… в форме дискуссии по заданной теме. Ход игры: обучаемым предлагается записать четыре и более важных слова и попытаться объясниться, используя только эти слова. Обмениваясь постепенно словами, обучаемые должны составить все более полные речевые высказывания. . Альтернатива. Цель: активизация используемой речи в проблемных ситуациях. Ход игры: преподаватель предлагает играющим проблемные ситуации. Участники игры должны придумать альтернативные действия в условиях этих ситуаций. . Янтарное ………. Цель: практика дискуссии на иностранном языке и синхронизация речемыслительной деятельности и иноязычной речи. Ход игры: один из играющих получает записку, а затем, с помощью вопросов разыскивает ее автора. Остальные пытаются по возможности угадать содержание записки. Когда автор записки найден, играющие обсуждают ее содержание.
. Тема разговора. Цель: практика ролевого речевого поведения. Ход игры: каждый играющий заполняет карточку, где фиксирует придуманные им данные, которые позволили бы судить о роде его занятий, увлечениях, семьи и т.д. Ведущий из числа обучаемых собирает карточки и объявляет тему разговора, затем задает вопросы участникам игры, которые в свою очередь задают вопросы ему. Противоречия. Цель: практика ролевого речевого поведения. Ход игры: преподаватель задает различные ситуации, в которых играющим предлагается выяснить мнение товарищей, изложить и отстоять свое, найти способ решения противоречий, поспорить и найти общую или приемлемую точку зрения. Участникам игры вручается карточка ролевого поведения, на которой записываются фразы, словосочетания, слова, опорные мысли, необходимые для проигрывания задаваемых преподавателем ситуаций. . В клубе филателистов. Цель: практика иноязычного речевого общения на основе совместной деятельности обучаемых, определяющей ролевое речевое поведение участника игры. Ход игры: играющим сообщается порядок работы клуба, клуба филателистов или любителей музыки, вручаются карточки ролевого поведения, объясняются ситуации совместной деятельности. Сначала они работают в парах в заданной ситуации, затем переходят к общей дискуссии. . Анкета. Цель: практика ролевого речевого поведения в конкретной ситуации. Ход игры: играющие получают карточки ролевого поведения и анкеты для приема на работу. В процессе игры выполняются различные варианты ролевого речевого поведения, ………… речевые формулы, выражение желания и нежелания, готовность и отказ дел ч. л. . Программа концерта Цель: практика совместной речевой деятельности на основе межролевого взаимодействия в ходе иноязычного общения. Ход игры: играющим предлагается составить программу концерта (телепередачей, показа достопримечательностей). Им вручаются карточки ролевого поведения, содержащие варианты предложений для включения в программу и различные образцы высказываний, выражающих мнение и самомнение, оценку, подсказку, совет, осведомленность и т.д. . Блиц-разговор. Цель: стимулирование связной спонтанной иноязычной речи. Ход игры: играющим предлагается обсудить заданную тему в течении установленного времени, используя варьируемые в контексте ими ситуации ключевые фразы (предложения, речевые образцы). Начало. . Игра - это приём овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Игра как ведущая деятельность у детей определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. В игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает и ведёт за собой развитие.
Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в природе, ибо игра - это всегда эмоции, активность, внимание и воображение. В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть: . формирование определённых навыков; . развитие определённых речевых умений; . обучение умению общаться; . развитие необходимых способностей и психических функций; . познание (в сфере становления собственного языка); . запоминание речевого материала. Формы игры чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накоплен опытом людей. К обучению приспособлены карточки, загадки, конкурсы, лингвистические игры, и всевозможные жизненные события, а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведение людей. Приведём примеры некоторых игр: Речь как цель и как средство обучения. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. Ориентация современной методики обучение иностранным языкам на принцип коммуникативности предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой "совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых нами учащемуся, необходимых и достаточных для того, чтобы он правильно осуществлял речевое действие в соответствии с намеченной нами ком-й задачи: . К указанным условиям относят: мотивационно-целевые факторы, общий контекст деятельности, роли, взаимоотношения коммуникантов, их количество, тему разговора, ком-е задачи. То или иное изменение этих условий влияет на продукт речевого действия, его цель, программу, операционную структуру. Это делает учебно-речевые ситуации незаменимыми при решении большого количества задач, возникающих в процессе обучения иноязычному устноречевому общению. Устно-речевая ситуация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке только в том случае, если она близка каждому учащемуся по тем составляющим, которые учебно-речевая …………. включает, по деятельности, которую она призвана обслужить, по способу её формулирования, по характеру коммуникативной задачи и так далее. Следовательно, при подборе и распределении устно-речевой ситуации учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Однако известно, что неповторимая индивидуальность каждого человека складывается из совокупности бесчисленного количества свойств. В процессе поисковой работы определены такие индивидуальные особенности, которые наиболее существенны при обучении иноязычному устноречевому общению и доступны для диагностики учителя. Эту группу особенностей составляют: особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности), поскольку опора на них позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации: социокультурные, возрастные особенности, коммуникативная компетенция, эмоциональность, его индивидуальность. Учёт этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для подготовки школьников к естественной коммуникации. Подбор и распределение условно-речевых ситуаций с учетом выделенных индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю: создавать более комфортную обстановку для обучения иноязычному устно-речевому общению на уроке; компенсировать по возможности отрицательные проявления интраверсии в общении, стремление к повышенному доминированию в общении. Этих целей можно достигнуть, если при формировании речевых навыков и умении дифференцировать распределение ролей коммуникативных задач, предметно-содержательного аспекта условно-речевых ситуаций. Дифференциация при распределении ролей для экстравертов. А) Роли, позволяющие создать комфортные условия для формирования навыков. . Желательна частая смена ролей, требующих одинаковых текстовых характеристик. В этом случае проигрывание новых ролей способствует поддержанию интереса экстравертов к выполняемой деятельности. Исполнение же закреплённых за учащимися ролей (проговаривание однотипных текстов) позволяет формировать гибкие и прочные навыки. . Рекомендуются роли, проигрывание которых позволяет экстравертам подвигаться, избежать усталости, утомления. Б) Роли, позволяющие при необходимости корректировать отрицательные проявления индивидуальных характеристик в общении. . необходимо сбалансированное распределение ролей, требующих повелительных конструкций и интонаций, а также ролей, содержащих выражение просьбы, согласие и т.п., для экстравертов, стремящихся к повышенному доминированию к общению. . Это роли рассудительных, неторопливых персонажей, высказыванием которых присущи логичность и последовательность. Для интравертов: А) Роли, позволяющие создать комфортные условия для формирования навыков. . Роли персонажей, особенности иноязычного речевого поведения которых хорошо известны ученику: роли персонажей учебника, героев литературных произведений, социальные роли. . Роли персонажей, имеющие яркие индивидуальные черты, для изображения которых интраверту не требуется прилагать больших усилий. Б) Роли, позволяющие при необходимости корректировать отрицательное проявление индивидуальных характеристик в общении. . Роли, требующие внешнего проявления эмоций, переживаний, использования мимики, жестикуляции. . Роли активных в общении персонажей. . Роли персонажей, руководящих групповым общением: руководителя предметного кружка, телеведущего, директора во время проведения совещания и т.п. Ролевые игры в обучении иноязычной речи. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию ком-й деятельности учащихся. Исследователи разработали определённые правила ролевых игр, а именно: учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль; участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли; участники игр должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не как их закрепление. Помимо перечисленных правил выделяют пять категорий ролей: . Врожденные, т.е. определение пола и возраста участника игры, . приписанные, т.е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе, . приобретенные, т.е. конкретизирующие профессию, . действенные, т.е. предлагающие круг действий в данной ситуации, . функциональные, т.е. определяющие функции общения. В ролевой игре выделяются три этапа: подготовительный; собственно игру; заключительный. Подготовительный этап предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащегося с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. После проведения игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т.д.). В зависимости от сути занятия и уровня подготовленности учащегося ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе. Ролевая игра в парах - самый простой вид ролевых игр, здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны записывать, задавая друг другу вопросы. Ролевая игра в подгруппах - могут проводиться по-разному, подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне - когда все участники разыгрывают дискуссию и др. Итак, анализ литературы показывает, что ролевая игра: это обучение в действии, повышающее качество обучения; это в высшей степени мотивирующий фактор, так как игра вызывает интерес учащегося, особенно в плане непредсказуемости развязки; дает учащемуся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной, конкретной ситуации; сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. Навыки и умение в обучении иноязычному говорению Проблема навыков и умение актуально потому, что они лежат в основе любого обучения, навыки позволяют освободить внимание человека от необходимости контролировать промежуточные операции и перенести это внимание на контроль более сложных и ответственных действий, а так же на результат всей деятельности в целом. Для анализа речевых навыков и умений рассмотрим подробней особенности устной речевой деятельности. Устная речевая деятельность порождает произведение речи, которое наблюдается в виде "потока речи" (speech flow). Поток речи разделен на фрагменты более или менее продолжительными паузами, что характеризует "не плавную речь" (nov-fluent speech). Значение пауз в потоке речи велико потому, что они позволяют наглядно "увидеть" навыки и умение в говорении. Если пауза перед определенным отрезком речи сокращается, значит данный отрезок не требует концентрации внимания и произноситься с качеством навыков. Если пауза удлиняется, значит, отрезок нестандартен, требует внимания, обдумывания и произноситься с качеством умения. Итак, речевые навыки и умения - это качество совершения операций и действий в процессе решения комплексно-познавательной задачи. Для решения проблемы формирования речевых навыков и умения в единстве с языковыми автоматизмами важно решить, что чему подчиняется. Рассмотрим некоторые практические способы обучения, поскольку без практического решения всякие рассуждения о природе навыков и умений теряет свою актуальность для учителей. Например, учителю нужно обеспечить тренировку в грамматической структуре вопросов типа общих вопросов. Это можно сделать обычным путем, подставляя необходимый вспомогательный глагол, задавая вопросы к картинке и т.д. Вместе с тем можно соединить тренировку структуры с решением комплексно-познавательной задачи в упражнении типа Opinion poll. Для этого каждый ученик получает один вопрос, который он задает всем остальным учащимся в классе. Учащиеся задают друг другу "свой вопрос", свободно перемещаясь по классу и коротко записывая ответы. После опроса школьники подводят итоги полученных ответов и сообщают о них. В такой работе одновременно отрабатываются и форма вопроса (каждый ученик задает свой вопрос столько раз, сколько учащихся в классе), и способ решения задачи. Обучение грамматической стороне устной речи, не редко связанное с формированием соответствующих автоматизму, может эффективно осуществляться в осмысленном контексте. Например, учащимся предлагается фраза: The room looks quite different now, которую необходимо дополнить другими фразами. В результате школьники строят следующие высказывания, дополняющие и объясняющие предложенную фразу: I have fiddled it. I have switched on the light, we have redecorated it, My friend has brought me flowers. Грамматическое явление, выбираемое для тренировки, могут отрабатываться в рассказе учащегося. Для тренировки Past Simple Passive учащимся можно предложить составить рассказ на тему "My stories of the Old Castle". Школьники могут составить следующий рассказ: The castle was built many, many years ago. Many wars were fought around т.д. Речевые умения формируются в условиях решения более сложных речемыслительных задач, где требуется не только описание и повествование, но и интерпретация, разные виды рассуждения и т.д. Учащимся можно предложить следующие задания: Compare (fiud the similarities) and contrast (spot the difference between) pictures. Speak on a topic and justify your view. Описывая, интерпретируя и рассуждая учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Итак, для обучения иностранным языкам существенное значение имеют речевые навыки и умения, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а так же языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое обслуживание речемыслительной деятельности. Речевые навыки и умения а так же языковые функционируют в продуктивной деятельности человека, осуществляемой в общении. Их развитие возможно, если воссоздать на уроке реальные условия общения и обучать эффективные коммуникации через формирование соответствующих навыков, умений и автоматизма как единого комплекса свойств. Эти психологические образования зависят от условий их становлений, они развиваются постепенно и лучше всего в условиях положительного подкрепления, предполагают не только вызванные реакции, но и инициативные действия, вовлекли в познавательную деятельность, связанны с планами и структурами гибкого поведения человека, позволяют активно взаимодействовать с окружающим миром и воздействовать на него, предают иноязычной речи свойства высших психических функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|