Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система упражнений в обучении и.я.




Все упр-я взаимосвязаны и образуют единство, целостность. Сущ-ют 3 осн. подхода к изуч-ю с-мы упр-й: 1. Психол. (рецепт., репродукт., продукт. - Пальмер), 2. Лингвопсихол. (яз.и реч. - Рахманов:), 3. дидактико-метод. (информац., трениров., речевые – Комков). В контексте этих 3 подходов разл-ются: 1) сущность, 2) типология и 3) системная орг-ция упр-й. 1) Сущность: упр-я раскр-ся в их стр-ре: а) инструкции: ~ком. => на смысл. стор. выск. (выразите согласие), ~неком. - трениров. (обр. вним. на яз. форму, ее различие, преобраз-ние); б) способ действия – учеб. действ. (подстан., трансформац.) и режимы работы (уч.-кл., уч.-уч.); в) контроль – традиц. и тест. 2) типология – класс-ция упр-й по общности признаков (решаемым учеб. задачам). Виды: диффер., идентифицирующие, имитац., репродукт., подстанов., трансформац., вопр.-ответные, переводные, описат. Типы: некомм., УРУ и комм. Подсистемы упр-й: информацион. (форм. знаний), трениров. (разв. и соверш-е навыков), реч. (разв. реч. умений). 3) системная орг-ция. Интеграция подсистем образует 3 класса системных образований: а) инф. + тренир., б) тренир. + реч., в) реч. + инф. Подобн. комплексы позвол. решать шир. круг задач.

5 типов уроков в соотв. с логикой форм-ния знаний и разв-я навыков и умений: 1. ур. сообщения нов. знаний и первичн. их закрепл-я, 2. ур. форм-я яз. и реч. навыков, 3. ур. разв-я реч. умений, 4. комбинир. уроки, 5. контрольно-отчетные. Система упр-й – послед. размещение всех видов и типов упр-й с учетом закономерностей формир-я навыков и умений и обеспеч-е макс.уровня владения языком.

Этапы усвоения: I. Введение материала. Задача: формирование знаний и первичных умений. Тип упр-й: ознакомит-е (Р1) – средства раскрытия значения: 1) беспереводные: виды упр-й: а) предметная наглядность, б) изобретательная наглядность, в) контекст, ситуация, г) словообраз. анализ, д) языков. догадка, е) интернационализмы и др. 2) переводные: виды упр-й: а) перевод, б) толкование на род. я. Способы контроля: беспереводный и переводный. II. Тренировка, автоматизация. Задача: формирование навыков: 1. языковых и 2. реч. – (соотв-но) типы упр-й: тренировочные 1. яз. и 2. УРУ. Их виды: а) дифф-ные, б) имитац., в) подстанов., г) трансформ. Примеры: 1. а) Найдите в тексте пассив. конструкции (д), б) повт. хором за уч-лем (и), в) вставьте гл-л в нужной форме (п), г) напишите сущ-е во мн.ч.; 2. Скажи, что ты сделаешь это завтра, Скажи, что ты обычно так поступаешь. Способы контроля: üРазличение в новых контекстах, üподстановка, üтрансформация в новых ситуациях. III. Применение, активизация. Задача: Развитие реч. умений (комм. компетенции). Тип упр-й: речевые (Р2): 1. продуктивные виды РД – 1) говорение и 2) письмо, 2. рецептивные виды РД – 3) ауд-е и 4) чт. Виды упр-й: 1) -расскажи, -побеседуйте о, -поинтересуйтесь, -выскажи свое мнение о, -аргументируй и др., 2) -выпишите предл-я, харак-щие…, -напиши реферат, -напиши письмо другу и др.; 3) -прослуш. текст и ~скажите, что…, ~озаглавьте его, ~выскажите св. мнение, 4) -прочит. текст и ~разделите его на части, ~озаглавьте, ~скажите, что вы думаете и т.д. Способы контроля: Решение комм. задач в аналог. или новых ситуациях.

Методика об-я инояз-й Гр. В СШ

Гр. –наиб.спорный аспект: спор о роли и месте. Т.е. о сведении процесса Об-я только к ее изуч. (гр.-перевод-й м.) или к полному ее отриц-ю (натур., прямой м.). Разл-ют акт. (репродукт-ю) и пассив-ю (рецептив-ю) Г. Активн. гр. мин.- те гр. явл., к-е уч-ся д. употребл-ть во всех ВРД. Рец. гр. навык-автоматизир-е дейсвие по узнаванию и пониманию гр. явл-й при Чт. и А.

Принципы отбора акт. гр.: 1. Распростр-ти (употреб-ти) в устн. речи, 2. Образцовости (то или иное гр.явл-е охват-ет опр. кол-во слов), 3. Искл-е синонимов (выбирается 1 явл-е из синоним. ряда с нейтральным стилист-м значен-м. Принципы отбора пас.гр.: 1. Распр-ти в книжн-письм. речи, 2. Многознач-ти. Подходы при Об. Гр.: 1. Структурный( Фриз и Ладо)-предусматр-т использ-е гр.стр-р в кач-ве единиц Об., 2. Функцион-й -овладение знач-м и употр-м гр. явл-й в завис-ти от сфер общ-я, ситуации, типов реч-х актов и синтакт-го контекста, 3. Структурно-функц-й подход: правила даются вместе с реч.формами; 4. Комм-й (доминирует сегодня) -исп-е изучае-го гр. мат. с начала Об. в естеств. для общ-я целях и функ-ях. Этапы работы над гр.: 1. Ознакомление или презентация (объяснение, первич. закрепл-е, создание ориентиров-й основы дейст-й). Для акт.гр: Уст. Предъявл-е в речевой сит-и, индуктивный подход на нач.ступени, объ-ние формы, знач., и употр-ния, квантовая полача мат., первичное закреп-е в диф., имитац., подст., и трансф. упр-х. Для пас. гр.: дедукт. объ-е гр. мат. в письмен. образцах, объ-ся форма, значение и отличие от сходных форм, употр-е не объясн-ся, исп-ние нагляд-ти, правило - в форме алгоритма-распознавания. 2. Т ренир-ка или форм-е гр. нав-в: Для акт. гр.: Использ-е как яз-х (без ком-й задачи), так и УР упр-й (диф., имитац., подст., и трансф.), интенсивная устно-реч-я практика в употреб-и гр.явл-й в уст-х и письм. упр-х (цель-форм-ние репродукт-х нав-в употр-я гр.явл-я), использ-ние ТСО. Для пас. гр.: 1). исходный э. форм-я навыка - прогов-ние правила-инструкции и самого гр. явл-я в предл-и. Использ-ние раз-х видов упр. на базе устн. и письм. речи., 2) дифф-чные упр-я на письм-й основе для Об. распозн-ю и пониманию гр. явл. типа «найдите в тексте», «переведите», «подчеркните». 3. Применение. Для акт. гр.: Об. употреб-ю гр. явл. в ситуативной ДР и в связанном уст. и письм. выск-и, использ-е комун-й, игровой и элементов интенсивной мет-ки. Для пас. гр.: Упр-я в чтении и поним-и текстов, содер-х данное гр. явл., и упр-я в ауд-и. Введение гр. мат. осущ-ся путем: 1. Дедукции -от правила к примерам, 2. Индукции. Объяс-ние гр. мат. сопров-ся нагляд-ю (реч. образцы, таблицы). Квантовая подача гр. мат., разделение гр.явл-я на операции (ge-mach(en)-t).

Примеры упр. на 1. ознаком-е: Найдите предл. с новыми гр. явл., проч-те предл. и опред-те знач. (ф-цию) гр.я., на основе табл. опред-те форм-ные признаки нового гр.я. 2. тренир-ку: Подчерк-те форму, выпиш. из текста все гр. ф-мы, заполните пропуски, выбрав подходящую словоф-му из данных, сократите предл-е. 3. Применение: прочит. текст и выборочно переведите его. Задачи: 1. акт. гр.: уч-еся д/б в сост-нии грам-ски прав. оформить св. речь, концентрируя при этом вним. на сод-нии. 2. пасс. гр.: уметь распозн-ть гр. явл-я при чт. и ауд., направляя при этом осн. вним. на содержание.

 

Самостятельная работа

СР – вид учебно-позню деят-ти, осущ-мый без непосредств. контакта с препод. с помощью спецю учебн. матер-ов, выполняющих функцию управл-ия самост.деят-ти уч-ся на всех его этапах.

Для разв-ия самост.деят-ти требуется: 1.необходимо осознание целей выполняемой деят-ти, осознанние кажд.конкр. упр-ия.Осознание целей упр-ия – это применение принципа сознательности в организации СР школьника. 2.знание самой процедуры выполнения задания. Уч-ль д. показать уч-ся рациональные приемы уч. деят-ти. 3.важно польз-ся соотв. ср-ми обуч.:звукозаписсь. раздюматериал, словарями;

4.умение видеть опоры в материале задания, польз-ся объективными опорами, создавать свои; 5.предусмотреть адекватные дидактические условия для успешной СР.

Индивид.самост.работа в классе:а) все учащиеся выполняют одно общее задание; б) уч-ся выполняют разные задания (зависит от возможностей). Выбор орг-й формы и места ее применения опред-ся в осн-ом характером материала, видом деятельности, возрастными ипсихологическими особенностями уч-ся, оснащенностью кабинета ИЯ для самостю работы.

Уровни СР: 1. воспроизводящий (лежит в основе др. ее уровней: фомирование гр., лекс.,фон. базы; учитель д. учесть, что работа на этом уровне монотонна и затягивать его не следует, но ине следует торопить) 2. полутворческий (вытекает из воспр., осуществл-ся перенос преобретенных знаний, навыков на др., на аналогичные ситуации, но не списывание, а с элементами творчества); 3. творческий (большая мыслительная активность). 3 степени готовности уч-ся к СР:

1 позволяет обуч-ся выполнять усваиваемые приемы деят-ти лишь в работе совместно с уч-лем; 2. способность уч-ся к самост-ти. Разв-ся умение использовать преобр. прием в иной деят-ти; 3. способность уч-ка прменять усвоенные приемы в новых неаналогичных условиях деят-тя, что представляет собой окончательную готовность уч-ка к самост. деят-ти.Управление СР – это пследовательное воздецствие обуч-щего на обуч-го, направленное на достижение поставленной цели, как общей так и частной.

Виды упр-ия: 1.жесткое: упр., при кот. регламентируется кажд. учебное операция на всех фазах ее осущест-ия. Это достигается подбором спец. упр-ий. Напр., упр-ия из программного метода (если..., то...); 2.отностиельно жеское: четко бозначены цели, мотив, ориентиры и контроль. 3.Гибкое: заданность только цели и предоставление ученику самостоятельного выбора ка средств так и путей и способов решен-ия уч. задач. На завершающем этапе обуч-ия.

Соотношение видов упр-ия: на нач.этапе – жест., переходить к гибкому, постепенно снимая опоры.

Уч-ые матер-лы: 1.раздаточный – это особый тип учебных пособий, приемущественно карточки, или набор карточек, содержащих различные учебные задания, сформулированные в словесной или словесно-наглядной форме, учитывая язык-ую подготовленность и интересы уч-ся, предполагаемые для индив., парн или групповой работы в классе или дома. 2. Опора: вспомогательние лингвистические и экстралинвистические ср-ва, обеспечивающие управление высказыванием, его содержанием и смыслом.

Самоконтроль – высший показатель владения ИЯ, способность уч-ся критически оценивать сво. деят-ость, проявл-ся по его собственной инициативе. Способы самоконтроля: 1.использование классной доски, 2.раздаточного материала в виде карточек; 3.использование схем, таблиц для определения правильности.

Умение учителя: 1.правильно отобрать материал; 2. организовать группы для СР; 3.правильно подобрать эталоны; 4правильно организовать задания, определить их последовательность; 5. умение правильно объяснить работу с приемами. 6.создать мотивацию 7. определить время

8.проконтролировать и оценить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...