Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью
Важным вектором развития России на современном этапе является формирование гражданского общества. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. «Вырастить» активного субъекта гражданского общества легче с возраста, когда формируется собственно личность. Начинать нужно с молодого поколения, которому завтра жить в государстве, формировать его политику и жизнедеятельность. Именно поэтому сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных учреждений и иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления. Общественные объединения и муниципальные учреждения представляют богатые возможности для воздействия на личность с целью всестороннего ее развития [31, с. 217]. Об общественных объединениях часто говорится как о самостоятельном социально-культурном институте, занимающем определенную воспитательную нишу в сложной и многоуровневой системе социализации личности в рамках той или иной общественной формации. Помимо воспитательной функции, общественные объединения способны служить генератором множества социально-культурных изменений во взаимоотношениях конкретного человека и общества, межинституциональных связях, в создании гражданского общества [34, с. 117].
Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений определены Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30) [2]; Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117) [3]; Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6 [10]; Федеральным законом «Об общественных объединениях» [9]; Федеральным законом«Об образовании» (Ст.32) [1]. Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [11]. Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав [11]. Указом Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” определяется, что государственная молодежная политика направлена, в частности, на развитие молодежных объединений, движений, инициатив и констатировалось, что она проводится в отношении молодежных объединений и осуществляется с государственными органами и с должностными лицами, молодежными организациями, их ассоциациями и молодыми гражданами [8].
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений» [4]. В Постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24.07.2000 №551 дается понятие военно-патриотических молодежных и детских объединений, определяются задачи, правовые основы, основные направления и формы их деятельности [5]. Нормативную правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором. В целом, не менее чем в половине субъектов Российской Федерации сформирована правовая основа государственной поддержки детских общественных объединений. В 47 субъектах Российской Федерации приняты законы о государственной молодежной политике, в которых вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений отведены отдельные разделы. В 32 субъектах Российской Федерации действуют законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. В 7 субъектах Российской Федерации вопросы поддержки молодежных и детских общественных объединений регламентируются указами, постановлениями или распоряжениями местного органа исполнительной власти [48]. В Республиках Адыгея, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чеченской республике, Воронежской, Орловской, Пензенской, Псковской областях, Агинском, Бурятском, Коми-Пермяцком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском, Бурятском, Чукотском и Эвенкийском автономных округах нормативная правовая основа государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений отсутствует либо находится в стадии разработки [48].
К середине 80-х гг. ХХ в. Происходящие в обществе изменения отчетливо выявили кризис в молодежном движении. Данные социологических исследований стали постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельности комсомола резко упала и молодежь разочаровалась в формах и методах его работы. Именно в этот период молодежные объединения прошли следующие этапы своего становления: -й этап - молодежные движения советского периода (комсомол, пионерская организация, октябрята). -й этап - неформальные молодежные движения конца 1980-х и начала 1990-х гг. (хиппи, рокеры, панки, толкиенисты и др.). -й этап - «новые» молодежные движения (с 1990-х гг. до нашего времени). На этом этапе появилось большое количество альтернативных молодежных объединений. В Москве же насчитывается более 400 подобных движений. Классифицируются они следующим образом: «подкрышные» движения (филиалы «взрослых» партий - «Новый курс», «Наш дом Россия»), «досуговые» состоящие из небольших групп молодых людей, объединившихся по интересам («ассоциация Юных Лидеров»); леворадикальные организации («Анархо-Радикальное Объединение молодежи», «Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова»); «Поколение рубежа» - созданная в начале 1995 г. Группа молодых лидеров для участия в выборах; и другие независимые прополитические молодежные движения, сформированные для удовлетворения политических амбиций своих лидеров («Антифашистское Молодежное Действие») и др. [30, с.139]. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры [30, с. 139].
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на начало 2004 года зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений [45]. По состоянию на 1 января 2004 года, в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, который ведется в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, включены 58 организаций: из них: 14 детские, 44 молодежные; 30 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных [49]. На 1 января 2009 г. насчитывается 123406 общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7) Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную [48]. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д. Обществом признается социальная значимость этих организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли [37, с.134]. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели. Организации берут на себя “защиту прав и интересов своих членов”, “заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив”, “обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности”. Каждая десятая организация важнейшей целью считает формирование национального самосознания своих членов. Многие молодежные и детские организации предлагают использовать возможности организаций как институт социализации своих членов.
Современные общественные объединения не велики по своей численности. Численность объединений колеблется от нескольких сот до нескольких десятков тысяч человек. К наиболее крупным молодежным общественным объединениям можно отнести следующие: Общероссийская общественная организация “Российский Союз Молодежи” (РСМ). Создана 1 июня 1990 года. Объединяет около 220 тысяч индивидуальных членов от 14 до 30 лет; 70 территориальных организаций в 70 субъектах Российской Федерации) [47]. Общероссийская общественная организация Детские и молодежные социальные инициативы “ДИМСИ”. Создана в 1995 году. Действует 40 структурных подразделений в 36 субъектах Российской Федерации с численный составом в 10,7 тысяч человек [42]. Общероссийская общественная организация “Союз эмжековцев России” (Союз МЖК России) образована в 1993 году. Общее число молодых граждан, которым были предоставлены социальные услуги организацией, составляет более 6000 человек [41]. Общероссийская общественная организация “Молодежный союз юристов Российской Федерации” (“МСЮ РФ”). Создана в 1995 году. Общее число молодых граждан, которым были предоставлены социальные услуги организацией, составляет более 5000 человек [41]. Общероссийская общественная организация “Национальная молодежная лига” создана в 1995 году. Деятельность “Национальной молодежной лиги” охватывает 75 регионов Российской Федерации [41]. Общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи “Идущие вместе”. Создана в 2001 году. Объединяет более 57 тысяч членов. Действует в 57 субъектах Российской Федерации [41]. В последние два года все большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%) [24, с. 141]. Исследования свидетельствуют, что идеи социализма не утратили своей актуальности не только в сознании старших поколений, но в известной мере и молодежи [27, с. 91]. Действуют Компартия РФ, ее молодежная фракция, РКСМ, объединяющий, по оценке руководства, более 25 тысяч человек в 70 региональных организациях. В декабре 1998 года в Москве состоялся XXV съезд ВЛКСМ, на который собрались делегаты из стран бывшего СССР, представляющие 38 тысяч человек этой организации. Реальность пока такова, что ни РКСМ, ни ВЛКСМ не завоевали широкого признания у молодежи (12-14% высказались в октябре 1998 года за участие в организации типа комсомола), привлекательнее для юношества организации и объединения, наиболее приближенные к жизненным потребностям молодежи (юридические, правовые - 39%, экономические, финансовые фонды, поддерживающие молодежь - 45%, досуговые - 34%) [41]. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации [48]. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, “Ассоциация работников молодежной сферы”, “Пионерское содружество”, “Интеллект будущего, “Образование. Занятость. Молодежь”, “Военно-спортивный технический клуб “Атлант” [48]. Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д. Объединяющим началом для детского и молодежного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодежных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена [48]. В 2001 году создана общероссийская ассоциация общественных объединений “Союз молодежных организаций Российской Федерации” (“СОЮЗМОЛ”) [46]. Консолидирующими структурами в студенческом профсоюзном движении стали общероссийская общественная организация “Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений” (РАПОС), созданная в 1991 году и Студенческий координационный Совет ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации [41]. Определяющей стала тенденция объединения региональных и местных общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов». Такие объединения созданы в Республике Адыгея, Архангельской области, Астраханской, Республике Башкортостан, Владимирской, Кировской, Калининградской, Костромской, Калужской областях, Краснодарском крае, Липецкой, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге, Республике Тыва, Удмуртской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе [48]. Таким образом, этап формирования молодежного общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям. Характерным признаком современного развития молодежного общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 являются организациями, предусматривающими фиксированное членство, 27 представляют из себя ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство. В середине 90-х годов началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности [48]. На начальном этапе двигателем движения была спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов. Сегодня уже в более чем трети субъектов Российской Федерации на региональном уровне существуют молодежные парламентские структуры: Республики Хакасия, Татарстан, Коми, Калмыкия, Марий-Эл, Саха (Якутия), Бурятия, Мордовия, Башкортостан, Чувашская Республика, Новосибирская, Рязанская, Калининградская, Ивановская, Свердловская, Тюменская, Волгоградская, Архангельская, Ростовская, Самарская, Оренбургская, Омская, Челябинская, Архангельская, Кемеровская, Владимирская, Амурская, Саратовская, Кировская, Курганская, Иркутская, Калужская, Ярославская, Смоленская, Белгородская, Пермская, Мурманская, Воронежская, области, Красноярский, Приморский, Алтайский, Краснодарский, Хабаровский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ямало-Ненецкий автономный округ [48]. В ряде российских регионов консультативно-совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики. Молодежный парламентаризм активно развивается и на международном уровне. Так, в Финляндии практически в каждом муниципальном образовании действует молодежный парламентский институт, относящийся к местным советам [32, с 112]. Существует Молодежный Парламент земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), Молодежный Парламент Литвы, Молодежный Студенческий Парламент Республики Польша. Молодежные парламенты действуют в Узбекистане, Эстонии, Украине. Известен своей деятельностью Кишиневский молодежный парламент, Детский и молодежный парламент Грузии, Молодежный парламент Кыргызской Республики [32, с. 113]. Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это - отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма. Сегодня молодежное парламентское движение представлено различными формами: молодежное правительство; молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения; молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, имеющие разные статусы: научно - консультативного, совещательно - консультативного, совещательно - исполнительного органа [32, с. 115]. Важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества, как наиболее активной части молодёжи, является студенческое самоуправление. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего образования. И в каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования. Что касается специализированных муниципальных учреждений по работе с молодежью, можно выделить, что в Волгоградской области на 1 сентября 2009 года в оперативном управлении органов по делам молодежи муниципальных образований Волгоградской области 79 муниципальных учреждения, в т.ч.: - в городских округах, - в муниципальных районах, - в сельских (городских) поселениях. По содержанию деятельности: социально-досуговых центров - 68, детских оздоровительных лагерей - 8, центров гражданско-патриотического воспитания - 3, [31]. Предметом деятельности данных учреждений является осуществление государственной молодежной политики не территории Волгоградской области, разработка и реализация программ патриотического воспитания, укрепления здоровья, самообразования, творчества детей, подростков и молодежи, способствующих усилению роли и значимости подростков и молодежи, с учетом плана социально-экономического развития города, в целях создания оптимальных условий для личностного развития. Основными направлениями работы молодежных учреждений являются: формирование условий для духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и подростков; подготовка подростков к службе в Российской Армии; проведение соревнований, экскурсий, слетов, и других мероприятий направленных на реализацию программ; работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; профилактика правонарушений, девиантного и делинквентного поведения среди подростков и молодежи по месту жительства, индивидуальная работа с несовершеннолетними от 14 до 18 лет, состоящими на всех вида учета; проведение массовых социально-доступных мероприятий в молодежной среде; развитие творческих способностей подростков и молодежи; организация временной занятости несовершеннолетних граждан и студентов в свободное от учебы время [44]. Всё это, способствует усвоению молодым человеком определенных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|