Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности социализации молодежи в современном российском обществе




 

Современная цивилизация, к сожалению, не даёт уверенности человеку в успешном завтрашнем дне. Многие негативные явления, которые наблюдаются сейчас среди молодежи, являются результатом неблагоприятного социального развития, то есть прямым следствием нарушений процесса социализации.

Процесс социализации является объектом изучения зарубежных и отечественных исследователей. Особое значение исследование проблем социализации приобрело в настоящее время, в связи с ростом финансово-экономического кризиса.

Термин социализация в переводе с латинского - socialis - означает общественный, и первоначально использовался в экономических науках [22, с. 165]. В последние годы понятие социализация используется и в исследованиях гуманитарных наук. Как известно, термин «социализация» был впервые употреблен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в 1887 г. В книге «Теория социализации» и означал «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [43]. В настоящее время слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [51, с. 215].

Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранения общества и передачу его культуры между поколениями» [50, с. 14].

Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество. Результаты нашего исследования, которое происходило в МУ ГМЦ «Планета», среди воспитанников 15-19 лет демонстрируют, что условия жизнедеятельности, установки, ценности молодого поколения отличаются от тех, которые определяли особенности социализации старшего поколения, можно сказать их учителей и воспитателей. Так, например, люди старшего поколения видят насколько изменилась основа, на которой происходило в советское время и происходит сейчас формирование и развитие ребенка. Ребята пристрастны к детскому оружию и если раньше оно направлялось на врага, то сегодняшний телеэкран смакует стрельбу в бабушек во имя наживы. Если раньше в почете был человек труда, то сейчас «лавочник». «Почетный» ряд можно продолжать из разных сфер жизни, а ведь это тот первоначальный фундамент, который именуется первичной социализацией. Как правило, она надолго проникает в сознание, в душу ребенка и уже на нее нанизывается подростковая, юношеская, а затем и взрослая социализация.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту [29, с. 82].

В ходе исследования, отмечено, что индивидуализм и рефлексивность в большей степени свойственен современной молодежи, чем их учителям и родителям 20-30 лет назад. Однако такие ценности, как образование, семья - традиционно занимают высокие позиции в ранге ценностей молодежи.

По-прежнему, востребованным у молодых является образование, представляющее одну из основных ценностей молодежи. Из 58 опрошенных респондентов, в возрасте 15-16 лет, 18 человек учатся в ССУЗах, 8 - в ПТУ и 32 - стремятся поступить в ВУЗ. Из 12 опрошенных, в возрасте 17-19 лет, 7 человек учатся в ВУЗе, 3 человек не поступили в ВУЗ ранее, но являются абитуриентами высшей школы и 2 человек учатся в ССУЗе.

По данным нашего исследования значительная часть опрошенных студентов и школьников часто отмечает желательность получения и второго высшего образования. Также студенты и школьники отметили необходимость получения дополнительных знаний и навыков на курсах и тренингах.

По данным многих исследований материальные средства, деньги приобретают сегодня для молодых большую ценность по сравнению с тем,какую роль играли эти ценности у их сверстников 20-30-лет назад [27, с. 87].

Сегодня для молодых профессия, деловая карьера и призвание часто вещи разные. Высокооплачиваемая работа часто ставится выше работы интересной. Достойная работа, по их мнению, это та, которая обеспечивает достойный образ жизни. Большую роль играет «жизненный успех». По данным экспериментального исследования ценностей в Российском обществе молодежь в возрасте 16-25 лет выше, чем другие возрастные группы ценит «свободу и любовь» [28, с. 40]. Важнее, чем для других возрастных групп, для нее оказался «достаток». Более высокое место у молодежи получила «культура». Зато «труд» находится у этой возрастной группы в самом низу приведенной иерархии ценностей - пишут авторы исследования [28, с. 42].

Часть молодых ориентирована исключительно на гедонистические ценности и прагматизм. Молодежи сегодня свойственно более быстрое усваивание идеалов рыночной экономики. Сегодня, наряду с нежелательными последствиями сложившегося положения дел появились тенденции, которые свидетельствуют о происходящих процессах демократизации в российском обществе, успешном самоопределении молодых в новых исторических условиях. Не случайно, ещё в 1990-х гг. в докладах Правительству о положении молодежи исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Молодежь получила экономическуюсвободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеждений, свободу вероисповедания [38, с. 93].

Тем не менее, социализация современной молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, трудового коллектива. Необходимо отметить, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, происходящего под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации, которые занимают лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения молодых людей. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, одной из особенностей социализации сегодня является то, что молодежь все чаще воспринимается не столько как объект воздействия, сколько как активный субъект социального воспроизводства, основной инновационный потенциал общества и существенный гарант его развития [39, с. 140].

Процесс социализации молодежи в современном обществе имеет свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности. В традиционном обществе жизненный путь молодого человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации» [26, с. 127]. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться). Ещё одной особенностью социализации молодежи в современном обществе, по сравнению с традиционным является множественность и взаимонезависимость агентов социализации [21, с. 108].

Как отмечают социологи, социокультурные модели социализации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и социализирующих субъектов [17, с. 43]. В разные периоды истории общества в зависимости от целей, возможностей и характеристик социума формы и функции социализации могут меняться. Сегодняшний подход в понимании такого значимого для общества феномена как социализация требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность [18, с. 76].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...