Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При задержке речевого развития. 2 глава




В конце занятия (или на другом занятии по этой теме) попросите найти предмет «по картинке»: покажите ребенку картинку и одно­временно попросите найти реальный предмет. Речевая инструкция: показывая на молоток в книжке, задать вопрос «Где это?», а потом попросить ребенка — «Дай это». Более сложный вариант этого зада­ния: попросить ребенка показать, на какой из двух картинок нарисо­ван молоточек («Где молоточек: тук-тук?»), или задать ему вопрос: «Что это?» Когда ребенок правильно показывает или называет пред­мет, его хвалят («аплодисменты») и еще раз называют предмет и воспроизводят его звучание. Как правильный ответ можно «засчи­тать» и то, как ребенок просто смотрит на картинку, выбирая взгля­дом одну «нужную» картинку из двух.

При многократном повторении дети начинают сами с радостью произносить эти звукоподражания. Это не всегда происходит сразу, на первом занятии. Важно помнить: «работа» с молоточком должна быть организована именно как веселая игра ребенка вместе со взрослым. Если просто предоставить ребенку возможность стучать молотком и он какое-то время поиграет один, то потом просто утратит интерес к этой игрушке. «Аплодисменты», поощрительные возгласы при нахождении «молоточка» — важнейшее условие игры с маленьким ребенком. Надо всегда в игре радоваться, находя нужный предмет, потому что именно эмоции стимулируют начало собственно речевой активности ребенка. А необходимость передавать молоточек из рук в руки формирует у ребенка первичные пред­ставления об очередности выполнения любых действий, в том чис­ле и при общении: обмен возгласами, поощрительными аплодис­ментами и т.п.

 

3. У нас — гости!

Цель: практически усвоить в игре ритуал приветствия и проща­ния с «гостями». Задачи:

• научить каждого ребенка здороваться «за руку» с игрушкой;

• закрепить умение использовать при прощании жест «пока-пока»;

• активизировать употребление эмоциональных возгласов для выражения своей радости при встрече с «гостями» и облегченного слова «пока-пока» при прощании.

Оборудование: игрушечный заяц.

Ход занятия

Занятие начинается с того, что детям говорят: «К нам пришел зайка. Ой, зайка! Давайте поздороваемся с зайкой! Возьми зайку за ручку: вот так!» Покажите ребенку, как надо брать зайку за ручку и «здороваться» с ним. Свои действия взрослый сопровождает возгла­сом «удивления-радости» при знакомстве с зайкой, стимулируя ре­бенка к его произнесению: «Ой! Зайка!»

Необходимо учитывать, что в большинстве семей не принято «здороваться» с маленькими детьми «за руку». Более того, дети мог­ли вообще не видеть, как взрослые люди здороваются друг с дру­гом за руку. Однако многие дети достаточно хорошо знают, что означает слово «обними», и умеют соотносить его с радостным воз­гласом. Рекомендуем на первом занятии использовать прием соотне­сения двух способов радостного приветствия: «обнять» (зайку) и «поздороваться за ручку». В дальнейшем дети смогут использовать эти способы для приветствия другого человека, однако способ «здо­роваться за руку» предпочтительнее для использования в общении с большинством людей.

В семьях слово «обними» обычно используется в контексте «об­ними маму (папу)», поэтому надо очень корректно использовать его на занятии с маленькими детьми, чтобы они не допускали в дальнейшем перенос этого действия на всех окружающих людей. Можно попросить детей сначала погладить игрушку и только потом «обнять» (прижать к себе) и взять ее в руки. При обучении жесту «приветствие» очень хорошо использовать мягкую игрушку, пото­му что сама фактура материала (теплый, пушистый, мягкий) очень притягательна для маленьких детей, они с удовольствием «здорова­ются» с зайцем за руку.

После того как зайка поздоровался с ребенком, надо «прогу­ляться» с ним по квартире. В зависимости от уровня понимания речи конкретным ребенком «экскурсия» сопровождается одним из двух вариантов комментария:

1. «Здесь мы спим. Здесь мы кушаем. Здесь мы играем. Здесь мы моем ручки...» и т.д.

2. «Это наша спальня. Это наша комната...» и т.д. Возможно использование и смешанного варианта: «Эта наша

спальня. Здесь мы спим», если вы хотите напомнить все известные детям слова (изучение новых слов, обозначающих место действия, на этом занятии не проводится).

После такой экскурсии можно проводить зайку к выходу и по­прощаться с ним. Зайка должен «попрощаться» с каждым ребенком (или членом семьи, если занятие проводится дома).

Речевая инструкция: «Зайка говорит: "До свиданья, Ваня". И ма­шет ручкой: "пока-пока". И Ваня машет ручкой: "пока-пока, зай­ка"». Поочередно то машите рукой «за зайку» (движение лапкой «вверх-вниз»), то помогайте ребенку поднять руку и помахать зайке.

На дом всем родителям дается задание потренироваться вместе с детьми — разучить приветственные жесты.

4. Прятки: «ку-ку»

Цель: научить ребенка соотносить названия знакомых предметов с их местоположением в доступных ему местах, уточнить понима­ние простых речевых инструкций, обращенных к ребенку.

Задачи:

• развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, ориентируясь — сначала на показ места, (куда надо прятать), и предмета (который прячут), и их называ­ние, — а затем только на вопрос («Где...? Куда...?»);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный пред­мет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»);

• понимание практического значения слов-действий (прятать, найти, положить, поднять), предлогов (в, за, на, под: на этом занятии учится предлог «под»);

• активизация собственной речевой активности ребенка (догова-ривание фразы вместе со взрослым: «Сейчас мы будем прятать... что?... Би-би»).

Оборудование (на первом занятии): одна подушка, несколько экземпляров одной хорошо знакомой игрушки (например, не­сколько маленьких машинок или куколок).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Эта игра принципиально отличается от ее «взрослого» варианта, потому что предмет прячется на глазах у ребенка и тут же им «нахо­дится», причем сначала «учится» одно место, где можно спрятать разные предметы, затем постепенно переходят к 2—3—4—5 местам, где можно спрятать до пяти различных предметов. Постепенно, на протяжении длительного времени, ребенку сначала показывают, как предмет прячут под за на в а затем просят его «найти».

На первом занятии всегда используется только одно место (на­пример, подушка на ковре) и несколько экземпляров одной игруш­ки (машинки или куколки должны быть небольшими, примерно одного размера). Сначала малыша надо многократно «учить» прятать один предмет. В ходе игры найденный ребенком предмет меняйте на другой такой же предмет (например, красную машинку меняйте на синюю машинку), и пусть ребенок прячет этот предмет. Важно, что­бы на занятии ребенок все время «прятал» разные предметы, кото­рые можно назвать одним словом.

Речевая инструкция: «Вот машинка: би-би. Прячем машинку. Вот сюда, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: би-би! Вот она!» Поощряйте ребенка, когда он нашел игрушку, — погладьте по голове, похлопайте в ладоши, скажите: «Молодец! Умница!», тем самым стимулируя малыша продолжать игру. «А вот еще машинка. Би-би! Спрячь машинку!»

Желательно, чтобы каждый ребенок спрятал на занятии две-три похожих игрушки подряд. Например, мальчики могут прятать ма­шинки, а девочки — куколок: главное, чтобы конкретному ребен­ку нравилось играть в новую игру со знакомыми игрушками.

Таким образом можно не только выполнять и повторять назва­ние нового действия («прятать»), но и одновременно закреплять у детей представления о том, что похожие игрушки называют одина­ковым словом («Вот машинка. А вот еще машинка. И еще машинка»). Малыши многократно выполняют одно и то же действие, потому что им предлагается каждый раз «другая» машинка или куколка.

Затем (для детей младше 1 года 6 мес — на следующем занятии) можно переходить к игре в «прятки» с разными игрушками (колеч­ки, кубики, мячики). Следить, чтобы в речевых инструкциях обя­зательно использовался предлог «под», глаголы «найди, подними, спрячь» (форма повелительного наклонения).

 

Прятки: «ку-ку» (продолжение)

Оборудование: одна игрушка (для каждого ребенка лучше ис­пользовать свою игрушку, желательно, чтобы она могла «звучать») и два предмета, с помощью которых будут прятать предмет (напри­мер, подушка на ковре и подушка с дивана).

Ход занятия

На втором занятии (для детей старше 1 года 6 мес. можно прово­дить эту игру на 4-м занятии) одну подушку с дивана опустите на ковер, рядом с ребенком. Подушка на ковре должна находиться в поле зрения сидящего на полу или стоящего ребенка. По очереди перепрятывайте игрушку (например, молоточек) то под одной, то под другой подушкой.

Речевая инструкция: «Где тук-тук? Куда спрятали тук-тук? Под­нимаем подушку. Тут нет! Поднимаем другую подушку. Вот молото­чек: тук-тук!»

Обязательно поощряйте ребенка, если, находя игрушку, он сы­митировал слова «вот, тут» или произнес звукоподражания типа «тук-тук, би-би, ав-ав».

Постепенно в ходе игры несколько раз измените положение двух подушек так, чтобы не только расстояние между ними увеличилось до 1,5—2 метров, но и изменилось их положение относительно пола: одна подушка пусть останется на полу, а другая вернется на свое «место» на диване. Такое взаимное расположение подушек будет определять для детей необходимость не только прослеживать взгля­дом вдоль одной линии, но и переводить его вверх-вниз в поиске нужного предмета.

 

5. Звучащая игрушка: музыкальные шарики

Цель: обучить ребенка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции. Задачи:

• умение выполнять действие по показу (указательный жест взрос­лого, направленный на отверстие, куда надо опустить мячик) и словесной инструкции;

• практическое усвоение действия «опустить» в сочетании с пред­логом «в», указывающим на пространственное расположение одно­го предмета (мячика) относительно другого предмета (ящичка);

• понимание слов (опусти, сюда, туда, так, не так, еще);

• воспитание навыков самоконтроля у ребенка за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда).

Оборудование: два набора китайских музыкальных шариков, ко­торые издают мелодический звук при движении, и деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями на верхней крышке.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, можно расположиться на ковре.

Чаще всего маленький ребенок совершает действия с предмета­ми, ориентируясь только на собственные желания. Например, опус­кая музыкальные шарики в круглые отверстия, он будет повторять это действие вновь и вновь, потому что ему нравится мелодичное звучание, издаваемое при падении. Если вы хотите добиться от ре­бенка целенаправленных действий, например опускания шарика каж­дый раз в определенное отверстие, вы должны так организовать свое взаимодействие с ребенком, чтобы:

• игровой материал был новым для ребенка и получить его он мог только на данном занятии, а не брать в игровой комнате в любое время;

• регламентирующая ход игры речевая инструкция, обращенная к ребенку, должна быть ему понятна и, наряду с указательными жестами и словами, содержать также отрицательные жесты и слова, останавливающие игру.

Игра начинается с того, что на глазах у детей опускаются два музыкальных шарика в разные отверстия в крышке ящика.

Речевая инструкция: «Вот мячик. Опускаем мячик. Вот сюда, в дырочку! Смотри! Мячик упал — бух! А этот мячик — вот туда: бух! ~ упал».

Затем один музыкальный шарик дается любому ребенку: «Опус­ти мячик вот сюда! Мячик опусти в эту дырочку!» Обязательно укажите на определенное отверстие. Когда ребенок выполнит зада­ние, надо эмоционально поощрить его (похлопать: жест «аплодис­менты», похвалить: «Молодец!»). Потом дайте ему еще один музы­кальный шарик: «Вот еще один шарик. Опусти его туда! Мячик опусти в ту дырочку!» Покажите на другое отверстие. Ребенок мо­жет попытаться опустить мячик в предыдущее отверстие, что быва­ет достаточно часто, так как маленькие дети склонны скорее повто­рять еще раз уже выполненное действие, чем «переносить» его в другое место. Необходимо быть к этому готовым и «закрыть» рукой старое отверстие при попытке ребенка отправить мяч «не туда»: «Нет, не так. Не сюда! Опусти мячик вон туда! В ту дырочку!» Как правило, дети уже достаточно хорошо знают «запретительную» ин­тонацию, и, если ее подкрепить соответствующим жестом, они легко понимают, что надо сделать на этот раз.

При таком направленном обучении ребенок не сразу, но все-таки научится «прислушиваться» к тому, о чем вы его просите, и станет опускать музыкальные шарики в нужные отверстия по просьбе взрослого. Следует отметить, что не следует бояться начинать эту игру с любым ребенком группы, даже если он, по вашему мне­нию, «отстает» от других детей в понимании обращенной к нему речи. Интересный игровой материал в сочетании с желанием ребен­ка получить его наряду с другими детьми поможет организовать обучающее занятие с самым «непонятливым» малышом.

В ходе занятия необходимо также специально стимулировать де­тей к тому, чтобы они самостоятельно находили шарики, выкатыва-

ющиеся в разные стороны из деревянного ящика при его перевора­чивании, и отдавали их взрослому.

Речевая инструкция: «Где мячик? Дай мне мячик!»

 

6. Маленькие помощники (итоговое занятие)

Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвое­ны каждым ребенком навыки, необходимые для развития понима­ния речи и стимулирования активной речи.

Задачи:

• воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых на­выков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взгля­дом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;

• развитие понимания речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), а также называю­щими сами предметы (например, молоток: тук-тук), их признаки (большой, маленький, мой, твой), местоположение в пространстве (вверх, вниз, сюда, туда, тут, там, предлоги «в», «под»);

• развитие речеслуховой памяти и зрительного внимания при по­иске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памя­ти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструк­цию («Спрячь...»);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.);

• умение выполнять действие по показу, по словесной инструк­ции в сочетании с указательным жестом, а также только по словес­ной инструкции;

• воспитание у ребенка контроля за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда, отрицательная частица «не», слово «нет»);

• умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление дви­жения;

• развитие точных и целенаправленных движений обеими руками.

Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру, примерно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкаль­ных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра.

Приглашаем в комнату двух детей и просим каждого спрятать под подушку по одному инструменту.

Речевые инструкции:

1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)».

2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указа­тельный жест на подушку, лежащую на столе)».

3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хо­рошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же зада­ние дается и другому ребенку.

Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребе­нок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен «прятать» предметы. Взрослый помогает ему «спрятать» игрушки, а потом и «найти» то, что нужно по ходу игры.)

Речевые инструкции:

1. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик? Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?»

2. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, спря­тавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток».

3. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик».

4. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукопод­ражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает "тук-тук". Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает "тук-тук"... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает "тук-тук"».

Особое внимание в этой игре уделяется:

• умению соотносить реальный предмет и его изображение на кар­тинке,

•называнию предмета словом и соответствующим ему звукопод­ражанием,

• пониманию детьми слов-действий.

Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (ле­жит)? Покажи (или: «Найди»). Дай мне это».

Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предме­ты, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре уча­ствуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие вы­бор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он малень­кий. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «другая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». Следует посто­янно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать:

• «неправильные вопросы»; например, спрашивать, показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем "тук-тук"? Послушай, это "тук-тук" (несколько раз ударяем мячи­ком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Надо целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицатель­ного жеста руками или отрицательного движения головой;

• указательные слова «там, вот, тут, туда» и другие в сочетании с указательным жестом, а также поощрять детей к их использова­нию в игре;

• «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание.

Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждо­го ребенка, оценивая у него:

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств общения по уровням;

4) самостоятельную речевую продукцию, сопровождающую вы­полнение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».

Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.

После проведения итогового занятия каждый ребенок, как пра­вило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Ку-ку», прячут игрушку или пря­чутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, назы­вая невидимый предмет и прося ребенка его «найти», мы одновре­менно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать название предмета и места, где он сейчас нахо­дится.

Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша и одевает его. Они вместе прячут один носочек в лю­бое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она «нашла пропажу». Бабушка, в свою очередь, просит ребенка о помощи («Где носо­чек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носо­чек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш пре­красно выучит некоторые «укромные места», а также названия пред­метов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и со­здаст объективные предпосылки для появления некоторых новьгх слов в активном лексиконе.

 

7. Домашняя птица: курочка

Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами.

Задачи:

• познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой;

• сформировать у детей представление о том, как двигается ку­рочка, когда она клюет зернышки («курочка кушает»);

• обучить выполнять в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей «задание» в одно дей­ствие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми курочку»);

• развивать точные движения руками, практически овладеть уме­нием собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т.п.;

• стимулирование собственной речевой активности ребенка, уме­ния «звать» курочку («цып-цып»).

Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», стол, стульчики, блюдце для «корма» (любая сухая крупа или хлебные крошки).

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

«Познакомьте» детей с птичкой: курочкой. Эта механическая иг­рушка достаточно неустойчива. Покажите детям, как она «прыгает», а потом «случайно» опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стре­котать и клевать, потому что в этом положении ее механизм не работает). Неоднократно повторяя это действие, показываем ребен­ку, как ее надо ставить на ноги.

Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. Сейчас я заво­жу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положить курочку на бок, чтобы она перестала «прыгать»). Я помогаю курочке (по­ставьте курочку на ноги). Курочка опять прыгает».

Большинство городских детей еще никогда не видели живую курочку, именно поэтому знакомство начинается с механической игрушки: ее движения напоминают характерные «подпрыгивания» живой курочки. Далее покажите детям, как курочка «клюет» (зер­нышки или крошки).

Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки (возьмите не­множко корма в щепотку). Я кормлю курочку (сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки). Курочка клюет. Она ест крошки». Надо следить, чтобы каждое ваше действие «оречевлялось», т.е. проговаривалось, что вы делаете в данный момент.

Когда «знакомство» с курочкой состоялось, можно переходить к разучиванию всех продемонстрированных действий с детьми. Каж­дый ребенок должен обязательно выполнить одно простое действие с курочкой самостоятельно, опираясь только на речевую инст­рукцию.

Речевые инструкции:

1. «Ваня, дай мне курочку».

2. «... дай мне ключик».

3. «... заведи курочку (ключиком)».

4. «... поставь курочку (на стол)».

5. (Курочка упала.) «... подними курочку».

6. «... возьми корм из блюдечка».

7. «... положи корм... на ладошку».

8. «... возьми корм с ладошки». 9.«... покорми курочку».

Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые инструкции должны быть обращены к разным детям с уче­том их реальных умений (один ребенок может без труда «заводить» курочку, потому что у него аналогичным ключиком заводится ма­шинка, а другой с этим заданием без предварительного обучения не справится). Однако собственно речевая инструкция должна быть по­нятна каждому ребенку!

Задание требует закрепления в течение нескольких дней.

 

8. Прятки: «ку-ку» (второй вариант)

Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве. Задачи:

• развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов;

• овладеть умением прятать предметы в окружающем простран­стве, прежде всего относительно себя, а затем и относительно одно­го другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентиру­ясь сначала на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а потом только на речевую инструкцию;

• стимулировать употребление указательных слов в ответ на об­ращенный вопрос.

Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки небольшого размера (кубики, мячики, му­зыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала занятия может проводиться на прогулке.

Данное занятие является продолжением предыдущих занятий по этой теме (№ 4, 1 и 2 части). Дети уже понимают, что спрятанный предмет невидим для других людей, однако пока детей учили пря­тать игрушки только в одном месте («под подушкой»), и соответ­ственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся только один предлог: «под». Предлог «в» практически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «относительно себя» при опускании в карман платка, конфетки, игрушки. В дальнейшем при выполнении аналогичного действия в ситуации «изменение положе­ния одного предмета относительно другого предмета» (например, мячик опускается в отверстие деревянного ящика) ребенком усваи­вается глагол «опусти», который «подразумевает» предлог «в». По­этому значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Необходимо целенаправленно формировать у него понима­ние значения этого предлога при выполнении практических дей­ствий.

Прежде чем переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, необходимо выяснить, все ли дети умеют прятать предметы относительно себя и понимают значение предлогов «в», «за», «на».

Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить несколько действий. Каждое действие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Са­дись. Возьми куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку».

Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы (положи, убери), потому что в данном случае наша цель — выяснить, обращались ли к детям раньше с такими просьбами, и для этого лучше использовать самые распространенные варианты реплик.

Если кто-то из детей не справился с любым из заданий, напри­мер не сумел спрятать куколку «за спинку», несколько раз помоги­те ребенку выполнить это действие: своей рукой направляйте руку ребенка в нужное место.

Когда все дети успешно выполнят это задание, можно перехо­дить к следующему этапу занятия: поиску предметов, спрятанных в комнате, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов (в, за, на, под). С каждым ребенком отдельно надо сначала учить «прятать» игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в которые прятались игрушки, и показывать их вошедшему в комнату взрослому. С помощью взрослого ребенок прячет две любые игрушки, а затем он должен показать эти места другому взрослому или ребенку.

Речевая инструкция: «Где...? Куда... спрятали?»

Рекомендуем сначала использовать музыкальные шарики или дру­гие звучащие предметы, потому что их «голоса» могут в случае необходимости «напомнить» малышу, куда он спрятал нужную иг­рушку, а звучание вызывает дополнительную радость у ребенка при «нахождении» этой игрушки.

Затем можно прятать игрушки «на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик». Хорошо дополнительно к предлогам ис­пользовать сопровождающие речевую инструкцию жесты.

Жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет спрятана игрушка.

Жест «за» — повернутая ребром ладонь поворачивается в сторону предмета, за который будут прятать игрушку, и движется в нужном направлении.

Важно помнить, что зрительное внимание детей еще очень рас­сеяно, поэтому «спрятать», «сделать невидимым» для него знако­мый предмет можно, расположив эту игрушку в любом месте ком­наты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...