Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общинные формы социальной работы




Введение

 

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем что, в качестве общественного явления социальная работа известна человечеству на всем протяжении истории. С появлением государства дело оказания социальной помощи усложняется системными свойствами (законы, регламенты, учреждения и т.п.), политическими мотивами.

Государственный подход к жизни отдельного человека выработал определенную стратегию жизни, идеология которой постепенно приняла формы социального иждивенчества. Активизация процессов благотворительной деятельности и процессов взаимопомощи началась с 90-х годов, что связано с разрушением государственности СССР. Для этого времени характерны структурные изменения не только производственных, но и социальных отношений. Либерализация цен, массовая безработица в результате производственных высвобождений, разрушение устаревших институтов воспитания и здравоохранения, отсутствие новых социальных программ и финансирования по старым в данных направлениях приводит к воспроизводству тех социогенетических механизмов общественного выживания, которые актуализируются в пандемических обстоятельствах (о чем еще в прошлом писал А. Якобий).

Объектом в данной работе будет выступать отечественная теория социальной работы. Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготовленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством.

Предметом данной курсовой работы будет национальное своеобразие социальной работы и зарубежное влияние на нее. Мы являемся свидетелями значительных политических, экономических, социальных и культурных изменений, происходящих в Восточной, Западной и Центральной Европе. Особой масштабностью и глубиной эти изменения отличаются в бывших социальных странах, из которых Россия представляет собой наиболее крупную и влиятельную. Эти изменения сопряжены с возникновением принципиально новых проблем. Существовавшие ранее системы социального обеспечения стали разрушаться, будучи неспособными обеспечить экономическую, социальную и психологическую защиту многим группам населения, оказавшимся в последние годы в трудном положении. В качестве своеобразной реакции на такую ситуацию в среде политиков, работников социальных служб и исследователей усилилось стремление к поиску новых путей удовлетворения возникающих потребностей населения. Это стремление поддерживалось и стимулировалось расширяющимися контактами с Западной Европой и США, открывшимися возможностями доступа к накопленному на Западе опыту в данной области и к литературе по указанным проблемам. Социальные работники обычно сами не определяют социальную политику, хотя могут и должны пытаться влиять на ее формирование. Будучи сотрудниками соответствующих агентств, социальные работники тем не менее должны чувствовать себя в первую очередь защитниками уязвимых групп населения.

На Западе важным компонентом социальной работы является убежденность в том, что чаще всего социальный работник бывает не вправе решать за других людей, что им нужно, и должен позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их более всего устраивает. Как правило им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.

Целью данной работы является изучение развития отечественной теории, ее национальное своеобразие и зарубежное влияние социальной работы. Рассмотрение зарубежных технологий которые основываются на том, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

 

 


 

Анализ развития отечественной теории социальной работы

Общинные формы социальной работы

 

Самой первой формой общественной организации являлся род. Вот что рассказывает об организации первобытного общества историк Ю.В. Кнышенко: «Род был спаян взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите и отмщении обид. Право членов рода на материальную помощь со стороны сородичей, удивительное гостеприимство не порождало лодырей, все трудились в меру своих сил и способностей. Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу».

Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община. Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей.

Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями. Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были: культовые с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные.

Для древнейших славян были характерны общинные принципы жизнедеятельности, определенные формы защиты и поддержки, напримеркруговая порука - «вервь». Всей общиной заботились о стариках, если они оставались одинокими или без помощи семьи. Для них выделялась земля, на которой они работали. В случае если старики не в состоянии были возделывать ее и обеспечивать себя продуктами питания, члены общины брали их на постой на несколько дней. Интересные формы помощи были и в отношении детей-сирот.

Их усыновляли внутри родовой общины, как правило, люди пожилого возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством, или лишенные наследников. Другой формой поддержки была общинная, мирская помощь, когда ребенок, как и старики, переходил из дома в дом на кормление. Вдовам оказывалась помощь продуктами, выделялась земля, на них распространялись виды призрения, как и на стариков. Основой хозяйственных форм помощи и взаимопомощи становиласьвзаимовыручка. В экстремальных ситуациях (пожаре, наводнении и др.) людям оказывались «помочи». В случае болезни взрослых членов семьи поддержку можно было ожидать от соседей, они приходили в дом помочь по хозяйству, приготовить еду, присмотреть за детьми, накормить скот. Такая форма поддержки называлась «наряды миром». Еще одна форма активной помощи -толоки. Несколько семей объединялись, чтобы совместно обрабатывать землю, убирать урожай, заготавливать сено. Распространена была также помощь молодым семьям в постройке дома. Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются основные праформы помощи и взаимопомощи. На этой стадии реципрокные и редистрибутивные отношения получают свое общественное признание, формируется древнейшая практика поддержки на основе сакральных смыслов, аграрно-магических культов, общинных норм поведения и ценностей, происходит оформление групповых форм помощи по отношению к таким основным субъектам, как старики, вдовы, дети.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...