Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика в социальной сфере XIX - XX в.




Данный период обусловлен сложными социальными, экономическими и политическими преобразованиями в стране. Выбор данного периода обусловлен становлением, развитием посредством реформирования и модернизации достаточно сложных в правовом регулировании общественных отношений - здравоохранения, образования, труда, пенсионного обеспечения, которые определили основные направления государственной политики Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Государственная политика Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века не была признана как правовой инструмент в разрешении сложных отношений в социальной сфере. В юридической доктрине дореволюционного периода деятельность российского государства, направленная на удовлетворение материально-духовных потребностей общества, не признавалась «социальной политикой». Учения о социальной политике как таковой, возникшие во второй половине ХIХ века в кругах немецких ученых, были чужды российским исследователям, так как условия и предпосылки возникновения социальной направленности в действиях государственной власти рассматривались с узкой позиции - рабочего и крестьянского вопроса.

Поэтапное признание и закрепление прав личности в социальной сфере предопределили развитие основных направлений государственной политики России в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века. Первый этап (1861-1881 гг.). - период, в течение которого закрепляется право личной свободы крестьян с формированием института частной собственности на землю, в отдельных сферах трудовые отношения приобретают правовую форму, учреждаются органы местного самоуправления, которые позволили расширить доступ населения к социально значимым объектам - здравоохранению, образованию. В сфере образования был отменен принцип сословности, что позволило направить образование в новое русло развития.

Второй этап (1881-1890 гг.). Данный этап характеризуется реформами, вызванными политическими волнениями в стране, которые имели как позитивное, так и негативное значение в определении характеристик и результатов государственной политики Российской империи в социальной сфере. На втором этапе автором особо отмечается становление и прогрессивное развитие фабрично-заводского законодательства, которое позволило значительным образом улучшить правовое положение рабочего класса. В период 1881-1890 гг. изменяется направление социальной деятельности в области образования путем внедрения в образовательную сферу сети церковно-приходских школ и финансовой поддержки начального образования. Вместе с тем реформирование высшей школы фактически уничтожило автономию университетов, поставив их под усиленный правительственный и полицейский надзор.

Третий этап (1890-1905 гг.). Данный этап обозначен автором как корреляционный, в течение которого происходил переход от одной модели социальной политики (либеральной) к другой (консервативной) с созданием правовых основ социального страхования. Автором отмечена достаточно значимая роль земских учреждений как субъектов государственной политики России в социальной сфере в выделенном автором этапе. Законодательство о труде на данном этапе развития отражало противоречивость социальной направленности в деятельности представителей государственной власти, которые, с одной стороны, солидируя интересам буржуазии, корректировали нормы о труде в пользу предпринимателей и в ущерб прав трудящихся, с другой стороны, под давлением рабочего класса осуществили государственное вмешательство в сферу трудовых отношений предпринимателя и рабочего для повышения правового статуса трудящегося, считавшуюся частной.

Четвертый этап (1905-1917 гг.) характеризуется политической нестабильностью в обществе, которая повлияла на развитие отдельных областей социальной сферы и направленность государственной политики в целом. На данном этапе получили юридическую форму и правовое обеспечение институты социального страхования и частной собственности. Произошло формирование защиты материнства путем запрета на использование труда рожениц и выдачи им пособий по беременности и родам. На данном этапе хорошо прослеживаются тенденции к расширению прав личности в социальной сфере посредством внеправовых форм.

Основными функциями политики российского государства в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века выступили:

) обеспечение политической устойчивости власти, которое призвано было удержать доминирующее влияние власти господствующего класса и сохранить государственные устои;

) обеспечение достаточного уровня социальной защищенности отдельных социальных групп, представленных государственными служащими;

) стимулирование экономической и социальной активности населения, которая, как функция, была ослаблена, что привело к снижению обеспечения политики в социальной сфере, к нарастанию социальной дифференциации и напряженности в обществе;

) развитие социальной инфраструктуры общества посредством органов местного самоуправления и частных лиц.

Среди принципов, на которых базировалась государственная политика царской России в социальной сфере, можно выделить следующие:

а) принцип индивидуальной социальной ответственности, где роль государства отмечена узко, при этом установлено требование самопомощи и самообеспечения от индивида, семьи, социальной группы;

б) принцип развития социальных гарантий, которые включали в себя закрепление прав личности в социальной сфере, развитие доступности образования, медицинского обслуживания, заботы о материнстве и др.;

в) принцип развития и обеспечения политики социального страхования, который способствовал реализации социальной активности населения страны;

г) принцип развития социального партнерства, призванный обеспечить согласованность интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

. Развитие направлений государственной политики Российской империи в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века проходило под воздействием нескольких факторов:

) недовольства рабочих и крестьян, выразившиеся в активных действиях, заставили представителей государственной власти начать разработку правовых основ отдельных направлений государственной политики в социальной сфере с целью сохранения политической стабильности в обществе;

) стремление сохранить занятую экономическую нишу среди европейских стран в условиях прогрессивного развития промышленности требовало пересмотра сложившейся социально-экономической обстановки в стране посредством правовой модернизации;

) форс-мажорные обстоятельства (эпидемии, войны), угрожавшие функционированию как отдельных административно-территориальных единиц, так и всего государства, поставили вопросы о преобразовании отдельных областей социальной сферы (здравоохранение, образование).

. Развитие основных направлений государственной политики в социальной сфере России происходило фрагментарно, спонтанно под влиянием внешних факторов. В государственной политике социального направления дореволюционного периода отсутствовала плановость в ее разработке и реализации. Отсутствие четкого разграничения полномочий между органами власти по уровням (государственные и органы местного самоуправления) привело к неравномерному развитию областей социальной сферы и реализации социальной политики по территории России.

. Выделение в качестве объектов правового регулирования отдельных социальных групп населения привело к скачкообразной деформации в управлении социальными процессами в стране. Реализация основных направлений государственной политики России в социальной сфере сдерживалась правовым нигилизмом российского народа к проводимым в стране преобразованиям и нововведениям в социальной сфере.

. Отсутствие динамики и последовательности государственной власти в принятии кардинальных решений в определении и реализации направлений государственной политики России в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века, коллизионность и пробельность норм, регламентирующих отдельные области социальной сферы, приоритеты экономических вопросов над социальными, преимущества в интересах капитала в ущерб положению трудящихся в классовой борьбе позволили сделать автору вывод о низкой эффективности государственной политики в социальной сфере во второй половине ХIХ - начале ХХ века, которая послужила предпосылкой к революционному настрою населения страны и свержению государственного строя.

. Исторический опыт определения приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере и их реализация свидетельствуют о необходимости не фрагментарного реформирования социальной сферы, а кардинальной перестройки нормативной базы, стратегии и тактики по правоприменению социальных мероприятий, на которых строится социальная политика государств. Одним из направлений политики Российской империи в социальной сфере в начале ХХ века явилось развитие правовых основ трудовой деятельности. Данный период (1905-1917 гг.) можно считать прогрессивным в области правового регулирования трудовых отношений, так как происходит расширение круга субъектов трудоправовых отношений, подлежавших регламентации (ремесленники, торговые служащие и др.), получают законодательное закрепление достаточно важные аспекты трудовой деятельности, такие как социальная гарантированность обеспечения в случае нетрудоспособности, защита материнства и др.

В ноябре 1906 года получают высочайшее утверждение два положения, регламентировавшие продолжительность рабочего времени ремесленников50 и служащих торгово-промышленных заведений.

На основании данных актов продолжительность рабочего времени в ремесленных и торгово-промышленных заведениях нормативно устанавливалась в 12 часов с определением продолжительности обеденного перерыва. Законами от 15 ноября 1906 года вводился запрет на привлечение к труду служащих в воскресные и праздничные дни. Особо выделена категория работающих, которые совмещали трудовую деятельность с обучением - они дополнительно освобождались на 3 часа для посещения образовательных учреждений (школы). Достаточно важным моментом в регулировании трудовых отношений между нанимателем и работником ремесленной и торгово-промышленной сферы явилось установление санкций в отношении владельцев или управляющих учреждениями за нарушение норм о продолжительности и распределении времени труда рабочих и служащих.

Дальнейшее развитие российского законодательства, регламентировавшего трудовую сферу, связано с революционными потрясениями 1905-1907 годов, где государственная власть вынуждена была пойти на изменение социального положения рабочего промышленной сферы. Однако лишь в 1912 году были приняты законы, 52 касавшиеся социальной гарантии рабочих в трудовой сфере. Данные правовые акты регламентировали порядок страхования рабочих, исчисления и выдачи пенсий и пособий в случае краткосрочного или длительного заболевания, а также в случае утраты здоровья по причине производственной травмы. Важным моментом в регулировании трудовых отношений с женщинами, заложившим основы охраны материнства, стало закрепление норм о запрещении использования труда женщин в течение 4 недель после родов. По инициативе Государственной думы в октябре 1912 года началась подготовка проекта Устава о промышленном труде, 53 который получил свое завершение. Устав о промышленном труде не выходил за рамки действовавшего законодательства, не изменял и не дополнял его по существу. Он явился консолидированным актом трудовых отношений в Российской империи начала ХХ века. За достаточно короткий период времени в Российской империи в начале ХХ века был принят целый комплекс нормативных актов, регулировавших различные аспекты трудовых отношений и запрещавших одиозные формы эксплуатации трудящихся, происходит расширение границ трудового законодательства по субъектам правового регулирования, вводится коллективная защита прав трудящихся в промышленной сфере и ограничение использования труда женщин в послеродовой период, создаются правовые основы охраны труда рабочих в промышленных заведениях и гарантируется рабочим право на социальное обеспечение.

Пенсии рабочим и крестьянам в течение всего ХIХ века не выплачивались ни государством, ни частными лицами. Отдельную группу рабочих составляли лица, осуществлявшие трудовую деятельность на казенных горных предприятиях. В течение 60-х годов ХIХ века в соответствии с Положением о горнозаводском населении 1861 года55 на казенных горных заводах учреждались горнозаводские товарищества, которые осуществляли попечение о рабочих в болезни, старости и при несчастных случаях, призрение вдов и сирот, распространение нравственности между рабочими, разбор возникших по работам несогласий и вообще меры, полезные для благосостояния рабочих. В товариществах в горной промышленности были образованы пенсионная, сберегательная и ссудно-вспомогательная кассы. Кассы формировались не только за счет 2-3% взносов из заработка рабочих, но и за счет государственной казны и средств завода или рудника.

Государственные рабочие иных сфер промышленного производства и рабочие на частных фабриках и заводах оставались в течение длительного времени без социального обеспечения. До 1903 года в России при несчастных случаях на производстве материальная ответственность предпринимателей устанавливалась лишь общегражданскими законами и при условии, что рабочий докажет в суде получение увечья по вине промышленника. А после утверждения закона56 о социальной поддержке рабочих в случае их нетрудоспособности рабочим гарантировалось получение вознаграждения за утрату здоровья. Такое вознаграждение производилось в виде пенсий и пособий. Пособия выдавались в случае временной утраты трудоспособности или до момента признания ее постоянной, а пенсия выдавалась в случае постоянной утраты трудоспособности. Право на пенсии и пособия возникало при соблюдении трех следующих условий: 1) лицо должно было являться рабочим или служащим предприятия; 2) нетрудоспособным стало в период работы на предприятии; 3) факт нетрудоспособности засвидетельствован и оформлен в соответствии с законом. Рабочие и служащие, потерпевшие от несчастного случая, при временной потере трудоспособности получали 50% заработной платы, а при постоянной - 67% (2/3). Законом от 2 июня 1903 года регулировался порядок освидетельствования несчастных случаев, их учет и регистрация, а также условия при необходимости судебного урегулирования выплаты пенсий и пособий; устанавливалась обязанность владельца предприятия независимо от вознаграждения возместить рабочему расходы на лечение до выздоровления или же до прекращения лечения, а также ответственность предпринимателей за неисполнение норм данного правового акта. Следующим этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении рабочих явилось принятие законов от 23 июня 1912 года - «Об обеспечении рабочих на случай болезни» 57 и «О страховании рабочих от несчастных случаев». 58 Данные нормативные акты касались двух случаев утраты трудоспособности рабочими - по болезни и трудового увечья, но имели довольно значимые ограничения территориального, профессионального характера при выборе критерия предприятий и организационно-правовой формы при определении распространения по количеству занятых на производстве постоянных рабочих. Расходы по страхованию распределялись следующим образом: 3/5 страхового взноса уплачивали рабочие и только 2/5 - предприниматели. Выдача пособия рабочему, утратившему трудоспособность по причине увечья на производстве, возлагалась на больничные кассы, фонд которых состоял в основном из взносов рабочих. На больничных кассах лежала обязанность выдавать пособия не только больным, но и увечным рабочим. Срок выдачи таких пособий устанавливался в 13 недель, по истечении данного срока пострадавший переходил на попечение страховых товариществ. Пособия по болезни выдавались с 4 дня болезни до выздоровления, но не дольше 26 недель, а при повторных заболеваниях не более 30 недель в год.

Социальная политика большевиков в первые годы Советской власти

После революции 1917 г. в России происходит формирование новых общественных отношений - отказ от капиталистического развития страны и развитие социалистических отношений

формирование нового государства - СССР

изменения политической и идеологической систем

изменение структуры управления и хозяйствования кардинально меняется государственная политика социальной помощи.

Возникает новая государственная структура - Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), затем - Наркомат социального обеспечения (НКСО) наркомат социального обеспечения \

ведет политику упразднения дореволюционных органов помощи

вместо упраздненных ведомств учреждались отделы, которые курировали проблемы социальной помощи той или иной категории нуждающихся (в 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, отдел по охране материнства и детства и т.д.). Вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г.

-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью;

г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов;

г. - Всероссийское общество слепых;

г. - Всероссийское общество глухонемых;

г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности;

г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта,

Социальное обеспечение:

выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам);

охрана материнства и младенчества;

работа в детских домах;

борьба с детской беспризорностью;

выдача продовольственных пайков;

обеспечение увечных солдат Красной армии;

медицинская помощь.

-1922 гг. в советском государстве ощущалась острая нехватка продуктов питания, одежды, промышленных товаров. Для координации действий по спасению голодающих при ВЦИКе декретом от 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим - Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. Основные задачи комиссии: 1) выяснение размеров голода, 2) рассмотрение ходатайств о признании голодающими отдельных губерний и уездов, 3) поиск средств для борьбы с голодом После ликвидации Помгола (октябрь 1922 г.) была организована Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода - Последгол, - выдвигаются новые цели и задачи государственной помощи.

оказание помощи детям, призрение и их эвакуация из голодных районов, - осуществляется организация помощи инвалидам,

Спасение детей, преодоление детской беспризорности, преступности - острая проблема социальной политики Советской власти.

создан Совет защиты детей, затем Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе, созданную декретом ВЦИК в 1921 г.

Организовывались детские трудовые коммуны, - воспитывали беспризорников.

- ликвидация безграмотности, создание школ

Уделялось внимание обеспечению подростков и молодежи работой в условиях роста безработицы.

г. СНК РСФСР издал постановление «О мероприятиях, обеспечивающих доступность получения работы молодежью и подростками», согласно которому все государственные, кооперативные, общественные, частные учреждения и предприятия были обязаны не позднее 1 мая 1927 г. заполнить предусмотренное коллективным договором определенное количество рабочих мест подростками.

Принятие ЦИК и СНК СССР 1925 г. «Положения об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда» Право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет.

Общественные организации: появились Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), - Всероссийское общество слепых (ВОС), - Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). Их основной задачей было социальное обеспечение инвалидов, расширялись возможности вовлечения инвалидов в посильный общественно-полезный труд. Формирование советской модели социального обеспечения: приоритеты и противоречия. По конституции СССР 1924 г. вводилась система социального страхования: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, вдовства и сиротства и впервые в мире - от безработицы. Вводилась бесплатная медицина и образование. Профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, санаторно-курортное лечение Социальное страхование: система денежных пособий, организуемая государством на основе обязательных взносов

Отечественная модель социальной политики «советского образца»

.   Ценности

Социальное равенство, коллективизм, гуманизм

. Роль государства в социальном обеспечении

Централизация, контроль со стороны партийных и профсоюзных органов, местных советов

. Принципы государственного распределения

Государственная социальная поддержка распространяется на большие группы населения, поддержка оказывается не по факту гражданства, а по факту классовой принадлежности, членства в профсоюзе и др.

. Соотношение экономики и социальной политики

Унифицированная социальная и экономическая политика, социалистическое планирование

. Сильные стороны

Право на труд денежные пособия, равенство мужчин и женщин (впервые в мире), разветвленная система государственных льгот и гарантий, дополняемая социальными программами предприятий

. Слабые стороны

Слабые инвестиции в социальную сферу, бюрократизм, социальное иждивенчество, сочетание социальной поддержки и жестоких репрессий, (вплоть до физического уничтожения населения). Основные направления деятельности Наркомата социального обеспечения в 1930-е гг. Разработка законодательства о пенсионном обеспечении постарости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг.

Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; - необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет.

В 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Борьба с тунеядством. В 30-е гг. происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся, выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Направления деятельности НКСО:

В 1937 г. выходит новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР. Круг основных задач НКСО охватывает сферы:

) государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий;

) организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания;

) руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»;

) работа врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК);

) сеть касс общественной взаимопомощи;

) подготовка кадров работников по социальному обеспечению,

) составление планов развития социального обеспечения в РСФСР;

) утверждение законов по социальному обеспечению.

Социальное обеспечение государства в период ВОВ

26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. р., и за счет фондов общественной помощи - 500 млрд. р.

Социальная помощь и социальная реабилитация раненых - следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. 8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны(впоследствии преобразованные в трудовые интернаты). В них увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию. Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов. К 14 декабря 1941 г. было эвакуировано 664 детских дома с 7887 воспитанниками. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части - социального обеспечения.

Особенности социального обеспечения в СССР

В 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социальногообеспечения,деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия. Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает пенсиях Закон о государственных, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальномобеспечении.Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются.

Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции:

выплата пенсий;

организация врачебно-трудовой экспертизы;

трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов;

материально-бытовое обслуживание пенсионеров,

многодетных и одиноких матерей;

предоставление протезно-ортопедической помощи.

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов.Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение. Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем основным направлениям; государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государственного социального обеспеченияосуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования

 

Зарубежный опыт

 

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности,

)   на уровне индивида,

)   группы и семьи,

)   организации,

)   общины

)   общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Б. Скиннер считает, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия. Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. «Ключевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера.

Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949). - групповая соц работа.

Майер Залд (1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам обращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов. Эрвин Гоффман (1922-1982) Наибольшую известность среди социальных работников Э. Гоффмана «Приют» ( 1961) «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам - себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.

США. Особая роль в исследовании соц. проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы.

В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (X. Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929). В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений. Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли женщины, представляющие два основных направления социальной работы:

)   психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, (направленная на личность клиента)

)   структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Феминистское движение - первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира Шо Лоуэлл Джозефин (1843-1905) Она считала, что причины бедности кроются в самом характере бедных людей. В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей. Мери Ричмонд (1861-1928) с 1889 года занималась социальной работой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной терапии», Берта Рейнолдс (1883-1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Джейн Адамс (1860-1935) скептически относилась к благотворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».

В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся

·   диагностическая

·   функциональная.

Диагностическая школанепосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей. Наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т.е. в основу социальной работы была положена медицинская модель. М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное - грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды. Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный метод.

Косвенный методсостоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный методзаключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений

Косвенный метод воздействия на клиента и непосредственный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы - социологического и психологического

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента.

Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла « принципами ментальной гигиены»:

симпатизировать клиенту,

отдавать ему предпочтение,

·   поощрять его,

·   строить с ним совместные ясные планы действий.

Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связано с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представители диагностической школы социальных работников утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации. В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...