Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая значимость исследования




Содержание

социализация молодежь организация учреждение

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе

Особенности социализации молодежи в современном российском обществе

Факторы социализации молодежи

ГЛАВА 2. Место и роль общественных организаций и муниципальных учреждений в социализации молодежи

Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью

Роль общественных организаций и муниципальных учреждений в позитивной социализации молодежи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь.

Молодежь, как особая социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет [6], проходящая стадию социализации, составляет примерно пятую часть населения страны. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, молодое поколение обеспечивает сохранение целостности общества, участвуя в его преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Реализация общественной роли молодежи непосредственно зависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства по обеспечению эффективной деятельности всех институтов социализации.

Значимость этой функции государства резко возросла в современный период в связи с фундаментальными социально-экономическими, политическими и социокультурными изменениями, создающих в свою очередь состояние напряженности в молодежной среде.

Дезинтеграция системы традиционных институтов социализации (семьи, государства, системы образования, культуры и др.) в передаче молодому поколению социально значимых ценностей и норм поведения в обществе проявилась в ряде негативных показателей. В числе основных: нигилизм, абсентеизм, ухудшение физического и нравственного здоровья молодежи, расширение границ девиантного поведения, потребительство и др. Вместе с тем поиск способов реализации энергии, объективно свойственной молодым людям, их интересы, притязания и амбиции повысили значимость такого института социализации, как общественные объединения и молодежные учреждения, являющиеся непременным элементом гражданского общества. Так, по данным исследования, проводившегося нами в Муниципальном Учреждении Городской молодежный центр «Планета» (далее МУ ГМЦ «Планета») (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1), мы получили следующие данные: на вопрос «Где, по вашему мнению, Вы получаете новые знания и умения?» Молодые люди ответили следующим образом: в школе - 29 %, в семье - 22 %, на улице (общение со сверстниками) - 18 %, в молодежном учреждении - 31 % (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). По данным КДМ в Волгограде в 2010 году, на сегодняшний день существует 15 муниципальных учреждений сферы молодежной политики, при которых работают 80 структурных подразделений. Охват воспитанников данных учреждений составляет около 4000 человек [44].

Таким образом, мы видим, что молодые люди объединяются в молодежное учреждение тогда, когда видят перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Молодой человек, активно действующий в молодежном объединении, формирует не только мировоззрение и жизненную позицию, но и реализует свой творческий и лидерский потенциал. В связи с этим особое значение приобретает социологическое изучение роли социализации молодого человека в молодежных объединениях и учреждениях, что в современном обществе является весьма важным и актуальным.

В 1995 г. в нашей стране был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях», который законодательно закрепил порядок образования, права и принципы деятельности общественных объединений [9]. В России на начало 2007 г. функционировало более 153 тыс. общественных организаций различных форм, из них около трети - молодежных [49]. Существует объективная потребность научного осмысления такого института социализации, как общественные объединения, научно-обоснованных рекомендаций по обеспечению эффективности его функционирования. Степень разработанности проблемы.

- Теоретические подходы, а также эмпирические исследования в области

социологии молодежи.

Социология имеет достаточно большой объем знаний в области социализации молодежи. Наиболее значимые аспекты данной проблематики методологического, социологического и социально-психологического характера представлены в работах зарубежных и российских ученых. Молодёжь как субъект общественного развития рассматривали в своих работах такие крупные социологи, как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Широкую известность отечественных социологов приобрели работы Ю.Р. Вишневского, Г.Е. Зборовского, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Б.С. Павлова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, С.В. Туманова, С.С. Фролова, В.И. Чупрова, В.Т. Шапко, В.Н. Шубкина.

Молодежь в контексте проблем социологии образования изучают И. В. Бестужев-Лада, Л.Г. Борисова, М.И. Рожков, М.Н. Руткевич, В.Н. Турченко, А.Н. Тубельский, Ф.Р. Филиппов и др. В русле социологии воспитания - Т.И. Барсукова, С.С. Вишневский, В.В. Дубицкий, В.Д. Семенов, А.Г. Харчев.

Среди зарубежных исследований проблем молодёжи привлекают внимание труды таких известных социологов, как Л. Розенмайер (Австрия), И. Велев, П. Митев, М. Семов (Болгария), Р. Майер, И. Рихтер, В. Фридрих, К. Штарке (Германия), Э. Гидденс, В. Кристофер, Дж. Риордан (Великобритания), В. Адамски, Р. Добсон, Н. Смелзер (США), (Польша), В. Дубский (Чехия), Л. Махачек (Словакия), О. Бадина (Румыния), рассматривающих мировоззренческие установки и социальные ориентации молодежи.

- Теоретические и эмпирические исследования молодежных объединений в России и за рубежом:

Исследование проблем социализации личности в молодежных организациях имеет истоки в исследовании молодежной активности в рамках пионерской и комсомольской работы в СССР. Их результаты представлены в трудах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, которые изучали организаторскую деятельность и способности молодых людей, а также проблемы самоопределения личности в подростковом возрасте.

Современные исследователи в различных странах уделяют все большее внимание неформальным объединениям молодежи (так называемым «группам по интересам», «peer-groups»), в связи с широким распространением этого явления. Особый интерес представляет изучение особенностей мировоззрения, схем мышления и поведения участников данных групп (М. Брейк, Р. Фабиан).

Гораздо менее развита в социологии проблематика, связанная с общественными организациями молодежи. Формальные молодежные организации рассматриваются учеными в историческом контексте (например, в работах историков В.М. Боковой, Н.И. Морозова), либо в педагогических исследованиях (С.С. Гиль, М.Г. Квитков), а также при изучении государственной молодежной политики (Н.Т. Арефьева, И.Л. Савельев).

Несмотря на то, что в социологии уделяется значительное внимание молодежи, изучению специфики этой группы и различным аспектам ее социальной активности, исследований молодежных объединений на сегодняшний день немного. В то же время, возрастает актуальность комплексного анализа молодежных общественных организаций как нового явления, в котором отражаются все противоречия трансформирующегося российского общества.

Таким образом, актуальность темы исследования и необходимость ее научно-практического осмысления определили объект, предмет, цель и задачи данной работы.

Объектом исследования является молодежь как активный участник общественных организаций и муниципальных учреждений.

Предмет исследования - деятельность общественных организаций и муниципальных учреждений, направленная на социализацию молодежи.

Цель работы: определить роль общественных организаций и муниципальных учреждений в социализации молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:

определить основные особенности социализации молодежи в современном российском обществе;

выявить факторы наибольшего позитивного или негативного влияния на процесс социализации молодежи;

проанализировать эффективность деятельности общественных организаций и муниципальных учреждений в позитивной социализации молодежи;

- разработать рекомендации для более успешной социализации молодежи в МУ ГМЦ «Планета».

Научная новизна исследования состоит в том, что в ней анализируется социализация молодежи через её участие в общественных организациях и муниципальных учреждениях.

В содержательном плане научная новизна состоит в следующем:

изучена особенность молодежной социализации в современном российском обществе;

исследованы агенты молодежной социализации и их роль в жизни общества;

выделены особенности современных российских молодежных объединений с точки зрения их исторического развития;

доказано, что общественные организации и молодежные центры являются действенным агентом социализации и оказывают положительное влияние на социализацию молодежи в условиях современного общества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социальному обслуживанию молодежи и государственной молодежной политики; в дальнейших научных исследованиях и разработках по проблемам молодежи.

Практическая значимость исследования

. Подготовлена программа вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность «Молодежная инициатива», которая действует с 2009 года в МУ ГМЦ «Планета» и обеспечивает социальную поддержку молодежи в процессе участия в учреждении (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

. Материалы исследования могут быть использованы для организации молодежного досуга, как в условиях учреждений дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных школ и лицеев любого типа. Полученные результаты используются в работе МУ ГМЦ «Планета».

. Выводы и рекомендации, предложенные в работе, могут быть положены в основу совершенствования подготовки руководителей молодежных организаций и муниципальных учреждений, в работе Комитета по делам молодежи и его координаторов, при разработке спецкурсов по организации работе с молодежью и социальной работе.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность, разработанность проблемы, цель и задачи работы, обосновывается структура. В первой главе описываются теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Особенности и факторы социализации молодежи.

Во второй главе представлены общественные организации и муниципальные учреждения в современном обществе. Здесь рассматривается их роль в процессе социализации личности. В заключении даны выводы и перспективы работы над темой. В приложении даны таблицы и графики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...