Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.




социальный глобализация благотворительность

Разговор о зарубежных технологиях социальной работы начнем с ее главной цели. Главная цель западного (особенно американского) социального работника состоит не в помощи человеку, а в его активизации к деятельности. Например, в США социальное обеспечение ориентировано на низшие слои общества, но доступ к этой системе сопровождается большим количеством ограничений. В основном этот вид защиты носит временный и избирательный характер. Их программы помощи направлены скорее на то чтобы исключить, нежели включить в сферу действия тех, кого необходимо защищать.

Основной целью активизации является наделение объектов воздействия полномочиями, властью, уверенностью в своих силах, способностью отстаивать свое право самостоятельно определять и решать свои проблемы с использованием имеющихся личностных и социальных ресурсов и в целом - контролировать свою жизнь.

Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические.

Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Практика показывает, что при изучении зарубежного опыта могут быть использованы такие формы, как проведение международных конференций, коллоквиумов и семинаров, «круглых столов», командировки, работа и учеба в социальных учебных заведениях и социальных службах зарубежных стран; подготовка совместных книг, брошюр, учебников и учебных пособий и т.д. В связи с этим можно отметить развивающиеся контакты ГАСБУ с рядом учебных заведений США, ФРГ, Норвегии, Швеции, Финляндии, Мальты и других стран. Серьезное внимание уделяется выбору соответствующего места для практического обучения. Помимо учета интересов обучающихся главным критерием выбора места для практического обучения является наличие опытного наставника, готового взять на себя задачу интенсивного консультирования одного или группы учащихся школы. От наставника требуется понимание того, что учащиеся - это не дополнительная рабочая сила, поэтому важны не только передача профессиональных умений и навыков, но и педагогический подход, учитывающий критерии образовательного процесса, характерные для данной школы. После окончания эксперимента и проведения тщательного анализа полученных результатов проведения тщательного анализа полученных результатов инициаторы наедятся, что отдельные идеи или вся модель целиком станут достоянием государственной системы школьного образования (при условии принятия соответствующего школьного закона). Это должна быть общеобразовательная школа с одновременной профессиональной функцией и с несколько особым педагогическим стилем работы. Экспериментальный опыт работы школ по данному проекту показывает, что методика «практического обучения» в социуме, основанная на личной заинтересованности учащихся, обеспечивает достижение успешных результатов в воспитании и обучении молодежи, а также позволяет социально защитить подростков и молодежь, оказавшихся на перепутье, о чем свидетельствуют высказывания многих учителей, родителей и самих учащихся.

Обучение через практическую, производственную деятельность оказалась такой формой обучения, благодаря которой молодежь в активном и творческом общении с соответствующим предметом своей в реальной среде может развить свою индивидуальность, выработать свое собственное отношение к будущей жизни. Учащиеся покидают эти школы с ясными перспективами на будущее и четкой профессиональной ориентацией.

За счет создания обширной и многообразной сети мест прохождения практики по всей Европе и путем развития соответствующих проектов практического обучения учебная форма «Обучение на практике» будет в значительной степени способствовать тому, что подростки в странах-участницах проекта смогут не только получить образование, но и расширить свои представления об имеющихся профессиях в других странах, выработать новое понимание в жизни в Европе в различных ее параметрах (труд, социальная жизнь, здравоохранение, окружающая среда, политика и др.), осознать мироощущение и образ жизни других народов и культур, общечеловеческие социальные проблемы. Все это будет способствовать европеизации школьной системы в объединяющейся Европе, готовить подрастающие поколения к совместной жизни в Европе, не теряя при этом своего национального своеобразия. В настоящее время ведется уже конкретная работа по дальнейшему развитию концепции «Обучение на практике» в европейском масштабе, разрабатывается силами энтузиастов в различных странах проект «Интернациональная сеть обучения на практике в Европе».

Интернационализация обучения получила отражение прежде всего в содержании профессиональной подготовки и в исследовательской работе вузов, где был сделан серьезный акцент на «европейский параметр» с учетом изменений, происшедших в странах Восточной Европе. Одновременно были увеличены в ряде стран ассигнования на укрепление контактов и сотрудничества европейских высших школ. Наряду с разработкой различного рода программ европейское движение за единство континента требует нового понимания воспитательного процесса вообще и социально-педагогической деятельности в частности. Новые тенденции европейского развития делают необходимым расширение сферы внешкольного образования, начиная с элементарного обучения, включая работу с молодежью и образование взрослых.

 


 

Заключение

 

Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики государства и его идеологии.

Открытие в 1991 году в нашей стране новой специальности «социальная работа» - это веха в истории отечественной социальной работы. Но в развитых странах мира к этому времени уже имелся огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. В настоящее время в России знакомятся с теорией социальной работы за рубежом, изучают и анализируют практический опыт социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране. Поэтому логично и рационально начать теоретико-методологический анализ изучения социальной работы с изучения зарубежного опыта.

Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, он значительно опережает наш отечественный.

В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели к коренной ломке социально-экономических и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ. высшее учеб. заведение

4. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.

. Холостова И.А. История социальной работы в России, Черняк Е.М. 2010 стр. 35-40.

Холостова Е.И. История социальной работы 2013 г. Стр. 50.

. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Стр. 32

Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999 стр. 56

. Ташбекова И.Ю. Фабрично-заводская медицина в системе здравоохранения Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века Ташбекова И.Ю. Проблемы образования населения Российской империи второй половины ХIХ - начала ХХ века // Вестник Владимирского юридического института. - 2011.

. Зарубежные социальные программы института социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1998. 69-98

9. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. - М.:ГАСБУ, 1994.

. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. - М., 1992.

12. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999

. А.С. Щеглова Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки. - 2001. - №5. - с. 109-115

. Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те. - 1895.-Кн. 8.

. Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те. - 1895.-Кн. 6

. М.В. Фирсов История социальной работы в России - М., 1999

. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). - М., 1992.

. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. - М.: Ин-т социальной работы, 1994.

. Микульский К. Организация социальных служб в Польше // Российский журнал социальной работы. - 1995.

. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 11. - М.: Союз, 1994

. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. - М., 1994

. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. - М.: ГАСБУ, I996.

. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленка. М.: ГАСБУ, 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...