Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период сословной благотворительности




 

Принятие христианства в 988 г. - как считал русский историк В.О. Ключевский - заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способствовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль главной религии. С принятием христианства - появляется церковь - значимый фактор и организатор помощи нуждающимся; Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь. Этапы помощи:

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают два этапа своего становления.

1. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

2. Второй период - со второй половины XII по XIII в, включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира. В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. - определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь. В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство. В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства,

строительством городов,

помощь в строительстве церквей

защитой мигрантов,

помощь нищим

освобождение холопов для спасения своей души

захороненение погибших от набегов кочевников

в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам.

Строительство больницы и богаделен.

Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Основными объектами помощи становятся: - больные, - нищие, - вдовы, - сироты. Возникают и новые субъекты помощи:

князь,

церковь,

приходы,

монастыри.

Обозначились основные направления помощи и поддержки:

княжеская,

церковно-монастырская,

приходская благотворительность,

милостыня.

Духовенство было свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т.е. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Выделяется монастырская и приходская помощь.

Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные - Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.

Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы.

В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим: они осуществляют самую разнообразную поддержку - от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания (священники за символическую плату обучают детей).

Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин:

Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Например помощь женщинам: князья - Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения - нищих, убогих, вдов, сирот - явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты. В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа - вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Первый этап княжеской социальной помощи, наименее защищенных слоев населения несет в себе языческие и христианские тенденции. В этом симбиозе формируется княжье право в отнощении защиты и «наряда» людей, не связанных с семейно-родовыми отношениями: вдов, сирот, прощеников и прочих людей церкви. Изменение социальных отношений к середине Х в. приводит к тому, что «отдельные индивиды могли отказываться от коллективной ответственности: не вкладываться в дикую виру, теряя тем самым помощь и защиту со стороны родичей». (Причины отхода от родовых связей могли быть различными.) Постепенно старая система социальной защиты разрушается и «повышается общественно-устроительное значение князя и дружины». Русская Правда Ярослава Мудрого так отражает эти тенденции - под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Создавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от сторонних государственных сил. Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным родственными отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, но затем происходит отчуждение реципрокных и редистрибутивных связей между князем и нуждающимся. Это произошло тогда, когда стала осознаваться невозможность со стороны княжеской власти единолично осуществлять христианское социальное реформирование, так как общество было неоднородным, и в нем существовало двоеверие. Противостояние веры языческой и христианской практически приводило к противостоянию уклада, что, в свою очередь, приводило к невозможности «рядить» по законам, которые также должны иметь не только свои положения, но и своего правового субъекта.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...