Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы социализации молодежи




 

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые факторы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких факторов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик [24, с. 136].

Однако анализ полученных данных, проводимого нами исследования в МУ «ГМЦ «Планета» среди воспитанников 15 - 19 лет показал, что основным источником получения информации для подростков является телевизор, интернет и другие средства коммуникации - 54%, далее следует досуговый центр, улица, общение со сверстниками - 21%, следом образовательное учреждение - 18% и только потом семья - 15% (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Таким образом, выделяются основные факторы социализации молодого поколения:

1. правовое воспитание;

.   средства массовой информации;

.   ценностное воспитание;

.   образование;

.   культура;

.   семья.

Рассмотрим каждый социализирующий фактор более подробно.

.   Правовое воспитание. Практически во все времена рассматривалась как составная часть идеологической функции государства.

В современной России общее правовое образование молодежи реализуется в рамках общеобразовательных, средних и высших учебных заведений по программам общеобразовательных дисциплин. Целью такого образования является наделение обучающихся знанием действующего законодательства, конституционных прав и обязанностей человека и гражданина, норм трудового, семейного и других отраслей права. Мы не можем не учитывать то обстоятельство, что реальность отечественного профессионально образования вносит свои коррективы в правовое образование школьников, студентов, аспирантов, специалистов и т. д.

.   Средства массовой информации. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение [13, с. 22]. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социологические исследования неизменно фиксируют лидирующую роль средств массовой информации по отношению к остальным источникам социализации граждан. Однако большинство исследователей в настоящее время сходятся в мысли о том, что средства массовой информации в современном российском обществе не выполняют свои функции, связанные с воспитанием молодежи [24, с. 140].

При всём при этом, учащаяся молодежь не только осознает необходимость в области социализации в рамках СМИ, но и проявляет интерес к идущим на телевидении передачам на правовые и криминальные темы («Человек и закон», «Криминальная Россия» и другие). Проведенный опрос показывает, что указанные передачи собирают не меньшую аудиторию, чем любимые молодежью развлекательные передачи («Дом-2», «Последний герой» и т. Д.). Передачи такого типа смотрят «часто» 30-35% опрошенных, смотрят «иногда» 40-50% [33, с. 176].

Именно при помощи СМИ молодое поколение усваивает нормы и ценности культуры того общества, где оно живет, получает необходимую для себя информацию. СМИ является проводником идеологии, мировоззрения и социальных ценностей.

К сожалению, СМИ России являются также фактором десоциализации молодежи [12, с. 26]. Они часто пропагандируют «ложь и обман, пьянство и наркоманию»; современные российские средства массовой информации «сделали героями бандитов, террористов, проституток» [16, с. 54]. По российскому телевидению за день показывают до 20-30 криминальных сюжетов [24, с. 140]. Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, был проведен представительный мониторинг, который отобразил следующее: из участников опроса московских респондентов 70% считают, что публикации СМИ вызывают ощущение страха и незащищенности, 60% - злость и агрессию, 45% побуждают к насилию, 64% - проповедуют разврат и проституцию [24, с. 141]. Социологи справедливо замечают, что среди молодежных изданий превалируют издания развлекательного характера и явно мало обучающего и познавательного характера [27, с. 92].

Применительно к современной молодежи СМИ следует перечислить в такой последовательности: интернет, телевидение, печать, радио [14, с. 18].

В целом, на основании всего вышесказанного можно констатировать, что в современном российском обществе сформировались серьезные противоречия между реальными потребностями общества в социализации молодого поколения и способностями данного общества посредством СМИ осуществить этот процесс в соответствии с установками культуры. По данным социологических исследований, учащуюся молодежь отличает стремление к получению информации посредством СМИ. В то же время функционирование указанных институтов или агентов социализации не соответствует запросам молодежи. Так или иначе, именно эти каналы обеспечивают социализацию современной российской молодежи, «прививая» ей определенные ценности и установки, транслируя знания в области действующего права и законодательства.

.   Ценностное воспитание. Ценностно-этическое воспитание, существующее в данном обществе, оказывает определяющее влияние на мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения.

В ходе исследовательского проекта «Динамика ценностных ориентаций молодежи России ХХI века», на вопрос «к какому типу поколений Вы себя относите?», подавляющее большинство опрошенных - 78,4%, назвали себя представителями поколения надежд. 21,6% респондентов считают себя представителями «потерянного поколения» [28, с. 40].

В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести: образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других. Ценности являются основой системы воспитания и являются целью работы молодежных учреждений [19, с. 117]. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

2. Образование. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни. Процесс социализации молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который значительно снизился в последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными недостатками.

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми [32, с. 217]. Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно негативно отражается на их притоке в сферу интеллигентного труда.

В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка мозгов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.

.   Культура. Получившие свободу различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Культ моды и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Для большей части молодежи резко снизилась значимость духовно-нравственных ценностей, а также неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики.

Преимущественное занятие в свободное время для нынешней молодежи является просмотр телепередач - свыше 75% [23, с. 36]. Только каждый десятый предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый шестнадцатый - на самообразование, каждый шестой - на занятия спортом [25, с. 33].

Народная культура (традиции, обычаи, обряды и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм [20, с. 10]. Между тем именно она является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиции своего народа.

.   Семья как фактор социализации. Современная семья представляет собой сложную устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения [15, с. 153]. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности, как в настоящем, так и в будущем [40, с. 118].

Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные факторы являются не только составляющими процесса социализации, но и влиятельными силами, направляющими ход данного процесса. Следовательно, данные факторы оказывают огромное влияние на процесс социализации молодежи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...