Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При задержке речевого развития. 1 глава




Предметный словарь:

• активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звуко­подражательными возгласами и облегченными словами, преимуще­ственно относящимися к названиям животных (игрушечных и на­стоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ре­бенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни;

• пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показа­телям у говорящих детей.

Глагольный и адъективный словарь:

• активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаго­лы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилага­тельные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде об­легченных слов в нужных ситуациях;

• пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрас­тным показателям у сверстников,

Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами.

Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, задан­ных со словом «где?».

Таким образом, настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются:

— чрезмерное количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его сторо­ны попыток имитации «взрослых» слов,

— обилие многочисленных недифференцированных жестов, но­сящих не коммуникативную, а агрессивную направленность,

— навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания, плача.

В случае выраженных отклонений в поведении такого ребенка логопедическое заключение следует выдавать только после обсле­дования ребенка у детского психолога, психоневролога и невро­патолога.

Необходимо отметить, что во всех случаях задержки речевого раз­вития необходимо:

— осуществлять динамическое наблюдение за формированием вербальных средств общения ребенка,

— привлекать родителей к организации стимулирующего воз­действия на раннее речевое развитие ребенка,

— в случаях сочетания ЗРР с резидуальными проявлениями па­тологии ЦНС<проконсультировать ребенка у невропатолога,

— обязательно провести с логопедом пропедевтический курс коррекционно-развивающего обучения.

В приложении мы приводим опросник для родителей и некото­рые наиболее типичные варианты его заполнения родителями де­тей с нормальным речевым развитием, а также при отклонениях в развитии детской речи. Обращаем особое внимание специалистов на то, что все данные, полученные от родителей с помощью это­го опросника, носят предварительный характер и их необходимо уточнять при окончательной оценке речевого развития каждого ребенка.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В начальный период для организации взаимодействия между ре­бенком и взрослым рекомендуем индивидуальные игры-занятия, которые позволяют в игровой форме проводить обследование разви­тия слухового и зрительного внимания. В конце каждого занятия предложен примерный перечень регистрационных записей, которые смогут адекватно отразить реальный уровень развития внимания, проявившийся при проведении этого занятия с конкретным ребен­ком, и уточнить педагогическую характеристику ребенка.

В случаях явных затруднений при их выполнении ребенку необ­ходима консультация детского психолога.

 

Обследование слухового внимания

 

1. Найди колокольчик

Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игро­вая комната).

Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего ис­пользовать «валдайские колокольчики» с очень красивым и мело­дичным звучанием), любая игрушка или машинка.

Ход занятия

Занятие проводится в детской или игровой комнате.

Для его проведения необходимо предварительно раздать по одно­му колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). По­просите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть коло­кольчиками по очереди только после специального знака (организа­тор игры поправляет свои волосы, дотрагивается до носа и т. п.).

В начале игры внимание ребенка специально привлекается к инте­ресной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, дать ему некоторое время (30 сек — 1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее «изучить». Если же ребенок

ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам «начать игру» — передвигать игрушку (машинка катается, кукла ходит), что­бы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходя­щего вокруг в комнате. Затем, по специальному сигналу, «звучит ко­локольчик» сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен ви­деть колокольчик, звук должен идти для него сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернул­ся, но не стал «искать», что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.

Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» (Она должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и стимулируете его подойти к колокольчику.) Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать колокольчик из-за спи­ны, позвонить в него и на глазах у ребенка опять спрятать колоколь­чик за спину.

При успешном включении ребенка в игру выполните это зада­ние несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если малыш еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно ис­пользовать для повторного задания. С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве вокруг себя.

Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить в другой день, чтобы убедиться, что малыш реагирует именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направ­лении колокольчика, потому что соотнес понравившийся звук с этой игрушкой.

Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:

• оборачивается, но не начинает искать его в комнате;

• начинает самостоятельно искать колокольчик только после его показа;

• сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну попытку).

 

2. Звонят. Откройте дверь

Цель: выявить уровень сформированности слуховых и поведенчес­ких реакций ребенка на невербальные сигналы.

Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный теле­фон с электрическим звонком), дверной звонок.

Ход занятия

Занятие проводится в коридоре квартиры ребенка или в одной из комнат, в ДОУ — в любом кабинете, группе.

Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он рас­положен.

Занятие проводится в форме игры-поиска: «где звонят?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но, в отличие от игры «Найди колокольчик», вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется собственная реакция ребенка на знако­мый звуковой сигнал:

• не реагирует;

• слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;

• слышит и пытается привлечь внимание взрослого;

• самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону, пытается открыть дверь или снять трубку;

• плачет, путается.

Если занятие проводится в помещении, не оборудованном теле­фоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный ва­риант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует находиться с ребенком в комнате, в которую можно войти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать из­вне, а другой должен находиться в комнате рядом с ребенком, на­блюдая за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется предварительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.

 

3. Кто так говорит?

Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сиг­налам.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стуль­чика.

Ход занятия

Занятие проводится за столом.

Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставь­те перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).

Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и подождите, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.

Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».

В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно прини­мать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок на короткое время, не более не­скольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.

Если ребенок активно включается в задание, можно посмот­реть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении «голосов»: мяу-мяу, ко-ко, ав-ав (все три игрушки находятся перед ребен­ком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пере­саживаются».

В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:

• эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голоса»;

• знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда устанет или отвлечется;

• не удается привлечь внимание ребенка к «голосам» живот­ных;

• самостоятельно называет в игре животных (использует при этом слова-звукоподражания или облегченные слова);

• отказывается от игры, плачет;

• не понимает задания.

 

4. Правильно или нет?

Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.

Оборудование: в игровой комнате — соответствующие игрушки, а на прогулке это могут быть настоящие кошечки, собаки, вороны.

Ход занятия

Спросите у ребенка: «Это кошечка?» (показывая на кошечку) — и дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок голо­вой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок умеет ис­пользовать любые коммуникативные жесты, мимические выраже­ния или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.

Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, еще раз задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегчен­ный вариант вопроса «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка, вопрос можно повторить несколько раз. Самое главное — не реа­гируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивле­ния, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурь­тесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно под­твердил ваш «неправильный» вопрос. Можно еще раз повторить вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ре­бенок.

Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правиль­ные и неправильные названия предметов, например, спросите, по­казывая на кошечку: «Это собачка?»

Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ре­бенку «узнать» или «не узнать» кошечку. В помещении игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз, и ребенок может их перепутать, если игрушки будут похожи.

В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое со­гласие или несогласие со словами взрослого:

• ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражения­ми), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;

• у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это...?», который всегда задавался ему только в правильной фор­ме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на об­щение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», удостоверьтесь, что это правильное согласие, — покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно ответит «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;

• ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соот­ветствии с ситуацией («Да» или «Нет») — в форме жеста, возгла­са, слова и т.п.;

• ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.

После проведения этих заданий можно уже предварительно опре­делить уровень развития слухового внимания и типичные поведен­ческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные зна­ки у конкретного ребенка:

— ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например, поворачивает голову в сторону источника звука;

— ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);

— ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действи­тельности;

— ребенок адекватно реагирует на использование в речевой ком­муникации нескольких знакомых ему слов, отличает вопроситель­ную интонацию от утвердительной, может выразить свое «согла­сие-несогласие» со словами взрослого жестами (утвердительными, отрицательными) или облегченными словами.

Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших на­блюдений за ребенком при проведении этих игр. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие за­писи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у ма­лыша.

 

Обследование зрительного внимания

1. Собираем мячики

Цель: определить, умеет ли ребенок находить в окружающей об­становке несколько одинаковых по форме предметов.

Оборудование: несколько мячиков в «волшебном мешочке».

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на ковре.

Сядьте рядом с ребенком, возьмите «волшебный мешочек», в котором находится несколько мячиков, близких по размеру, и «случайно» развяжите его, так, чтобы мячики раскатились по ков­ру перед ребенком. «Ой! Мячики! Мячики где? Дай мне мячик. И еще один. Еще мячик». Когда ребенок протягивает мячик или хотя бы «ловит» его, тянется к нему, поощряйте его, говорите ему ласково: «Молодец!», «Умница», «Как хорошо у тебя получается». Если ребенок упорно не замечает мячик, возьмите один мячик в руки («Вот мячик»), а затем на глазах у ребенка еще раз покатите его по ковру в направлении ребенка («Дай мячик!»), затем повто­ряйте это действие, катая мячик в разных направлениях.

Когда ребенок «собрал» 1—2 мячика, сложите остальные в мешочек, повторяя: «Вот мячик. И еще один мячик». Затем рас­сыпьте мячики еще раз, но постарайтесь сделать так, чтобы они откатились дальше от ребенка, чем в прошлый раз. Несколько раз повторите это задание, проверяя, может ли ребенок «увидеть» мячик, который укатился достаточно далеко, используя при этом помощь взрослого: словесную инструкцию типа «А где мячик? Посмотри! Посмотри туда!» и указательный жест в нужном на­правлении.

Отметьте, как ребенок играл с «мячиками»:

• не реагировал на неподвижный мячик, «замечал» его только при движении;

• плохо прослеживал взором за мячиком, который закатился да­леко;

• «видел»/«не видел» неподвижный мячик, когда взрослый ука­зывал на него;

• легко находил все мячики независимо от их месторасположе­ния;

• отказывался от участия в этой игре.

 

2. Найди пару

Цель: узнать, умеет ли ребенок находить парные предметы в сво­ей одежде.

Оборудование: детские ботиночки и тапочки, большая кукла, стол, стульчик (обратите внимание — лучше взять личные вещи ребенка: его старенькие тапочки и носочки).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Сядьте на детский стульчик и возьмите на руки большую кук­лу (или мягкую игрушку). Перед вами на столе стоят две пары чистой обуви (ботиночки и тапочки).

Речевая инструкция: «Обуваем Кате (имя куклы) ботиночек. Вот так. Дай другой ботиночек». Если ребенок не подходит к столу и не берет с него обувь, снимаем надетый ботиночек, ставим его на стол перед ребенком рядом с «парой», затем опять берем со стола и повторяем задание еще раз, проговаривая все наши действия: «Вот Катя. Катю одеваем. Обули один ботиночек. Вот он! А здесь нет ботиночка! Дай мне ботиночек!»

Отметьте, если ребенок:

• часто ошибается при подборе парного предмета;

• вообще не понимает, что надо искать именно «парочку» (даже после показа);,

• справляется с заданием;

• отказывается от игры.

 

3. Ищем конфетку

Цель: определить, может ли ребенок находить спрятанный пред­мет («конфетку») под перевернутой формочкой, ориентируясь на ее цвет.

Оборудование: несколько разноцветных формочек от йогурта (две—три синие и одна желтая), стол, стульчики, «конфетки» (ви­тамины).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, за столом, или в столовой.

Сядьте за детский стол напротив ребенка и возьмите в руку одну «конфетку». Перед ребенком на столе стоят две перевернутые формочки из-под йогуртов разного цвета: желтая и синяя. На глазах у ребенка спрячьте «конфетку» под желтую формочку.

Речевая инструкция: «Вот конфетка. А теперь ее не видно. Где конфетка?» Если ребенок переворачивает синюю формочку, разве­дите руками (жест «Нет!») и произнесите: «Нет! Конфетки нет! А здесь?» Когда ребенок находит «конфетку», он может ее съесть: «Молодец! Съешь конфетку!»

Второй раз можно также спрятать «конфетку» под желтую фор­мочку на глазах у ребенка, но затем поменяйте их несколько раз местами. «Где конфетка?» Затем количество формочек увеличивает­ся до трех (две синие и одна желтая), но «конфетку» прячут только под формочку желтого цвета.

Если ребенок каждый раз ищет «конфетку» поочередно под все­ми формочками или упорно смотрит только под той формочкой, под которой он нашел ее в прошлый раз (например, в центре), выполнение задания прекращается.

Если ребенок успешно находит «конфетку», то постепенно ко­личество формочек можно увеличить до четырех. Однако зритель­ное внимание у маленьких детей еще очень неустойчиво, поэтому не следует раздвигать формочки на расстояние больше 5 см, так как одну из них малыш может просто не заметить.

Переворачивая формочки в поиске «конфеты», малыш может:

• не обращать внимания на цвет формочки и хаотически перево­рачивать все формочки в поисках «конфетки»;

• не прослеживать взором за движением желтой формочки, а просто переворачивать каждый раз любую формочку, которая оказа­лась на том месте (слева, справа или в центре), где он нашел «кон­фетку» в прошлый раз;

• переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из двух разных формочек;

• переворачивать желтую формочку, выбирая правильно из 3—4 разных формочек.

 

4. Кормим зайку

Цель: определить, умеет ли ребенок соотносить реальный пред­мет с его изображением.

Оборудование: несколько морковок, огурцов, яблок, тарелка, две картинки с крупными рисунками «яблоко», «морковка» (стимульный материал к методике), игрушечный заяц, стол, стул.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате или в столовой.

На столе перед ребенком поставьте тарелочку, на которой лежат морковка и яблоко. Сядьте напротив ребенка и усадите зайца к себе на руки.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай ему морковку!» Наблюдая, как ребенок выполняет это задание, вы убедитесь, что ребенок знает слова «яблоко», «морковка», т.е. понимает и правиль­но соотносит их с реальными предметами.

Затем покажите малышу картинку с изображением яблока. По­ложите реальное яблоко рядом с картинкой. Речевая инструкция: «Вот яблоко. И это яблоко».

После этого поставьте перед ребенком тарелочку с набором из овощей и фруктов: например, яблоко и две морковки. Одновременно покажите ему картинку «яблоко». Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Дай зайке это!» Если ребенок правильно выбрал фрукт, зай­ка «благодарит» его (кланяется и говорит «спасибо»). Если ребенок выбрал неправильно, зайка отворачивается от еды и мотает головой.

В ходе занятия перед ребенком следует один-два раза менять та­релки, чтобы он выбирал из разного набора овощей и фруктов.

На следующем занятии ребенок знакомится с картинкой «мор­ковка».

Если эти задания очень просты для ребенка и он легко с ними справляется, то увеличиваем количество фруктов и овощей на таре­лочке, из которого ребенку надо будет выбирать, и предъявляем ему на одном занятии поочередно две картинки. Каждую картинку следует показывать несколько раз, но менять последовательность их предъявления: яблоко, морковь, яблоко, яблоко.

Ребенок может:

• хорошо знать реальные фрукты, но он не способен соотносить их с изображенными на картинках;

• уметь соотносить реальные предметы и их изображения;

• отказаться от выполнения этого задания.

р

Запишите наиболее типичные реакции ребенка на предъявление ему всех этих заданий. После проведения этих заданий можно будет предварительно определить как уровень развития зрительного вни­мания и познавательных способностей у конкретного ребенка, так и сформированность первичных зрительных представлений об окру­жающем мире:

— ребенок только реагирует на предметы, его реакции носят ориентировочно-познавательный характер, однако крайне неустой­чивы, малыш чаще замечает движущиеся предметы и с трудом фик­сирует внимание на неподвижных;

— ребенок понимает, что его окружают в жизни некоторые пред­меты, которые имеют сходную форму и одинаковое назначение, с ними можно выполнять одинаковые действия (первичные зритель­ные обобщения — мячики, кубики);

— ребенок способен самостоятельно выделять значимые при­знаки похожих предметов и использовать этот навык в своих прак­тических целях;

— ребенок понимает, что говорить можно не только о реальных предметах, но и о их изображениях, т.е. понимает символические знаки (например, крупные рисунки вместо реальных предметов);

— ребенок знает и умеет использовать некоторые коммуникатив­ные жесты (отрицательные, утвердительные).

Напомним, что все игры подготовительного цикла были ориен­тированы на одного ребенка, поскольку цель их — определить ин­дивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания. После этого можно переходить к основному циклу занятий.

 

 

ОСНОВНОЙ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

I этап

1. Играем в мяч

Цель: сформировать у ребенка умение соотносить его первичные представления о свойствах окружающих предметов с определенны­ми словами в речи взрослых.

Задачи:

• выработка у ребенка устойчивости навыков наблюдения за дви­жущимся предметом (прослеживание взором за движением мяча по прямой траектории различной длины);

• ознакомление с новыми словами (катать, падать, вниз, боль­шой, маленький, мой, твой, отрицательная частица «не», вопроси­тельное слово «где»);

• стимуляция собственно речевой активности ребенка в эмоцио­нальной ситуации игры;

• развитие точных и направленных движений обеих рук. Оборудование: деревянная скамейка (на улице) или лавочка

(в помещении ясельной группы), диван (в квартире), мячи разного размера.

Ход занятия

Занятие проводится на прогулке или в игровой комнате.

Покатайте один мяч по скамейке на глазах у детей, а затем не­сколько раз, когда они отворачиваются или отвлекаются, спрячьте его за спинку или под сиденье скамейки (мяч должен быть хорошо виден между досками) и попросите найти его.

Речевая инструкция: «Мячика нет. Где мячик?» Когда мячик «на­ходят», каждый раз эмоционально реагируйте на его «появление»: хлопайте в ладоши, поощряйте детей ласковыми словами.

Несколько раз каждому ребенку надо задать вопрос: «Это мяч?» (при этом не всегда демонстрировать мяч, а можно показать про­извольный предмет из окружающей обстановки): так мы учим по подражанию говорить «нет» в ситуации, когда предмет не был мячом.

Очень важно активизировать у ребенка слово «нет» в «конфликт­ной» речевой ситуации (когда знакомый предмет специально назы­вается неправильно), чтобы в дальнейшем легко можно было уз­нать, правильно ли малыш соотносит предмет и его название.

Особое внимание на этом занятии должно уделяться детям, ко­торые не употребляют слово «нет», так как смысл его для ребенка не привязан к конкретной ситуации общения («отрицание»), а в случае необходимости эти малыши «протестуют» криками, «выги­баниями» и т.п.

Игра проводится несколько раз, в следующие дни постепенно усложняется оборудование игры, используется несколько мячей раз­ного размера и изменяется речевая инструкция: «Мячик упал. Бух — вниз. Где мячик? Дай мне мячик. Дай Коле (имя другого ребенка) мячик. Нет, это не мой мячик. Вот мой мячик!»

Если дети хорошо развиты и никто из них не испытывает серь­езных трудностей при выполнении заданий взрослого, это занятие проводится в форме обучения пониманию слов «большой — ма­ленький», когда в игре происходит «замена» одного мяча на дру­гой (например, большого на маленький, когда мячик прячется за спинку скамейки или под лавочку). Инструкция: «Вот мячик. Он упал. Бух. Где мой мячик? Нет, это не мой мячик. Мой — малень­кий (показывается соответствующий жест руками). А твой — боль­шой (показывается соответствующий жест руками). Вот мой мяч. Возьми мой мяч. Мой мяч — маленький (вкладываем мяч в руки ребенка)».

 

2. Как «говорят» инструменты: молоток

Цель: научить ребенка соотносить звук инструмента (игрушеч­ного молотка) с его звукоподражательным обозначением. Задачи:

• воспитание слухового внимания;

• ознакомление с предметом и новыми способами действовать с ним (стучим молотком по гвоздику, вбиваем колышки);

• понимание названий действий (стучать, держать, забивать), слов, обозначающих место (сюда, туда, тут, там), указательных слов (вот, это);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности в игровой ситуации.

Оборудование: игрушечный инструмент (молоточек) — можно использовать несколько похожих молоточков; картинка с изображе­нием этого инструмента, деревянный набор с колышками для заби­вания или деревянный брусок с почти забитым в него гвоздиком с широкой шляпкой, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате с использованием реаль­ных предметов (не более двух—трех одинаковых предметов одновре­менно), а также с использованием стимульного материала.

Сначала познакомьте детей с предметом и одновременно пока­жите его изображение на картинке, а затем вместе с каждым ребен­ком по очереди «работайте» этим инструментом. Если дети очень маленькие, младше 1 года 6 мес, то целесообразно «знакомить» их с картинкой на повторном занятии по этой теме, а на первом занятии больше времени уделить тому, что все эти предметы называются молоточками.

Речевая инструкция: «Это молоточек. Вот молоточек: тук-тук. Я делаю "тук-тук". Я стучу "тук-тук"». Затем можно «передавать» моло­точек по очереди каждому ребенку: «Возьми молоточек. Сделай "тук-тук". Вот так: тук-тук. Постучи молоточком! Вот сюда! А теперь — здесь! Молодец! Дай мне молоточек (или: «Дай Ване молоточек»)», и т.д.

Примечание! Не все предметы и действия, выполняемые с ними на занятиях по теме «Инструменты», могут быть для детей новыми, но принципиально новым будет именно выполнение разнообраз­ных совместных действий ребенка со взрослым в сочетании с их называнием, а затем — выполнение этих же действий самостоя­тельно каждым ребенком, без предварительной демонстрации дей­ствия взрослым — просто по речевой инструкции, — это надо многократно закрепить в игре. Особое внимание на занятии должно быть уделено тем детям, которые умеют только брать молоточек, но не пробуют самостоятельно им «постучать». Положите свою руку сверху руки ребенка, удерживающего молоток в кулачке, и, нап­равляя движение его руки, несколько раз вместе постучите по брусочку или колышку. Обязательно сопровождайте свое действие про­изнесением звукоподражаний в ритме ударов молоточком: «Тук-тук-тук!»

Когда «знакомство» с молоточком закончено, он кладется перед детьми на стол, и каждого ребенка по очереди просят: «Дай молото­чек: тук-тук», «Возьми молоточек: тук-тук», «Постучи молоточ­ком: тук-тук», т.е. называют и сам предмет, и действие, которое им выполняют, или звук, который он издает. При проведении этого задания целесообразно использовать разные молоточки по количеству детей в мини-группе (2—3) или предлагать ребенку поочередно вы­полнять задания с разными молоточками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...