Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При задержке речевого развития. 4 глава




3. «Ваня, помоги зайке (подудеть в дудку)».

4. «Вова, помоги зайке (постучать в барабан)».

Слова в скобках произносятся на ухо ребенку. Для стимуляции речевой активности у ребенка, держащего мишку, и у других слуша­телей можно в ходе игры обращаться к ним с «неправильным вопро­сом»: «Это колотушка?» Поощряется любая форма отрицательного от­вета: кивком головы, словом, отрицательным возгласом.

В течение игры дети несколько раз меняются ролями: кто-то из них держит мишку, а остальные помогают зайке. В конце игры зайка и мишка вместе благодарят своих помощников и прощаются с ними. Дети машут им вслед ручками.

В конце занятия подводятся его итоги индивидуально для каждо­го ребенка.

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками, по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств общения;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».

В конце I этапа Основного цикла дети должны освоить следую­щие коммуникативные умения и навыки:

— научиться внимательно вслушиваться в речь взрослых, диффе­ренцировать на слух звучание некоторых игрушек и инструментов,

— правильно выполнять простые речевые инструкции,

— адекватно использовать звукоподражательные слова в кон­кретной ситуации общения,

— освоить некоторые коммуникативные жесты и уметь их приме­нять наряду со словами-предложениями с определенным лексичес­ким значением,

— накопить пассивный словарный запас, особенно слов-действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в простран­стве,

— начинать осваивать ситуативную речь («первые слова»), как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.

Все это является необходимым условием для появления у детей желания говорить, возрастания их речевой активности в условиях общения с близкими людьми.

Наряду с этим у детей направленно формируются навыки подражания движениям губ, тренируется произвольный выдох че­рез рот. Постепенно с детьми разучиваются элементарные движения руками, связанные с развитием мелкой моторики (стучать кулач­ком, ладошкой, противопоставлять большой палец остальным, ука­зательный палец — остальным пальцам, и т.п.). Эти упражнения стимулируют дальнейшее развитие и укрепление речевой артикуля­ции, а также опосредованно влияют на активность речевых зон коры головного мозга.

 

 

II этап Основного цикла занятий

 

19. Одежда: одеваем куклу на прогулку

Цель: выполнять речевую инструкцию в одно действие, не под­крепленное жестом или другими вспомогательными средствами. Задачи:

• развитие речеслуховой памяти детей, зрительного и слухового внимания при проведении игр со знакомыми предметами;

• закрепление в словаре названий некоторых частей тела, деталей одежды;

• называние детьми своих имен и имен других детей;

• развитие тонкой моторики (точные движения кистями и паль­чиками обеих рук);

• умение соблюдать «правила» игры, очередность выполнения дей­ствий, а также осуществлять контроль за их соблюдением, в том числе и с помощью регламентирующих слов («так», «не так» и т.п.);

• воспитание устойчивых навыков речевого этикета (говорить «спа­сибо»), закрепление коммуникативных жестов (махать ручкой при прощании).

Оборудование: кукла; кукольная одежда (шапочка, туфельки, шарфик, кофточка); игрушечная коляска; маленькое зеркальце, рас­ческа, столик, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, все дети приглашаются к столу, на котором лежат шапочка, туфельки, шарфик, кофточка, маленькое зеркальце, расческа. Кукольная коляска стоит в противо­положном углу комнаты.

Занятие строится как игра-эстафета, в которой каждый ребенок выполняет свое задание, отличное от задания других детей. При этом детям, у которых хороший уровень понимания речи, дается речевая инструкция, регламентирующая выполнение игрового дей­ствия, которое в игре другими детьми еще не выполнялось («приче­сать куклу»*, «показать кукле зеркало»*).

Задания для детей, хуже понимающих речевую инструкцию, должно содержать просьбу выполнить то же самое действие с дру­гим предметом (например, принести кукле второй ботиночек) или просто еще раз повторить сделанное другим ребенком.

Игра «Одеваем Катю на прогулку» начинается с того, что вы подзываете к себе одного ребенка и спрашиваете у него:

«Ваня, где кукла Катя? Дай (принеси) мне Катю».

Затем последовательно даются следующие задания:

1. «... посади Катю на стул».

2. «,.. покажи, где у Кати голова?»*

3.«... причеши Катю»*.

4. «... дай мне шапочку».

5. «... надень Кате шапочку». (Если уровень развития моторики у ребенка недостаточен, тогда действие выполняется совместно с взрос­лым: «Давай наденем Кате шапочку».)

6. «... дай мне шарфик».

7. «... завяжи Кате шарфик».

8. «... дай мне ботиночек».

9. «... обуй Кате ботиночек» (или «Давай оденем Кате ботино­чек»).

10. «... дай мне другой ботиночек».

11. «... обуй Кате другой ботиночек».

12. «... кати сюда коляску».

13. «... посади Катю в коляску».

14. «... подержи Кате зеркало»* (или «Давай подержим Кате зеркало»).

15. «... покатай Катю в коляске»*. (Все дети «прощаются» с Катей: машут ей ручками.)

Задания, отмеченные звездочками, могут быть повторены не­сколько раз разными детьми. Такое задание обычно дается тем де­тям, которые затрудняются в выполнении поручений только по речевой инструкции, они, как правило, с большим удовольствием повторяют действия по образцу.

Когда кукла «погуляла и вернулась» (т.е. через две-три минуты), надо постараться вспомнить с детьми, кто и как ей помогал.

Речевая инструкция: «Катя погуляла. Теперь она будет говорить "спасибо" всем, кто ей помогал. Дети! Кто принес Кате шарфик?» Вопрос, заданный всем детям, предполагает ответ хором. Обычно один-два ребенка в группе могут назвать нужное имя самостоятель­но, а все остальные с радостью смогут его повторить.

После окончания этой игры необходимо оценить участие в ней каж­дого ребенка, и каждого ребенка кукла поблагодарит за помощь (кукла кланяется и прощается с каждым ребенком: жест «пока-пока»).

 

20. Купаем зайку

Цель: сформировать у детей точное соотнесение действия «ку­пать» — «мыть» — «поливать» с помещением, где оно обычно про­исходит (ванная комната), и необходимым оборудованием (кран, тазик, ванная, черпачок).

Оборудование: тазик, черпачок или крышечка от пластмассовой мыльницы, тазик, фигурка из мыла (зайчик).

Ход занятия

Детей сначала знакомят со способом «купания» зайчика. Для этого перед ними ставят на столик пластмассовый тазик с водой, напол­ненный наполовину, и опускают туда игрушку, сделанную из мыла. Надо привлечь внимание детей к игрушке тем, что, беря ее в руки, можно получить мыльную воду. Дети обычно очень реагируют на изменение воды: она становится мыльной, тянутся к ней руками, стараются найти игрушку. Эти действия ребенка надо поощрять, пото­му что самостоятельно дети в этом возрасте еще, как правило, не умеют мылить и вытирать руки (вращать маленький кусочек мыла в руках и сжимать полотенце, вытирая руки). Игровые действия с ма­ленькой игрушкой ребенок выполняет охотно, и таким образом у него постепенно формируется захват мыла в руке.

Затем надо перейти с детьми непосредственно в помещение ван­ной комнаты и показать им, как можно поливать зайку водой из черпачка.

Речевая инструкция: «Вот зайка, сейчас мы будем его поливать. Посмотрите, включаю воду. Вода полилась. Теперь набираю воду (подставляем черпачок) и поливаю зайку. Ой! Вода кончилась! Те­перь ты набери воду (подводим руку ребенка с черпачком к струе воды и, поддерживая его руку, чтобы он не уронил черпачок, набираем воду). Поливай зайку (помогаем повернуть кисть так, что­бы вода полилась). Вытри зайку (кладем зайку в полотенце и про­сим ребенка его вытереть)». Проводим это задание с каждым ребен­ком по очереди.

Дома надо закрепить:

— зачерпывающие движения рукой — набирать воду черпачком и поливать «зайку». Эти движения формируются при черпании воды из тазика, а также при набирании воды из-под крана: это труднее, так как надо удерживать черпачок в руке под тяжестью воды;

— знание помещения, где это происходит, и названия основ­ного оборудования. Вариантом проверки этого задания могут быть вопросы типа: «Где мы купаем зайку? Где наш тазик?», или зада­ния: «Дай тазик! Открой кран», или: «Помоги открыть кран!» (рука ребенка кладется сверху руки взрослого, и они вместе поворачива­ют кран);

— знакомство с туалетными принадлежностями: найти в ванной зубную щетку, стаканчик, тюбик с пастой, а также показать их на картинке, принести тюбик с зубной пастой маме, дать папе кис­точку для бритья.

 

21. Зайка выбирает «еду»

Цель: познакомить детей с названиями некоторых овощей и фрук­тов и словами, определяющими их вкусовые качества.

Задачи:

• продемонстрировать детям способ сообщать о своем «согла­сии — несогласии» с помощью утвердительных и отрицательных жестов;

• стимулировать употребление в общении слова «нет» и соответ­ствующего жеста;

• закрепить жест «дай»;

• понимать значение слов-определений «сладкий», «кислый»;

• закрепить ритуал приветствия и прощания с гостями. Оборудование: игрушечный заяц, морковка, капуста, яблоко, лимон, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении группы.

Дети рассаживаются на стульчиках вокруг стола, напротив взрос­лого. Возьмите на руки зайку. На середину стола последовательно положите морковку, капустный лист, яблоко и лимон. По очереди называйте каждый овощ или фрукт и показывайте, как его «куша­ет» зайка.

Речевая инструкция: «Зайка хочет кушать. Зайка голодный. Это морковка. Он хочет съесть морковку. На морковку, зайка. Зайка ест морковку: "Ням-ням, вкусно! Морковка сладкая. Спасибо!"» Свои слова сопровождайте определенными «действиями» зайки: зайка тя­нет руки к морковке, зайка показывает, как он просит морковку (движение обеими лапами к себе: так он выполняет жест «дай»). Ког­да зайка получает морковку, он «хватает» ее и начинает есть. Затем он кланяется: «Спасибо-спасибо». Только от лимона зайка отказыва­ется: он кислый. При этом зайка отрицательно качает головой и «го­ворит»: «Нет! Не вкусно. Он кислый. Не буду кушать!» (Все эти слова, кроме слова «кислый», дети уже знают, так как они очень часто употребляются родителями во время кормления.) На занятии с деть­ми учат только выбирать еду для зайки, а с вкусом еды следует знакомить детей в другое время (или на кормлении в саду, или в домашней обстановке).

Надо каждому ребенку предложить покормить зайку, чтобы убе­диться, что он точно запомнил названия каждого овоща или фрукта.

Речевая инструкция: «Катя, дай зайке морковку. Саша, покорми зайку капустой. Ваня, зайка хочет яблочко. Угости зайку! Света, дай зайке лимон! Он не ест. Саша! Попробуй ты дать зайке лимон! Зайка опять не ест лимон. Он не хочет есть лимон. Лимон кислый».

 

22. Мыльные пузыри

Цель: сформировать произвольный ротовой выдох. Задачи:

• познакомить ребенка с новым занятием — выдуванием мыль­ных пузырей;

• продемонстрировать на практике важные признаки и качествен­ные характеристики мыльных пузырей: яркие, переливающиеся всеми цветами, лопающиеся, летающие и т.д.;

• стимулировать желание ребенка поймать мыльный пузырь, по- I трогать ручками мыльную пену и попробовать на нее подуть;

• закрепить умение жестами выражать свое согласие — несогласие, одобрение;

• активизировать эмоциональные возгласы ребенка в процессе новой игры.

Оборудование: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором, набор трубочек для дутья (широкие пластмассовые трубочки для коктейля).

Ход занятия

Игра проводится в помещении, педагог стоит в центре, в окружении детей.;

Покажите детям, как надо выдувать мыльные пузыри. Для этого используется прием выдувания мыльной пены из стаканчика: при опускании в стакан кончика трубочки и дутья в нее начинает ин­тенсивно образовываться мыльная пена. Эта пена, скапливаясь, по­степенно вытесняется из стаканчика, и мыльные пузыри разлета­ются по воздуху. Дети могут потрогать мыльную пену, подставить ладошки и «поймать» мыльные пузыри, которые лопнут у них на ладони. Комментируйте свои действия, побуждая детей к игре с мыльными пузырями.

1. Речевая инструкция: «Сейчас я опущу трубочку в стаканчик и подую в нее, сильно-сильно. Вот так! И еще сильнее. Смотрите, это — мыльные пузыри. Какие они красивые! Дую в трубочку еще раз! I Мыльных пузырей еще больше! Они падают вниз! Ой! Лопнул! И еще один мыльный пузырь! Ваня, лови его! Ой, лопнул! Света, лови мыльный пузырь! И у Светы мыльный пузырь лопнул!»

«Оля, хочешь поймать мыльный пузырь?» Надо дождаться со­гласия ребенка, выраженного кивком головы, эмоциональным возгласом или словами: «Да!», «Еще!» Игра возобновляется только после «ответа» ребенка, к которому обратились с вопросом. Аналогично такой же вопрос задайте еще нескольким детям и дождитесь от них утвердительного ответа. Самым «смелым» детям можно предложить подуть в трубочку первыми, а затем это действие выполняется и остальными детьми.

2. Затем спросите у детей: «Заканчиваем игру? Не будем больше пускать мыльные пузыри?» Эти вопросы относятся к определенному типу вопросов, задаваемых маленьким детям,— это так называемые «вопросы без вопросительного слова», наиболее простые и понятные малышам. В данной речевой ситуации эти вопросы обращены ко всем детям сразу, а не к одному конкретному ребенку. Если это вызовет значительные затруднения, то можно переформулировать вопрос в виде обращения к конкретному ребенку: «Ваня, ты хочешь закончить игру?» Или: «Ваня, закончить игру?» Желательно, чтобы ребенок прореагировал в ответ отрицательным жестом (покачал го­ловой или отрицательно помахал рукой) или словом «нет». Если ребенок не сможет ответить или ответит неправильно, то обратитесь с этим вопросом к другому ребенку.

Если оба ребенка ответят «неправильно» (т.е. выразят согласие закончить игру), то надо обратиться к другим детям: «Ваня хочет закончить игру. А вы тоже хотите закончить игру?»

Сложность этой коммуникативной ситуации, специально создан­ной в процессе игры, состоит в том, что предыдущие вопросы тре­бовали утвердительного ответа (ребенок должен был выразить свое согласие ловить мыльные пузыри), а последний вопрос требует, наоборот, отрицательного ответа (дети не хотят заканчивать новую игру, им нравится ловить мыльные пузыри).

Маленькие дети не всегда следят за смыслом заданного вопро­са и часто выражают свое согласие автоматически, потому что этого от них ждут взрослые. Созданная конфликтная ситуация позволит выявить тех детей, которые адекватно используют утвер­дительные и отрицательные жесты и слова, и тех, которые про­сто подражают окружающим, не вслушиваясь в сам вопрос.

Если дети не справятся с данной ситуацией, нецелесообразно акцентировать внимание на этой общей «ошибке», надо перефор­мулировать вопрос: «Вы будете ловить (пускать) мыльные пузы­ри?», а эту коммуникативную ситуацию отработать потом индиви­дуально с каждым ребенком.

 

23. Учимся дуть вместе

Цель: побуждать детей к совместному дутью на легкие предметы.

Задачи:

• закрепить освоенные детьми способы дутья (в свисток и дудоч­ку, губами «в трубочку»);

• научить выполнять действия совместно и по очереди, следуя различным речевым инструкциям: «Давай подуем вместе», «Сначала я... теперь ты...»;

• научить прекращать выполнение действия по команде «Стоп».

Оборудование: мячик для пинг-понга, тазик с водой, блестя­щий елочный дождик, мыльные пузыри (раствор мыльной воды с трубочкой для дутья), несколько дудочек, стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении, за столом.

Хорошо известно, что легче всего малышу дуть на «дождик», за­тем — на мячик, самое трудное — дуть в трубочку, чтобы в мыль­ном растворе образовывались пузыри. Для того чтобы эти навыки были успешно освоены всеми детьми в группе, необходимо прово­дить занятие в виде веселой игры, когда внимание детей сосредото­чено не на самом процессе дутья, а на его результате: движении блестящей гирлянды, катящегося шарика и т.д. '

В начале игры покажите детям, как колеблются в потоке направленного воздуха елочные гирлянды. Для этого можно использовать самые тонкие «нити» (не более 2 мм в ширину), прикрепленные к краю выходного раструба детской дудочки. Затем такие же дудочки раздаются детям для самостоятельного дутья. Вопреки распространенному мнению, что маленькие дети не умеют дуть или дуют очень слабо, использование вспомогательных средств (дудочек, свистков) наглядно демонстрирует, что даже очень маленькие дети (мы наблюдали детей в возрасте от 1 года до 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес.) способны на сильный произвольный выдох. Важно, чтобы в начале они сумели хотя бы раз самостоятельно получить в результате новый и интересный звук. Мы используем дудочки, в которые дети уже научились дудеть для демонстрации движения гирлянды под воздействием воздушной струи. Затем надо попробовать подуть губами на гирлянду, лежащую на столе. Поощряется каждая попытка ребенка «сдвинуть» блестящую гирлянду. Удобнее всего расположиться напротив ребенка и пытаться по очереди сдвигать гирлянду. При этом взрослый и ребенок поочередно дуют на гирлянду, а она перемещается то к одному краю стола, то к противоположному.

Речевая инструкция: «Сначала я дую на "ленточку". Вот так! Она летит к тебе! Теперь ты дуй! Молодец! Еще сильнее! Вот так! Стоп! Я ее поймала!»

Аналогично на занятии дети сначала дуют на мячик для пинг-понга, плавающий в воде: их привлекает сам процесс «колебания» воды — мячик качается на волнах, а затем можно пробовать сдувать мячик и на столе (перед этим его тщательно вытирают или заменяют таким же сухим шариком). Мячик так же перемещается от взрослого к ребенку и обратно, как при дутье на «дождик».

На заключительном этапе занятия дети поочередно дуют в стакан с мыльным раствором через широкую трубочку, образуя мыльную пену. Пока один ребенок выдувает пену из стакана, другие дети пы­таются сдувать эту пену с края стакана в воздух.

 

24. Ищем друзей (итоговое занятие)

Цель: закрепить представления детей о том, что разные предметы могут иметь одно и то же название. Задачи:

• проверить умение детей находить нужный предмет в знакомом помещении, руководствуясь только словесной информацией о его нахождении в пространстве;

• научить различать употребление грамматической формы един­ственного и множественного числа в речи;

• закрепить умение показывать жестами, а по возможности и сло­вами количество одинаковых предметов (понятие «один — много»);

• активизировать называние детьми их игрушек по картинкам и употребление ими притяжательных местоимений («мой, моя, мое, мне»), когда сами игрушки будут предъявлены.

Оборудование: игрушки детей, принесенные родителями (миш­ки, зайки, собачки, кошечки, мячики, куклы, машинки), кар­тинки с изображением игрушек (машинка, кукла и т.д.).

Ход занятия

Занятие проводится в помещении группы.

Предварительно родителей просят принести специально на это занятие несколько игрушек своего ребенка, указывая, что надо отбирать мячики, машинки, куклы, мишек, зайчиков, собачек, кошечек. Как правило, именно эти игрушки есть в доме у каждого ребенка. Пока детей нет в группе, некоторые игрушки по выбору взрослого прячутся в укромные места в помещении.

Детей приглашают в группу, им сообщают: «Сегодня к нам при­шли гости. Они очень маленькие и решили поиграть с нами в прят­ки. Сразу мы их не увидим. Но у нас есть картинки: на них мы увидим, кого нам надо искать».

Речевые инструкции:

1. «Ваня, посмотри: кто здесь нарисован?»

2. «Дети! Поднимите руки, у кого дома есть такая игрушка!»

3. «Сейчас мы будем искать (мишку), а когда найдем, тогда уз­наем, чей он (или чья это игрушка)!»

4. «Света, подойди ко мне!» Далее сообщите на ушко ребенку, где надо искать мишку. В поиск должен отправиться не хозяин игрушки, а любой другой ребенок. «Мишка прячется под подушкой в твоей кровати».

5. «Вот он, мишка! Чей мишка?» Надо обязательно дождаться, чтобы отозвался хозяин. Если ребенок еще не владеет словом «мой», помогите ему показать это жестом (прижать ладонь к своей груди), при этом сами произнесите нужное слово.

6. После того как хозяин найден, вопрос задается всем детям: «Чей это мишка?» Дети могут просто назвать имя хозяина, а вы их подправите, изменив слово с помощью притяжательного суффик­са, который произносится с выражением: «Правильно, это Ванин мишка». При поиске игрушек необходимо, чтобы в речевой инст­рукции, указывающей на местонахождение игрушки, использова­лись все понятные детям предлоги (в, на, за, под).

Если инструкция, произнесенная шепотом на ухо ребенку, бу­дет ему непонятна, ее надо повторить громко еще раз, чтобы услы­шали остальные дети и помогли своему другу в поисках.

Когда все игрушки будут найдены, просим детей рассадить их за столики: мишки садятся с мишками, зайки с зайками и т.д. Ма­шинки ставятся «в гараж», а мячики складываются на ковре.

Поочередно подходите к каждой группе игрушек, берите одну игрушку в руки и спрашивайте у детей: «Сколько у меня (мишек)?» Если дети затрудняются в ответе, можно подсказать им «на пальцах». «А здесь, сколько мишек?» (указательный жест в сторону остальных мишек). Желательно, чтобы хотя бы один ребенок сам ответил сло­вом «много» в доступной для его произношения форме. Остальные дети повторяют за взрослым это слово и одновременно показывают соответствующий жест обеими руками. В заключение просим еще раз показать, «где мишка, а где мишки». Задание повторяется для не­скольких разных групп игрушек.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками, по уровням;

3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».

 

25. Зимняя одежда: собираемся на прогулку

Цель: сформировать у детей умение выполнять два последова­тельных действия, объединенных одной общей целью, только по речевой инструкции.

Задачи:

• расширить пассивный словарный запас детей при освоении ими

знакомых действий, которые обычно выполнялись взрослыми по отношению к детям;

• учиться выполнять задание, связанное с перемещением ребен­ка в смежное помещение в доме, квартире, группе детского сада;

• обучить детей различать на картинках действия, выражаемые возвратными глаголами по сравнению с их исходной формой;

• стимулировать у детей желание договорить слово, закончив фразу взрослого, или использовать указательный жест для показа нужного предмета одежды;

• привлечь внимание детей к некоторым существенным различи­ям в одежде мальчиков и девочек.

Оборудование: детская одежда (верхняя одежда из шкафчиков в коридоре и несколько предметов нижнего белья — трусики, май­ки, колготки, носочки, гольфы), санки, прогулочная коляска для куклы, две куклы-голыша, стол, стульчик, коробка для одежды или игрушечный шкафчик из набора детской мебели.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, за столом.

Пригласите детей к столу и «познакомьте» их с куклами: маль­чиком и девочкой. Затем дети все вместе придумывают имена для кукол. Поскольку одной из задач занятия является развитие пред­ставлений у детей о связанных с их половой принадлежностью раз­личиях в одежде людей, целесообразно при назывании кукол дать им такие же имена, как и у играющих сейчас детей. Тогда будет легче соотнести пол куклы с полом конкретного ребенка.

Замечено, что чем младше ребенок, тем с большим трудом он «придумывает» имена для кукол: девочек или мальчиков, зато лег­ко «соглашается» в случаях, когда девочку называют именем его сестры, а мальчика — именем брата. В семьях, где воспитывается один ребенок, не посещающий детский сад, куклам можно дать имена мамы и папы ребенка, но не стоит пытаться называть кукол именами знакомых детей, которых в данный момент нет рядом с ребенком. Маленькие дети соотносят между собой только находя­щихся непосредственно перед ними людей (этот же принцип рас­пространяется и на окружающие предметы).

Когда куклы названы, попросите помочь вам одеть кукол на прогулку. Для этого пригласите детей к окну и покажите им, что на улице снег и раздетым куклам будет холодно, на них только майки и трусы.

Речевые инструкции:

1. «Вот Ваня. У Вани — только... (пауза, сопровождающаяся пока­зом на предмет одежды) майка и... трусы. Ване холодно! Замерзли его... (пауза, сопровождающаяся показом на часть тела)... ручки. Замерзли и его... ножки. Нашему мальчику очень холодно!»

2. Далее следует обращение к мальчику, который участвует в игре: «Ваня, найди в коробке (или в шкафу) колготки и дай их мне. Спасибо!»

3. «Я одеваю Ване колготки, а Оля мне помогает. Оля, помоги мне натянуть колготки на Ваню». Обычно используется прием, когда ребе­нок просто помогает до конца натянуть уже одетые взрослым колгот­ки, но некоторые дети могут, подражая взрослому, попробовать са­мостоятельно натянуть колготки на одну из ножек куклы.

4. «А теперь посмотрите на Олю (куклу). Оле тоже холодно! У Оли — только... (Пауза: подождите, не покажет ли кто-нибудь из детей сам на майку или трусы. Если — нет, сами покажите на нужный предмет одежды, но не называйте его сразу, а подождите «помо­щи» от детей)... майка и... трусы. Оле очень холодно! Замерзли ее... (Пауза!)... ручки. Замерзли и ее... ножки. Нашей девочке очень холодно!»

5. Третьего ребенка в зависимости от того, девочка это или маль­чик, можно попросить достать для куклы платье или брюки из коробки (игрушечного шкафчика) и помочь одеть куклу. Действие с одеждой выполняется в той мере, в которой у данного ребенка сформированы навыки самообслуживания.

6. «А теперь оденем на наших кукол теплые кофточки. Покажите, на кого мы оденем кофточку с машинкой (специально подбирается для игры кофточка с «мальчиковым» рисунком, например, машин­ка, ракета, футбольный мяч и т.п.). А вот кофточка с цветочком. На кого мы оденем эту кофточку?»

В заключение один ребенок должен принести из своего шкафчи­ка в коридоре шубку, шапку, шарфик для Вани, а другой — верх­нюю одежду для Оли.

«Иди к своему ящичку и принеси мне свою шубку. Спасибо! А теперь дай мне шубку и шапку». Плохо ориентирующегося ребенка можно «проводить» в прихожую, открыв перед ним дверь и повто­рив инструкцию еще раз, однако не следует чрезмерно «опекать» малыша: любой ребенок способен «найти» свою одежду для прогул­ки. Совместными усилиями каждая кукла постепенно одевается.

Если нет заранее приготовленной обуви для кукольной прогулки (валеночек или сапожек маленького размера), то ноги кукол в ко­ляске и санках можно просто накрыть одеялом.

«Ваня, посади мальчика в коляску и укрой его одеялом! Оля, посади девочку в санки и укрой ее одеялом!». Куклы «уезжают» на прогулку, а дети машут им руками.

Пока куклы «гуляют», с детьми рассматривают две крупные сюжетные картинки по теме «Одежда»:

«Мальчик одевается». «Мальчика одевает мама».

В конце занятия дети помогают раздеть кукол и отнести их одежду на места. Каждая речевая инструкция содержит задание из двух дей­ствий, но с одним предметом одежды: «Сними шарф и отнеси его в свой шкаф» (узлы предварительно развязываются, а пуговицы и молнии расстегиваются взрослым).

 

26. Готовим угощение для птиц и зверей

Цель: научить детей выполнять речевую инструкцию в два дей­ствия, не связанных жестко между собой по смыслу. Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о разли­чиях между птицами и животными;

• закрепить в их пассивном словарном запасе новые слова, свя­занные с качественными отличиями птиц от животных по фор­мальным признакам (перья, крылья, клюв) и выполняемым дей­ствиям (возможность летать, нести яйца);

• проверить знания детей об особенностях рациона некоторых птиц и животных, активизировать в их лексическом запасе слова по этим темам («имена» птиц и животных, их «голоса», названия любимых продуктов питания);

• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использо­вать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме;

• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу сло­вом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: игрушечные животные и птицы (кот, собачка, заяц, курочка, уточка и т.п.), крупные картинки с изображением каждого животного или птицы; набор мисок, продукты питания (капустный лист, морковь, косточка, пакет молока (200 мл), хлеб) и картинки с их изображением; столы, стульчики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...