Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Определение показателя "степень социальной адаптивности"




    Определение показателя " степень социальной адаптивности"

    Показатель «степени социальной адаптации» - GCR - вычисляется по специальной таблице. Его численное значение выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.

    Количество таких пунктов для сравнения в авторском оригинале 12, в русском варианте (по Н. В. Тарабриной) - 14. Соответственно, знаменателем в дроби при вычислениях процента GCR является число стандартизированных пунктов (в последнем случае 14), а числитель - количество баллов, полученных испытуемым по совпадениям. В том случае, когда ответ испытуемого закодирован двумя счётными факторами и только один из них совпадает с нормативным ответом, в общую сумму числителя дроби добавляется не целый, а 0, 5 балла.

 

    Нормативные ответы для подсчёта приведены в таблице ниже.

Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для взрослых

№ п/п  O-D  E-D  N-P
M'  E  
   I  
     
     
     
    e
  E  
     
     
  E  
     
  E  
    e
     
E'    
  E; I  
     
E'    e
  I  
     
     
 M'    
     
 M'    

Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для детей

 6-7 лет  8-9 лет  10-11 лет  12-13 лет
       
 2  Е  E/m/  m  M
 3    Е    Е; М
 4        
 5        
 6        
 7  I  I  I  I
 8    I  I/i  I/i
 9        
 10  M'/E      M
       I//m
 12  Е  Е  Е  Е
 13  Е  Е    I
 14  М'  М'  М'  М'
 15  I'    Е'; М'  M'
 16    Е  M'/E  М'
 17    M  m  е; m
 18        
 19  Е  Е; I  Е; I  
 20      i  i
 21        
 22  I  I  I  I
 23        
 24  m  m  m  M

         Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

    Профили

    Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

    Таблица профилей

Тип реакции  O-D  E-D  N-P  Сумма  %  Станд.
Е                  
 I                  
 М                
 Сумма            
 %                
 Станд.            

    Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)

Автор исследования

Направление реакции

Тип реакции

Е I М O-D E-D N-P
С. Розенцвейг 75 (9/12)
 Н. В. Тарабрина 62-64 (8/14) 46-52 25-27 23-26 32-34 35-39  27-30

Нормативные показатели для категорий (в %)

Возраст

Категории

Направление реакции

 Тип реакции

 E  I  M  0-D  E-D  N-P
6-7 лет  46, 3  22, 1  31, 3  23, 8  39, 6  35, 8
 8-9 лет  43, 3  23, 3  32, 9  23, 3  42, 1  34, 2
 10-11 лет  39, 2  24, 6  35, 8  22, 9  41, 7  34, 6
 12-13 лет  33, 3  25, 8  40, 4  22, 5  42, 3  34, 2

Средние значения GCR для детей разного возраста

Значения GCR

Возрастная группа

6-7 лет  8-9 лет  10-11 лет  12-13 лет
в баллах 6, 0 7, 5 8, 6 10, 4
 в % 59, 9 62, 6 71, 3 69, 2

 

           Образцы

    На основании таблицы профилей определяются образцы. Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

    Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.

    Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

    Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех факторов независимо от типов и направлений.

    Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

    Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.

 

    Анализ тенденций

    Во время опыта субъект может заметно изменить своё поведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.

    Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые возбуждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапунитивные.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком " +" или " -". " +" - положительная тенденция, " -" - отрицательная тенденция.

 

    Формула вычисления численной оценки тенденций:

a - b

a + b

где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0, 33.

 

    Существует 5 типов тенденций:

 Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E', I', M'),

 Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),

 Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),

 Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,

 Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направление.

 

    Интерпретация результатов

    Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов считают характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях.

    Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в основном своим непосредственным значениям, описанным в разделе подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются признаком «нормы» или «патологии», они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социальному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические характеристики поведения, и поэтому данный инструмент не предполагал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удовлетворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, сексуальных маньяков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целесообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

    Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстрапунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитивности относительно норм.

    Повышенный показатель интропунитивности обычно указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения (Бороздина Л. В., Русаков С. В., 1983). У больных с астеническим синдромом этот показатель особенно завышен.

    Доминирование реакций импунитивного направления означает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

    Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации, в частности - при неврозах.

    Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют динамику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом своего поведения в ситуации фрустрации. По предположению некоторых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с нестабильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эталона поведения.

    При интерпретации результатов применения теста в качестве единственного инструмента исследования следует придерживаться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую ценность.

    Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессознательно идентифицирует себя с изображенным на картинке персонажем и потому в своих ответах выражает особенности собственного «вербального агрессивного поведения».

    Каждая категория и фактор, входящие в суммарный профиль, имеют определенное значение, которое вытекает из теоретических представлений о фрустрации, лежащих в основании конструкции данного теста.

    Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. «Полный» профиль фрустрационных реакций с относительно пропорциональным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы преодоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. Напротив, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они потенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

    Профиль фрустрационных реакций каждого человека индивидуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

    Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных индивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов индивидуального профиля соответствуют средним групповым показателям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней границы допустимого интервала.

    Так, например, если в индивидуальном протоколе отмечается низкое значение категории Е, нормальное значение I и высокое М (все по сравнению с нормативными данными), то на основании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуациях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, неприятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окружающим агрессивные проявления там, где другие обычно выражают свои требования в экстрапунитивной манере.

    Превышающее нормативы значение экстрапунитивной категории Е является показателем повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

    Высокое же значение интропунитивной категории I, напротив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

    Категории, характеризующие типы реакций, также анализируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показывает, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации сосредоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует полагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов отношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует слабую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите собственного «Я».

    Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), согласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагирования на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект проявляет фрустрационную толерантность и способен решать возникшую проблему.

    Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...